о включении имущества в наследственную массу



Дело №2-1385/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 мая 2011 года

Московский районный суд города Твери

в составе председательствующего судьи Ипатова В.Е.

при секретаре Коршуновой О.С.,

с участием истца Лапиной Ж.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери гражданское дело по иску Лапиной Ж.В. к Администрации Московского района гор.Твери о включении имущества в наследственную массу,

у с т а н о в и л:

Истец Лапина Ж.В. обратилась в суд с иском к ответчику Администрации гор.Твери о включении имущества в наследственную массу. В обосновании своих требований указала, что 21 января 2010 года умерла ее мать ФИО1. После ее смерти осталось наследство в виде квартиры по адресу: <адрес>. Она как единственный наследник по закону своевременно приняла наследство, обратившись в 6-ти месячный срок к нотариусу. Однако нотариусом было вынесено постановление об отказе в совершении нотариального действия в связи с тем, что в ЕРГП отсутствуют сведения в отношении наследственного имущества. При таких обстоятельствах возникла необходимость во включении указанной выше квартиры в наследственную массу, открывшуюся после смерти ФИО1.

В судебном заседании истец исковые требования поддержала в полном объеме, изложив их так, как они изложены в исковом заявлении. Дополнительно истец пояснил суду, что она является единственным наследником по закону.

В судебное заседание ответчик – Администрация Московского района гор.Твери, не явился, о дате и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, своего представителя в суд не направил, о причинах неявки суду не сообщил.

Выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что 19 мая 1999 года ФИО1 на основании договора передачи квартиры в собственность граждан была передана в собственность двухкомнатная квартира по адресу: <адрес>. Указанный договор ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в Тверской городской регистрационной палате. 08 июля 1999 года ФИО1 было выдано свидетельство о государственной регистрации права. Данные обстоятельства, подтверждаются договором передачи квартиры в собственность граждан с отметкой о государственной регистрации сделки, свидетельством о государственной регистрации права, копии которых имеются в материалах дела.

21 января 2010 года ФИО1 умерла, что подтверждается свидетельством о смерти, копия которого имеется в материалах дела.

В силу ст. 1114 ГК РФ временем открытия наследства признается день смерти наследодателя.

Согласно, материалам наследственного дела -ДД.ММ.ГГГГ год истец приняла наследство после смерти ФИО1 путем подачи заявления нотариусу, в связи с чем нотариусом было заведено указанное выше наследственное дело.

Судом установлено, что истец по делу является дочерью умершей, следовательно, является наследником первой очереди по закону. Данный факт подтверждается свидетельствами о рождении истца и брака, копии которых имеются в материалах дела.

Другие наследники первой очереди отсутствуют.

Из имеющегося в материалах дела уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним сведений от 10.06.2010 года, усматривается, что в ЕГРП отсутствует запись на объект недвижимого имущества (квартира), расположенный по адресу: <адрес>.

Согласно, справки Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от 10.06.2010 г. подготовленной по данным архива Тверской городской регистрационной палаты, на вышеуказанный объект недвижимого имущества (квартира), расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрировано право собственности за ФИО1.

Согласно ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции.

В соответствии со ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно ст. 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

В соответствии со ст.131 ГК РФ. Вместе с тем, субъектам РФ предписывалось создание системы учреждений юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество поэтапно с завершением до 01.01.2000 года. Так Учреждение юстиции Тверской области по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним было создано на основании Постановления Губернатора Тверской области от 03.12.1998 года № 820, а приступило к фактическому ведению единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним еще позднее, с 01.01.2000 года. До момента фактического создания Учреждения юстиции Тверской области по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и начала ведения реестра регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляла сначала Тверское городское бюро технической инвентаризации, а затем Тверская городская регистрационная палата (ТГРП), на основании п.3 Постановления Администрации Тверской области № 454 от 08.07.1998 года «О создании системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Тверской области» и Постановлений Главы администрации г. Твери № 1206 от 31.10.1995 года и № 2716 от 09.12.1998 года.

В судебном заседании установлено, что ФИО1. зарегистрировала договор передачи квартиры в собственность граждан в Тверской городской регистрационной палате 14 июля 1999 г..

Таким образом, судом установлено, что ТГРП, обязанная на момент регистрации ФИО1 договора, вести ЕГРП и выдавать сведения о зарегистрированных правах, указанные действия не совершила. Однако суд полагает, что ненадлежащее выполнение ранее действовавшим регистрирующим органом положений ч.1 ст.33 ФЗ от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не должно влечь неблагоприятных последствий для граждан, добросовестно и своевременно выполнивших требования о государственной регистрации совершенных ими сделок, предъявляемые к ним в соответствии с законодательством и практикой, существовавшими на момент их оформления.

Так как наследодателем были выполнены все действия, направленные на регистрацию права собственности на приобретенную по договору передачи квартиры в собственность граждан, суд считает, что наследодатель такое право приобрел и, следовательно, указанное недвижимое имущество может переходить по наследству, в связи с чем, подлежит включению в наследственную массу, открывшуюся после смерти ФИО1.

Таким образом, исковые требования Лапиной Ж.В. подлежат удовлетворению, так как в соответствии со ст.45 Конституции РФ, являющейся нормой прямого действия, государство гарантирует защиту прав и свобод гражданина. При этом каждый вправе защищать их всеми способами, не запрещенными законом, в том числе и путем предъявления в суд данного иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 191-197, 233-235 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Лапиной Ж.В. удовлетворить.

Включить в наследственную массу, открывшуюся после смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, имущество в виде квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Московский районный суд гор.Твери в течение 10 дней со дня объявления решения.

Судья: