об обязании обеспечить средствами реабилитации



Дело № 2-1161/11

Решение

Именем Российской Федерации

25 мая 2011 года

Московский районный суд города Твери в составе:

Председательствующего судьи Верещагиной Е.Н.

При секретаре Кишкичевой О.А.,

С участием представителя прокурора Московского района г. Твери Ульяновской И.Ю.,

Законного представителя Кулешовой О.В.,

Представителя ответчика Лукиной Е.А.,

Представителя соответчика Гуркиной О.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери

гражданское дело по иску Прокурора Московского района г. Твери в интересах Лучникова Е.С. к ГУ «Тверское региональное отделение Фонда социального страхования РФ» об обязании обеспечить средствами реабилитации,

установил:

Прокурор Московского района г. Твери в интересах несовершеннолетнего Лучникова Е.С., в котором просит признать за истцом право на обеспечение техническими средствами реабилитации – двумя парами сложной ортопедической обуви, а также признать бездействие ответчика по данному вопросу незаконным.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Лучников Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом. В соответствии индивидуальной программой реабилитации № 372 от 10.12.2009 года Лучников Е.С. должен обеспечиваться четырьмя парами сложной ортопедической обуви в срок до 01.01.2011 года. 18.01.2010 года Лучников Е.С. был постановлен на учет для обеспечения средствами реабилитации, ему были выданы 4 направления « 13-20/13/1801 от 18.01.2010 года. На основании указанных направлений ребенку были выданы только 1 пара детских утепленных ботинок и 1 пара детских полуботинок. 28.03.2011года Лучников Е.С. был вновь постановлен на учет для обеспечения 2 оставшимися средствами реабилитации. Однако до настоящего времени ответчиком ортопедическая обувь ребенку не предоставлена.

Помощник прокурора Ульяновская И.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам изложенным в заявлении, просила признать действия ответчика ГУ «ТРОФСС РФ», связанные с необеспечением Лучникова Е.С. двумя парами сложной ортопедической обуви, незаконными, возложив на ответчика обязанность по обеспечению ребенка обувью.

Законный представитель несовершеннолетнего Лучникова Е.С. – его мать ФИО4 в суде иск поддержала, просила его удовлетворить, пояснила, что обувь ребенку требуется постоянно, не менее 1 пары на сезон.

Представитель ответчика ГУ «ТРОФСС» Лукина Е.А. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что Лучников Е.С. до конца 2010 года не был обеспечен необходимыми техническими средствами реабилитации по причине недостаточности финансирования из Федерального бюджета. Поэтому в данном случае вины ответчика нет, соответственно нельзя говорить о незаконности бездействия. В 2011 году ТРОФСС не имело законных оснований для обеспечения Лучникова Е.С., поскольку 31.12.2010 года истек срок действия индивидуальной программы реабилитации, которой была установлена нуждаемость в технических средствах реабилитации.

Представитель соответчика Министерства финансов РФ в лице УФК по Тверской области Гуркина О.Д. в судебном заседании также возражала против иска, пояснила, что Министерство финансов РФ в соответствии с Ведомственной структурой расходов федерального бюджета на 2010 год (приложение 6 к ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов») из федерального бюджета были выделены межбюджетные трансферты бюджету ФССРФ (на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий) в сумме 8 495 300,6 тыс. рублей. Полагает, что Министерство финансов РФ не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку финансирование ФСС РФ было осуществлено в полном объеме, а в свою очередь ФСС РФ недостаточно профинансировал ТРОФСС РФ.

Выслушав прокурора, законного представителя истца, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению частично.

Судом установлено, что Лучников Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом. ФГУ «ГБ МСЭ по Тверской области» несовершеннолетнему Лучникову Е.С. 10.12.2009 года была разработана индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида № 732, в соответствии с которой последний должен обеспечиваться четырьмя парами сложной ортопедической обуви в срок до 01.01.2011 года. Указанная программа в полной мере выполнена не была, поскольку Лучников Е.С., поставленный на учет для обеспечения средствами реабилитации 18.01.2010 года, был обеспечен только двумя парами необходимой обуви.

Правовые основы по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в соответствии со ст. 11.1 которого финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Предусмотренные индивидуальными программами реабилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

В соответствии с п. 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. № 240 (с изм. от 8 апреля 2011 г.) обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В силу п. 3. данных Правил обеспечение инвалидов техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

Пункт 16 Правил дублирует положения ФЗ № 181-ФЗ от 24.11.1995 года и также закрепляет, что финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг, ветеранам - изделий.

Таким образом, именно к полномочиям ГУ ТРОФСС РФ отнесено обеспечение Лучникова Е.С. средствами технической реабилитации, которое свои обязанности в полной мере не выполнило и не обеспечило истца 4 парами сложной ортопедической обуви.

Вместе с тем, сроки использования указанной обуви определены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 мая 2007 г. № 321, согласно которому 1 пара сложной ортопедической обуви, в том числе обуви на утепленной подкладке, ребенку-инвалиду выдается на срок пользования не 3 месяцев.

Следовательно, Лучникову Е.С. необходимы были 4 пары сложной ортопедической обуви на год на различные погодные условия, тогда как выданы по факту только две.

Ответчиком, своевременно не исполнившим свои обязательства в полном объеме, нарушено право истца Лучникова Е.С. на государственную социальную помощь, в связи с чем данное право должно быть восстановлено путем удовлетворения иска и возложения на ГУ ТРОФСС РФ обязанности исполнить обязательства по обеспечению ребенка-инвалида оставшимися двумя парами сложной ортопедической обуви.

Исковые требования прокурора в части признания бездействия ГУ ТРОФСС РФ незаконными удовлетворению не подлежат, поскольку своевременное (в срок до 01.01.2011 года) исполнение обязанностей по обеспечению Лучникова Е.С. техническими средствами реабилитации было затруднено недостаточным финансированием, а в последствии истек срок действия программы реабилитации, в соответствии с которой у истца возникло право на получение указанной обуви.

На основании изложенного, руководствуясь ст.196-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Московского района г. Твери к ГУ Тверское региональное отделение Фонда социального страхования РФ удовлетворить частично.

Возложить на ГУ Тверское региональное отделение Фонда социального страхования РФ обязанность по обеспечению Лучникова Е.С. двумя парами сложной ортопедической обуви, в том числе на утепленной подкладке, за счет средств федерального бюджета.

Исковые требования в части признания незаконным бездействия по обеспечению Лучникова Е.С. двумя парами сложной ортопедической обуви в срок до 01.01.2011 года оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Московский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Федеральный судья Е.Н. Верещагина