о зачете выслуги лет военной службы в специальный трудовой стаж, об обязании назначить трудовую пенсию по старости



Дело №2-1265

Решение

Именем Российской Федерации

23 мая 2011 года

Московский районный суд города Твери

В составе председательствующего судьи Верещагиной Е.Н.

При секретаре Кишкичевой О.А.

С участием истца Мажориной Т.А.

Представителя истца Юрьева М.П.

Представителя ответчика ГУ УПФ РФ в г. Твери и Калининском районе Тверской области Морозовой Т.Н.

Рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Твери

Гражданское дело по иску Мажориной Т.А. к ГУ УПФ РФ в г. Твери и Калининском районе Тверской области об отмене решения, зачете выслуги лет военной службы в специальный трудовой стаж, об обязании назначить трудовую пенсию по старости,

установил:

Истец Мажорина Т.А. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г.Твери и Калининском районе об отмене решения ответчика, признании права на зачет выслуги лет военной службы в районах Крайнего Севера для начисления пенсии, обязании ответчика назначить трудовую пенсию по старости с учетом прохождения военной службы, взыскании судебных расходов.

В обоснование исковых требований истец Мажорина Т.А. указала, что в период проживания в районах Крайнего Севера она работала: с 11.08.01988 года до 01.09.1990 года и с 12.11.1990 года до 19.08.1992 года учителем начальных классов в г. Х-1 Республики Коми и Республике Карелия соответственно, с 04.11.1994 года до 30.05.1995 года – радиомехаником по ремонту электронного оборудования, лаборантом-кладовщиком в в/ч г. Х-2 Мурманской области; с 13.01.1993 года до 31.08.1994 года и с 31.05.1995 года до 11.06.1998 года проходила военную службу по контракту в в/ч , в/ч , в/, которые находились в районах Крайнего Севера, что подтверждается документально. Однако при обращении к ответчику за назначением пенсии в соответствии со ст. 28.1 ч. 6 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, поскольку пенсионное законодательство не предусматривает зачет периодов военной службы в стаж работы на Крайнем Севере. Считает, что отказ является незаконным, поскольку противоречит положениям ч. 3 ст. 10 ФЗ от 27.05.1997 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Также просит взыскать расходы на оплату услуг представителя в сумме 1550 рублей и государственную пошлину по делу в размере 200 рублей.

Истец Мажорина Т.А. и ее представитель Юрьев М.П. в суде поддержали заявленные исковые требования, просили обязать ответчика включить периоды прохождения истцом военной службы по контракту в районах Крайнего Севера с 13.01.1993 года до 31.08.1994 года и с 31.05.1995 года до 11.06.1998 года в льготный стаж и с учетом этого назначить ей досрочную пенсию.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г.Твери и Калининском районе Тверской области Морозова Т.Н. в суде исковые требования не признала, пояснив, действующим законодательством не предусмотрено включение периода прохождения военной службы в районах Крайнего Севера в специальный стаж для назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Данные периоды включены только в страховой стаж истца. Поскольку указанные периоды прохождения военной службы не подлежат зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, оснований для назначения такой пенсии не имеется.

Выслушав истца, представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее ФЗ № 173-ФЗ) основан на принципах обязательного пенсионного страхования. В силу статьи 3 ФЗ № 173-ФЗ право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

При определении права на трудовую пенсию учитывается страховой стаж, под которым ФЗ № 173-ФЗ понимает суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной трудовой деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (статья 2). Периоды, включаемые в страховой стаж для установления трудовой пенсии, подразделяется на две группы. В одну входят периоды трудовой и (или) иной деятельности, застрахованных в рамках системы обязательного пенсионного страхования, связанные с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а в другую – нестраховые периоды.

В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 11 ФЗ № 173-ФЗ период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», если ему предшествовали или за ним следовали периоды работы, засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 вышеуказанного закона, несмотря на то, что страховые взносы в Пенсионный фонд РФ за граждан, проходящих указанную службу не уплачивались и источник финансирования расходов на страховую часть трудовой пенсии отсутствовал. Порядок определения стажа урегулирован Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002г. № 555.

Тем самым для военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц предусмотрена возможность перехода из системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования, ориентированную на определенный круг субъектов, включающую определенные правила уплаты страховых взносов, условия назначения страхового обеспечения и порядок исчисления его размеров, т.е. получения трудовой пенсии, предоставляемой в рамках обязательного пенсионного страхования.

При этом законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж, в т.ч. в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

На основании п.п. 2 и 6 п. 1 ст. 28 ФЗ № 173-ФЗ следует иметь в виду, что в соответствии с п. 1 ст. 28.1 закона при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1-10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 7-9 пункта 1 статьи 28 закона, в порядке, определяемом правительством Российской Федерации.

При этом период прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы не подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку действующее законодательство не предусматривает такой возможности.

Таким образом, решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ в г. Твери и Калининском районе от 25 февраля 2011 года об отказе Мажориной Т.А. в зачете в льготный стаж периода прохождения службы по контракту с 13.01.1993 года до 31.08.1994 года и с 31.05.1995 года до 11.06.1998 года в в/ч , в/ч , в/ является обоснованным, и законных оснований для зачета спорного периода в льготный стаж, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 28 ФЗ № 173-ФЗ не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.197-198 ГПК РФ, суд

решил:

В иске Мажориной Т.А. к ГУ УПФ РФ в г.Твери и Калининском районе Тверской области о зачете в специальный трудовой стаж период прохождения военной службы в условиях Крайнего Севера с 13 января 1993 года до 31 августа 1994 года, с 31 мая 1995 года по 10 июня 1998г., об обязании назначить трудовую пенсию по старости, возмещении судебных расходов по оплате помощи представителя отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Московский районный суд г.Твери в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Федеральный судья Е.Н. Верещагина