Дело № 2 – 1894/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 16 июня 2011 года г.Тверь Московский районный суд города Твери в составе председательствующего судьи Багаевой В.Н. при секретаре Ляпуновой Т.К. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чагиной А.А. к Департаменту социальной защиты населения Тверской области об обязании предоставить жилое помещение вне очереди на условиях договора социального найма, у с т а н о в и л: Чагина А.А. обратилась в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения Тверской области об обязании предоставить жилое помещение вне очереди на условиях договора социального найма. В обоснование исковых требований истец указала, что ее одинокая мать. С.И. умерла. Постановлением администрации Пролетарского района г.Твери за истцом закреплено жилое помещение по адресу: г.Тверь, д.56-а, собственником которого является бабушка Ч.Н.И. Истец считает закрепление за ней жилого помещения неправомерным, так как она не является собственником жилого помещения, жилое помещение представляет собой одну комнату площадью 15,1 кв.м в деревянном доме без удобств, в комнате в настоящее время зарегистрированы и проживают 5 человек. Департаментом социальной защиты населения Тверской области истцу отказано в постановке на учет для обеспечения жильем. Истец просит обязать ответчика обеспечить жилым помещением вне очереди на условиях договора социального найма. В судебном заседании истец Чагина А.А. поддержала исковые требования по изложенным в исковом заявлении доводам, пояснила, что после смерти матери ее опекуном была назначена бабушка Ч.Н.И., закреплено жилое помещение, в котором она проживала вместе с опекуном. После прекращения опеки и окончания обучения в Тверском промышленно-экономическом колледже истец также проживает в закрепленном за ней жилом помещении. С 30 декабря 2008 года истец состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в администрации Пролетарского района г.Твери, включена в список на внеочередное предоставление жилого помещения. Представитель ответчика Департамента социальной защиты населения Тверской области. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что отсутствуют основания для предоставления истцу вне очереди жилого помещения, поскольку при выявлении истца как ребенка-сироты, за ней закреплено жилое помещение, в котором истец проживает после прекращения опеки и окончания учебного заведения. Представитель третьего лица территориального отдела социальной защиты населения г.Твери в судебном заседании оставила рассмотрение данного спора на усмотрение суда. Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что иск не обоснован и не подлежит удовлетворению. Статьей 1 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В судебном заседании установлено, что Чагина А.А. до достижения 23-летего возраста относилась к категории лиц из числа детей-сирот. Ее одинокая мать умерла. В записи акта о рождении истца сведения об ее отце внесены по указанию матери. Постановлением Главы администрации Пролетарского района г.Твери Ч.Н.И. назначена опекуном над Чагиной А.А., за несовершеннолетней закреплена жилая площадь по адресу: г.Тверь, д.56-а, кв.1. На основании договора дарения доли жилого дома указанного жилого дома принадлежит Ч.Н.И.. Согласно справке председателя уличного комитета по указанному адресу истец Чагина А.А. зарегистрирована и проживает вместе с бабушкой Ч.Н.И.. Распоряжением администрации Пролетарского района в г.Твери Чагина А.А. поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включена в список на внеочередное предоставление жилой площади. В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» одной из дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, является обеспечение вне очереди жилым помещением. На основании ст. 57 ч. 2 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства). Обеспечение граждан жилыми помещениями по договорам социального найма производится в порядке, предусмотренном жилищным кодексом РФ. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Действующий жилищный кодекс возлагает обязанность по установлению нуждаемости граждан в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма на органы местного самоуправления. Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. В жилищном кодексе РФ отсутствует указание на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет, а также финансовых возможностей субъекта по обеспечению граждан жилыми помещениями. Положения Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения такими лицами указанного возраста. Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. Достижение лицом 23-летнего возраста, поставленным на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение. В соответствии с Порядком обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденным Постановлением Администрации Тверской области от 29 июня 2006 года № 156-па, органом, уполномоченным на приобретение и предоставление жилых помещений по договору социального найма указанной категории лиц, является Департамент социальной защиты населения Тверской области, который ведет учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), нуждающихся в предоставлении жилого помещения. На основании ст. 155.3 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством. Таким образом, для реализации истцом предоставленной законом социальной гарантии в виде внеочередного предоставления жилого помещения необходимо одновременно наличие нескольких условий, а именно: относиться к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; не иметь закрепленного жилого помещения; быть признанной нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. В судебном заседании установлено, что при выявлении Чагиной А.А. как ребенка-сироты и назначении над ней опеки за истцом было закреплено жилое помещение. Истцом не представлены доказательства и не приведены доводы о незаконности закрепления за ней жилого помещения. 12 мая 2011 года Департаментом социальной защиты населения Тверской области истцу отказано во внесении в реестр детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилья, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, и в предоставлении вне очереди жилого помещения на условиях договора социального найма в связи с наличием у истца закрепленного жилого помещения. В соответствии со ст. 196 ч. 3 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Истцом не заявлены требования о признании незаконным постановления о закреплении жилого помещения, в связи с чем, суд не вправе выйти за пределы заявленных требований и принять решение по данным вопросам. Таким образом, истцом не представлены доказательства об отсутствии закрепленного жилого помещения. При наличии установленных судом обстоятельств исковые требования об обязании предоставить вне очереди жилое помещение на условиях договора социального найма не подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований Чагиной А.А. к Департаменту социальной защиты населения Тверской области об обязании предоставить жилое помещение вне очереди на условиях договора социального найма отказать. Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд путем подачи жалобы через Московский районный суд г.Твери в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Председательствующий