об обязании предоставить жилое помещение вне очереди



Дело № 2 – 1451/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 июня 2011 года г.Тверь

Московский районный суд города Твери в составе

председательствующего судьи Багаевой В.Н.

при секретаре Ляпуновой Т.К.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Парфеновой Е.М. к Департаменту социальной защиты населения Тверской области, Администрации Тверской области об обязании предоставить жилое помещение вне очереди на условиях договора социального найма,

у с т а н о в и л:

Парфенова Е.М. обратилась в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения Тверской области, Администрации Тверской области об обязании предоставить жилое помещение вне очереди на условиях договора социального найма. В обоснование исковых требований истец указала, что решением суда мать истца П.Г.В. лишена родительских прав в отношении дочери, умерла 16 января 2001 года; место нахождения отца неизвестно. Постановлением Главы администрации Московского района г.Твери и на основании путевки истец определена в детский дом, с 27 июня 1995 года по июнь 2004 года воспитывалась в школе-интернате; обучалась в профессиональном училище. Истец является одинокой матерью, зарегистрирована и проживает в квартире 6 в г.Твери, в которой зарегистрированы 10 человек. Департаментом социальной защиты населения Тверской области истцу отказано в предоставлении жилого помещения. Истец просит обязать ответчика обеспечить жилым помещением вне очереди на условиях договора социального найма.

В судебном заседании истец Парфенова Е.М. поддержала исковые требования по изложенным в исковом заявлении доводам, пояснила, что ее мать являлась одинокой матерью. В 2004 году истец после окончания школы-интерната 2 года обучалась в г.Кимры, но обучение не закончила. Мать истца с 1978 года состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, после ее смерти на учет была поставлена сестра. Истец на таком учете никогда не состояла. Истец просила отложить рассмотрение дела в связи с обращением 14 июня 2011 года в администрацию Московского района г.Твери с заявлением о признании малоимущей для постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Заявление истца будет рассматриваться администрацией района в течение двух месяцев.

Представитель ответчика Департамента социальной защиты населения Тверской области в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что отсутствуют основания для предоставления истцу вне очереди жилого помещения, поскольку истец не признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения органом местного самоуправления. При выявлении истца как лица, оставшегося без попечения родителей, за ней закреплено жилое помещение, в котором истец проживает после окончания пребывания в государственных детских учреждениях. Представитель ответчика возражала против удовлетворения ходатайства истца об отложении судебного разбирательства, поскольку это ведет к затягиванию рассмотрения дела, у истца было достаточно времени для решения вопроса о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения. В случае положительного решения вопроса администрацией района истец вправе обратиться в суд с иском по новым основаниям. Представитель ответчика просила рассмотреть дело по имеющимся в деле доказательствам.

Представитель ответчика Администрации Тверской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что иск не обоснован и не подлежит удовлетворению.

Статьей 1 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В судебном заседании установлено, что Парфенова Е.М. осталась без попечения родителей. Решением суда мать истца П.Г.В. лишена родительских прав в отношении дочери. 16 января 2001 года мать истца умерла. В записи акта о рождении истца сведения об ее отце внесены по указанию матери.

Постановлением Главы администрации Московского района г.Твери Парфенова Е.М. определена в детский дом, за несовершеннолетней закреплена жилая площадь по адресу: г.Тверь, кв.6. Согласно счет-квитанции в указанной квартире общей площадью 61,3 кв.м, жилой площадью 45 кв.м зарегистрировано 10 человек.

На основании путевки Управления народного образования Парфенова Е.М. направлена в детский дом, с 27 июня 1995 года по 31 августа 2004 года являлась воспитанницей школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, Парфенова Е.М., достигшая возраста 18 лет, в возрасте до 18 лет осталась без попечения родителей в связи с лишением ее одинокой матери родительских прав, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» одной из дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, является обеспечение вне очереди жилым помещением.

На основании ст. 57 ч. 2 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства).

Обеспечение граждан жилыми помещениями по договорам социального найма производится в порядке, предусмотренном жилищным кодексом РФ. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Действующий жилищный кодекс возлагает обязанность по установлению нуждаемости граждан в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма на органы местного самоуправления.

Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. В жилищном кодексе РФ отсутствует указание на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет, а также финансовых возможностей субъекта по обеспечению граждан жилыми помещениями.

В соответствии с Порядком обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденным Постановлением Администрации Тверской области от 29 июня 2006 года № 156-па, органом, уполномоченным на приобретение и предоставление жилых помещений по договору социального найма указанной категории лиц, является Департамент социальной защиты населения Тверской области, который ведет учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), нуждающихся в предоставлении жилого помещения.

На основании ст. 155.3 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Таким образом, для реализации истцом предоставленной законом социальной гарантии в виде внеочередного предоставления жилого помещения необходимо одновременно наличие нескольких условий, а именно: относиться к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; не иметь закрепленного жилого помещения; быть признанной нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

В судебном заседании установлено, что при выявлении Парфеновой Е.М. как лица, оставшегося без попечения родителей, и определении в государственное детское учреждение, за истцом было закреплено жилое помещение. Истцом не представлены доказательства и не приведены доводы о незаконности закрепления за ней жилого помещения.

Истцом не представлены сведения о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма.

При принятии искового заявления определением судьи от 06 мая 2011 года, направленным по указанному истцом адресу, истцу была разъяснена необходимость представления доказательств для разрешения иска, в том числе сведений о нуждаемости в предоставлении жилого помещения, установленной органом местного самоуправления. Письмом Территориального отдела социальной защиты населения г.Твери от 14 апреля 2009 года и письмом Департамента социальной защиты населения Тверской области от 22 апреля 2009 года истцу разъяснялись необходимость и порядок предоставления документов для постановки на учет по улучшению жилищных условий. Истец обратилась в администрацию Московского района г.Твери с заявлением о признании малоимущей для постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения 14 июня 2011 года. Учитывая изложенные факты, срок нахождения дела в производстве суда, право сторон на судопроизводство в разумный срок, истцу отказано в удовлетворении ходатайства об отложении судебного разбирательства.

12 апреля 2010 года Департаментом социальной защиты населения Тверской области истцу отказано в предоставлении вне очереди жилого помещения на условиях договора социального найма в связи с наличием у истца закрепленного жилого помещения.

В соответствии со ст. 196 ч. 3 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Истцом не заявлены требования о признании незаконным постановления о закреплении жилого помещения, в связи с чем, суд не вправе выйти за пределы заявленных требований и принять решение по данному вопросу.

Таким образом, истцом не представлены доказательства об отсутствии закрепленного жилого помещения, о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма.

Кроме того, поскольку для реализации социальной гарантии в виде внеочередного предоставления жилого помещения необходимо одновременно наличие нескольких условий, то отсутствие одного из перечисленных условий влечет отсутствие права на указанную социальную гарантию. Наличие у истца закрепленного жилого помещения является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Признание истца нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма при наличии закрепленного жилого помещения не может служить основанием для удовлетворения исковых требований.

При наличии установленных судом обстоятельств исковые требования об обязании предоставить вне очереди жилое помещение на условиях договора социального найма не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Парфеновой Е.М. к Департаменту социальной защиты населения Тверской области, Администрации Тверской области об обязании предоставить жилое помещение вне очереди на условиях договора социального найма отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд путем подачи жалобы через Московский районный суд г.Твери в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий