решение суда об отказе работодателю во возыскании денежных средств с работника



Дело № 2-2147/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 июля 2011 года

Московский районный суд города Твери в составе:

Председательствующего судьи Пыжовой Н.И.,

При секретаре Мещеряковой А.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области к Аршинову А.В. о взыскании денежных средств,

У С Т А Н О В И Л :

Департамент управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области обратился в суд с иском к Аршинову А.В. о взыскании денежных средств в сумме <данные изъяты>.

В обоснование иска указал, что Аршинов А.В. был принят на государственную гражданскую службу Тверской области и назначен на должность государственной гражданской службы Тверской области <данные изъяты> Департамент управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области 31.10.2006 года. 16.06.2010 года Аршинов А.В. был уволен. Согласно ст.50 ФЗ от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» оплата труда государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации производится в виде денежного содержания, которое состоит в том числе из дополнительных выплат, к которым относится также единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда государственных гражданских служащих. В соответствии со ст.19 Закона Тверской области от 21.06.2005г. № 89-ЗО «О государственной гражданской службе Тверской области» и ст.1 Закона Тверской области от 09.12.2005 года № 145-ЗО «Об оплате труда государственных гражданских служащих Тверской области» в оплату труда государственного гражданского служащего Тверской области входят единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь. В соответствии с ч.7-1 ст.20 Закона Тверской области от 21.06.2005 года № 89-ЗО «О государственной гражданской службе Тверской области» гражданскому служащему Тверской области за счет средств, предусмотренных областным бюджетом Тверской области на соответствующий финансовый год, осуществляется единовременная ежегодная выплата на лечение и отдых. На основании данной нормы было принято распоряжение Администрации Тверской области от 18.02.2010г. №120-ра «О единовременной ежегодной денежной выплате на лечение и отдых работникам исполнительных органов государственной власти Тверской области». В январе 2010 года Аршинову А.В. в соответствии с п.14 Положения об отдельных дополнительных выплатах работникам Департамента управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области, утвержденным приказом начальника Департамента от 28.11.2007г. -к были произведены начисления и выплата материальной помощи в размере <данные изъяты>., а также в соответствии с п.2 Положения – начисление и выплата единовременной выплаты к отпуску в размере <данные изъяты> руб. Кроме того, в апреле 2010 года Аршинову А.В. в соответствии с Распоряжением от 18.02.2010г. -ра были произведены начисление и выплата денежных средств на лечение и отдых в размере <данные изъяты>. При увольнении Аршинова А.В. в соответствии с п.3 и п.16 Положения, а также в соответствии с п.5 Распоряжения были сделаны перерасчеты вышеуказанных выплат за неотработанное в 2010 году время (материальная помощь <данные изъяты>., единовременная выплата к отпуску- <данные изъяты>., выплата на лечение и отдых -<данные изъяты>.). При увольнении с Аршинова было произведено только частичное удержание вышеуказанных выплат. В результате долг Аршинова А.В. перед Департаментом по состоянию на 16.06.2010 года составил <данные изъяты>., в том числе материальная помощь в размере <данные изъяты>., единовременная выплата к отпуску в размере <данные изъяты>., выплата на лечение и отдых в размере <данные изъяты>. 08.02.2001 года Аршинову А.В. было направлено письмо с предложением добровольно погасить имеющуюся у него задолженность перед Департаментом не позднее 28.02.2011 года. Однако Аршинов А.В. долг так и не погасил.

Представитель истца по доверенности ФИО1 поддержала иск по доводам, изложенным в исковом заявлении и просила взыскать с ответчика за неотработанное в 2010 году время материальную помощь, единовременную выплату к отпуску и выплату на лечение и отдых в соответствии с нормами ФЗ от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и трудового законодательства.

В судебном заседании ответчик Аршинов А.В. с иском не согласился. Как пояснил ответчик, о том, что он что-то должен Департаменту ему стало известно из искового заявления, которое он получил лишь 15.07.2011 года. Считает, что ст. 137 Трудового кодекса РФ, на которую ссылается истец, в отношении него не применима. В период работы в Департаменте никаких замечаний он не имел. При увольнении с него были удержаны какие- то денежные суммы.

Выслушав стороны, исследовав документы, суд находит исковые требования Департамента управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области не подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что Аршинов А.В. был принят на государственную гражданскую службу Тверской области и назначен на должность государственной гражданской службы Тверской области главного специалиста-эксперта отдела экологического контроля и охраны окружающей среды Департамента управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области 31.10.2006 года.

На основании приказа -к от 10.06.2010 г. Аршинов А.В. уволен с государственной гражданской службы 16.06.2010 года по собственной инициативе ( п.3 ч.1 ст.33 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»).

В период работы Аршинову А.В. предоставлялись ежегодные оплачиваемые отпуска, а именно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, дополнительный оплачиваемый отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Согласно ст.50 ФЗ от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» оплата труда государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации производится в виде денежного содержания, которое состоит в том числе из дополнительных выплат, к которым относится также единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда государственных гражданских служащих.

В соответствии со ст.19 Закона Тверской области от 21.06.2005г. № 89-ЗО «О государственной гражданской службе Тверской области» и ст.1 Закона Тверской области от 09.12.2005 года № 145-ЗО «Об оплате труда государственных гражданских служащих Тверской области» в оплату труда государственного гражданского служащего Тверской области входят единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь.

В соответствии с ч.7-1 ст.20 Закона Тверской области от 21.06.2005 года № 89-ЗО «О государственной гражданской службе Тверской области» гражданскому служащему Тверской области за счет средств, предусмотренных областным бюджетом Тверской области на соответствующий финансовый год, осуществляется единовременная ежегодная выплата на лечение и отдых. При этом в силу вышеуказанного закона данный вид выплат также входит в денежное содержание гражданского служащего. На основании вышеуказанной нормы было принято распоряжение Администрации Тверской области от 18.02.2010г. №120-ра «О единовременной ежегодной денежной выплате на лечение и отдых работникам исполнительных органов государственной власти Тверской области».

В январе 2010 года Аршинову А.В. в соответствии с п.14 Положения об отдельных дополнительных выплатах работникам Департамента управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области, утвержденным приказом начальника Департамента от 28.11.2007г. -к были произведены начисления и выплата материальной помощи в размере <данные изъяты>., а также в соответствии с п.2 Положения – начисление и выплата единовременной выплаты к отпуску в размере <данные изъяты>.

Кроме того, в апреле 2010 года Аршинову А.В. в соответствии с Распоряжением от 18.02.2010г. -ра были произведены начисление и выплата денежных средств на лечение и отдых в размере <данные изъяты>.

При увольнении Аршинова А.В. в соответствии с п.3 и п.16 Положения, а также в соответствии с п.5 Распоряжения были сделаны перерасчеты вышеуказанных выплат за неотработанное в 2010 году время и произведено частичное удержание вышеуказанных выплат. В результате задолженность Аршинова А.В. перед Департаментом по состоянию на 16.06.2010 года составила <данные изъяты>.

В соответствии со ст.11 Трудового Кодекса РФ на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной гражданской службе.

В силу ст.73 ФЗ от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

В ст.137 Трудового кодекса РФ законодатель определил два понятия «удержание» и «взыскание» из заработной платы работника.

В части 2 ст.137 Трудового кодекса РФ указан перечень случаев, при возникновении которых работодатель вправе (но не обязан) осуществить удержания, производимых для погашения денежных обязательств работника пред организацией.

В силу абзаца 5 ч.2 ст.137 Трудового кодекса РФ работодатель может производить удержания из заработной платы работника для погашения задолженности при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска. Удержания за эти дни не производятся, если работник увольняется по основаниям, указанным в п.8 ч.1 ст.77 или п.п.1,2 или 4 ч.1 ст.81, п.п.1,2,5,6 и 7 ст.83 настоящего Кодекса.

В силу п.3 и п.16 Положения об отдельных дополнительных выплатах работникам Департамента управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области, утвержденным приказом начальника Департамента от 28.11.2007г. -к единовременная выплата и материальная помощь удерживается за неотработанное в текущем календарном году время при увольнении гражданского служащего.

В силу п.5 Распоряжения Администрации Тверской области от 18.02.2010г. №120-ра «О единовременной ежегодной денежной выплате на лечение и отдых работникам исполнительных органов государственной власти Тверской области» перерасчет суммы полученной выплаты на лечение и отдых производится пропорционально фактически отработанному времени в текущем календарном году.

При этом ФЗ от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», устанавливающий правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации, не регулирует вопросы по поводу взыскания в судебном порядке с государственных гражданских служащих излишне выплаченного денежного содержания.

Понятие денежного содержания приравнивается к понятию заработной платы.

В соответствии с ч.4 ст.137 Трудового кодекса РФ заработная плата, излишне выплаченная работнику, не может быть с него взыскана, за исключением случаев: счетной ошибки; если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда или простое; если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.

Из анализа положений ст.137 Трудового кодекса РФ следует, что взыскание в судебном порядке излишне выплаченной заработной платы возможно лишь в предусмотренных указанной статьей исключительных случаях.

Аналогичные положения предусмотрены и п.3 ст.1109 Гражданского кодекса РФ, ограничивающей основания для взыскания заработной платы и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средства к существованию как неосновательного обогащения.

Как установлено судом, при увольнении Аршинову А.В. были начислены денежные средства. При этом Департамент частично вследствие недостаточности сумм, причитающихся при расчете, произвел удержание у Аршинова А.В. за неотработанное в 2010 году время (материальная помощь, единовременная выплата к отпуску, выплата на лечение и отдых ).

Взыскание же оставшейся задолженности в размере <данные изъяты>. с Аршинова А.В. в судебном порядке не может быть произведено, т.к. доказательств, подтверждающих факт недобросовестности со стороны Аршинова А.В., а также счетной ошибки истцом суду не представлено.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения иска Департамента управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области к Аршинову <данные изъяты> о взыскании денежных средств.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Департаменту управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области в иске к Аршинову А.В. о взыскании денежных средств отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд с подачей жалобы через Московский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: Н.И. Пыжова