Дело № 2-2815/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19 сентября 2011 года Московский районный суд города Твери в составе: Председательствующего судьи Пыжовой Н.И., При секретаре Ивановой О.С., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Уваровой Л.В. к Управлению административных органов Тверской области о признании незаконным приказа о невыплате дополнительной материальной помощи, взыскании дополнительной материальной помощи, компенсации морального вреда и судебных расходов, У С Т А Н О В И Л : Уварова Л.В. обратилась в суд с иском к Управлению административных органов Тверской области о признании незаконным приказа в части лишения ее материальной помощи, взыскании материальной помощи за счет экономии средств заработной платы за полугодие 2011 года в размере … руб. и компенсации морального вреда в размере … рублей. В ходе беседы 22.08.2011 года представителем истца Уваровой Л.В. было также представлено заявление о взыскании судебных расходов с ответчика в размере … рублей за оформление доверенности представителю. В обоснование иска указала, что на основании служебного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ она работает помощником мирового судьи судебного участка № <данные изъяты> в Управлении административных органов Тверской области. Согласно ст. 19 закона Тверской области от 21 июня 2005 г. N 89-30 "О государственной гражданской службе Тверской области" ей положена материальная помощь за счет экономии средств фонда оплаты труда. На основании ст. 1 закона Тверской области от 9 декабря 2005 г. N 145-30 "Об оплате труда государственных гражданских служащих Тверской области" порядок выплаты материальной помощи, в т.ч. за счет экономии средств фонда оплаты труда, определяется положением, утверждаемым руководителем соответствующего органа государственной власти Тверской области, государственного органа Тверской области. В Управлении административных органов Тверской области данная выплата регламентирована "Положением об отдельных дополнительных выплатах работникам Управления административных органов Тверской области", утвержденным приказом начальника Управления административных органов 6 июня 2011 года № 31. В данном Положении указано, что начальник Управления административных органов Тверской области устанавливает размер материальной помощи, но при этом не указано, что начальник Управления административных органов может полностью или частично лишить государственного гражданского служащего данной материальной помощи. В предыдущие годы данная материальная помощь также была предусмотрена и выплачивалась ей, т.е. истцу, по приказу начальника Управления административных органов Тверской области до назначения на должность и.о. начальника ФИО3 Мировой судья, с которым она работает, ДД.ММ.ГГГГ уведомила ее, что она находится в списках лиц, которые постоянно опаздывают на работу, что не соответствует действительности. В ходе проверки было установлено, что перепутаны номера карточек, и опаздывал другой помощник. При этом ей, т.е. истцу, сказали, что все списки уже находятся у и.о. начальника Управления ФИО3, и вопрос об изменении списков может решить только он. Тогда она решила пойти к и.о. начальника Управления административных органов Тверской области, чтобы окончательно решить вопрос с данным недоразумением, т.к. в связи с этим она будет лишена материальной помощи за счет экономии средств заработной платы за первое полугодие 2011 года. ФИО3 ее выслушал и ответил, что имя Уваровой будет убрано из списка, а вопрос о материальной помощи он решает по своему усмотрению, следовательно, она не получит в полном объеме материальную помощь в любом случае, потому что он так решил. Материальная помощь (как и любая другая помощь) должна быть благотворительным действием со стороны работодателя в пользу работника, в отличие от компенсации, т.е. вознаграждения за труд. Размер материальной помощи в РФ устанавливается руководителем предприятия. Он определяется абсолютным выражением или суммой, которая кратна должностному окладу и зависит от индивидуальной ситуации и финансовых возможностей конкретной организации. Порядок оказания материальной помощи может быть регламентирован коллективным или трудовым договором. Материальная помощь -это не премия и лишить её работника, если она предусмотрена коллективным договором, работодатель не может. Она, т.е. истец, узнала, что и.о. начальника Управления административных органов Тверской области дал указание главному бухгалтеру не начислять ей вообще материальной помощи без указания каких-либо причин. Конституция РФ (ст. 37) закрепляет право каждого на вознаграждение за труд, без какой- либо дискриминации, и тем самым запрещает любую дискриминацию в оплате труда равной ценности. ДД.ММ.ГГГГ она, т.е. истец, узнала, что материальная помощь начислена и будет выплачена некоторым работникам Управления административных органов. В отделе кадров она узнала о приказе, в котором ее фамилия находится в списке лишенных материальной помощи без объяснения каких-либо причин. Между тем, она работает на одном из самых загруженных судебных участков. За первое полугодие 2011 года она совмещала выполнение должностных обязанностей помощника мирового судьи судебного участка № <данные изъяты> на период болезни основного работника, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Мировой судья судебного участка № <данные изъяты> ходатайствовала о вынесении ей, т.е истцу, благодарности за добросовестное профессиональное выполнение служебных обязанностей и высокие показатели в служебной деятельности за полугодие 2011 года, но данное ходатайство осталось без ответа. Она обращалась с заявлением на имя и.о. начальника Управления административных органов Тверской области с просьбой выдать ей материальную помощь за счет экономии средств заработной платы в размере трех должностных окладов помощника мирового судьи в размере … руб. (… руб. x3). ДД.ММ.ГГГГ была перечислена материальная помощь на карточки работников Управления административных органов Тверской области, ей же материальная помощь не была перечислена и в расчетном листе не указана. Действиями ответчика ей был причинен моральный вред, выразившийся в нравственных и физических страданиях, что отразилось на ее здоровье и принесло немало страданий, в связи с чем ей пришлось обратиться в больницу. В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО1 поддержал исковые требования Уваровой Л.В. по доводам, изложенным в иске. При этом пояснил, что Уварова Л.В. не согласна с приказом Управления административных органов Тверской области №-ам от ДД.ММ.ГГГГ, которым было принято решение не выплачивать Уваровой Л.В. дополнительную материальную помощь. В обоснование исковых требований добавил, что считает Положение об отдельных дополнительных выплатах работникам управления административных органов Тверской области ( с изменениями от 06.06.2011 года) недействительным, т.к. оно издано в нарушении Постановления Администрации Тверской области от 23.06.2009 года № 260-па "О подготовке и принятии нормативных правовых актов, работе с отдельными видами документов в областных исполнительных органах государственной власти Тверской области" и Постановления Администрации Тверской области от 1.12.2009 года № 499-па "О Регламенте проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в исполнительных органах государственной власти Тверской области". Согласно вышеуказанных постановлений любой нормативно-правовой акт, разработанный в органах исполнительной власти должен пройти соответствующую экспертизу и согласование. По его мнению, дополнительная материальная помощь входит в основное денежное содержание, которое является вознаграждением за труд. Считает, что дополнительная материальная помощь должна быть выплачена Уваровой на основании ст.50 п.5 п.п. 6 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Уварова просит взыскать с ответчика дополнительную материальную помощь в размере трех должностных окладов, что составляет … руб., руководствуясь при этом тем, что многим помощникам выплачена дополнительная материальная помощь в указанном размере. Уварова Л.В., будучи надлежащим образом извещенной о дне слушания дела, в судебное заседание не явилась. От нее имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Представитель ответчика по доверенности ФИО2 в судебном заседании с иском не согласилась. При этом пояснила, что Уварова Л.В. принята на должность государственной гражданской службы помощника мирового судьи судебного участка № <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ на основании служебного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ. Оплата труда гражданских служащих Тверской области регламентируется статьей 19 Закона Тверской области от 21.06.2005 № 89-ЗО «О государственной гражданской службе Тверской области и Законом Тверской области от 09.12.2005 года № 145-30 «Об оплате труда государственных гражданских служащих Тверской области». Они не согласны с утверждением истца о том, что в соответствии со статьей 19 Закона Тверской области от 21.06.2005 № 89-ЗО ей положена материальная помощь за счет экономии средств фонда оплаты труда. В соответствии со статьей 19 Закона Тверской области от 21.06.2005 № 89-30 оплата труда государственного гражданского служащего производится в виде денежного содержания и состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада за классный чин, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат. Подпункт 3 статьи 19 содержит исчерпывающий перечень дополнительных выплат, а именно: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, премия за выполнение особо важных и сложных заданий, ежемесячное денежное поощрение, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь в размере одного оклада месячного денежного содержания, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих. Таким образом, к указанному перечню не относится материальная помощь за счет экономии средств фонда оплаты труда. Вместе с тем, пунктом 6 статьи 1 Закона Тверской области от 09.12.2005 № 145-ЗО установлено, что порядок выплаты материальной помощи за счет экономии средств фонда оплаты труда определяется положением, утверждаемым руководителем соответствующего органа государственной власти Тверской области. В соответствии со статьей 17 Положения об отдельных дополнительных выплатах работникам управления административных органов Тверской области за счет экономии средств фонда оплаты труда гражданских служащих может производиться дополнительное оказание материальной помощи. При этом размер материальной помощи в данном случае определяется начальником управления административных органов Тверской области. Таким образом, считают требования истца незаконными, так как выплата дополнительной материальной помощи является необязательной и негарантированной, а размер ее выплаты от нуля до какой-либо конкретной суммы, устанавливается руководителем органа исполнительной власти. В связи с образовавшейся экономией средств из фонда оплаты труда за первое полугодие 2011 года, и.о. начальником управления административных органов Тверской области издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ №-ам об оказании дополнительной материальной помощи государственным гражданским служащим с указанием размера выплаты, а также приложения к нему списка государственных гражданских служащих, которым принято решение не выплачивать дополнительную материальную помощь. Распределение дополнительных выплат принималось и.о. начальника управления ФИО3 с учетом мнения руководителей, сотрудников кадрового подразделения, анализировались обстоятельства, имеющие значение для назначения выплаты, а именно: соблюдение служебного распорядка, отсутствие дисциплинарных взысканий, отсутствие замечаний в работе со стороны мирового судьи, надлежащее исполнение Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», а также учитывались соблюдение работниками служебного поведения и Кодекса этики государственных гражданских служащих исполнительных органов власти Тверской области, утвержденного постановлением Администрации Тверской области от 09.03.2011 №95-па. ФИО3 принято решение не выплачивать дополнительную материальную помощь за счет экономии средств фонда оплаты труда Уваровой Л.В. на основании докладных записок работников управления ФИО4, ФИО8, ФИО5, ФИО7 и непосредственно докладной заместителя заведующего отделом организационно-правового обеспечения деятельности мировых судей ФИО9, в которой указаны ряд нарушений должностных обязанностей Уваровой Л.В. а именно: -ДД.ММ.ГГГГ на сайт судебного участка № <данные изъяты> поступило обращение гражданки ФИО6 по вопросу разъяснения порядка получения постановления суда. Однако, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, т.е. более месяца, указанное обращение не было зарегистрировано, соответственно не рассмотрено и ответ заявителю не дан; -в соответствии со служебной запиской заведующего отделом организационно-правового обеспечения деятельности мировых судей ФИО8, Уварова Л.В. в его служебном кабинете спровоцировала конфликт и позволила себе некорректные высказывания в адрес руководства управления по поводу лишения ее дополнительной материальной помощи, вела себя вызывающе, что является грубым нарушением Кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих исполнительных органов власти Тверской области; -неуважительное поведение по отношению к сотрудникам управления и посторонним гражданам Уварова Л.В. допускала неоднократно. Так, в <данные изъяты> 2011 года при установлении розеток в кабинете Уваровой Л.В. сотрудниками ООО «<данные изъяты>» по ее инициативе возникла конфликтная ситуации из-за того, что Уварову Л.В. не устраивало расположение розеток для подключения ЭВМ. При этом, она высказывалась в некорректной форме, неоднократно повышая голос, как на сотрудников ООО «<данные изъяты>», так и на сотрудников управления; - в результате устранения неисправностей телекоммуникационного канала сотрудникам управления приходилось выслушивать необоснованные претензии со стороны Уваровой Л.В., которые зачастую высказывались в недопустимой и некорректной форме (допускалось повышение голоса, использовали реплики, препятствующих нормальному обращению и конструктивном сотрудничеству при разрешении проблемной ситуации). В связи с замечаниями по работе, в частности о неисполнении Федеральных законов от 22.12.2008 № 262-ФЗ и Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», а также некорректным и недопустимым для государственного гражданского служащего поведением Уваровой Л.В., и.о. начальником управления принято решение не выплачивать последней дополнительную материальную выплату за счет экономии средств оплаты труда. При этом право на гарантированную оплату труда, предусмотренную служебным контрактом № от ДД.ММ.ГГГГ не нарушено, все обязательные выплаты производятся своевременно и в полном объеме. Считает, что Положение об отдельных дополнительных выплатах работникам управления административных органов Тверской области ( с изменениями от 06.06.2011 года) является локальным нормативным актом и не требовало проведения экспертизы на уровне Администрации Тверской области и согласованию с юридическим управлением Администрации Тверской области. Кроме того, согласно ответа Департамента финансов Тверской области от 14.09.2011 года порядок выплаты материальной помощи, в т.ч. за счет экономии средств фонда оплаты труда государственных гражданских служащих, определяется положением, утверждаемым руководителем соответствующего органа государственной власти Тверской области, государственного органа Тверской области. Считает, что ответчиком не были нарушены права и законные интересы Уваровой Л.В. Оснований для компенсации морального вреда не имеется. Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд считает необходимым Уваровой Л.В. в иске отказать. Судом установлено, что Уварова Л.В. принята на должность государственной гражданской службы помощника мирового судьи судебного участка № <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ на основании служебного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ. Между Управлением административных органов Тверской области и Уваровой Л.В. был заключен служебный контракт. В соответствии с п. 9 данного контракта Уваровой Л.В. было установлено денежное содержание, которое определяется Законом Тверской области от 09.12.2005 года № 145-30 «Об оплате труда государственных гражданских служащих Тверской области» и состоит из: а) месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Тверской области (должностного оклада) в размере … руб.; б) месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы (оклада за классный чин)- определяется Законом Тверской области от 09.12.2005 года № 145-30 «Об оплате труда государственных гражданских служащих Тверской области»; в) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Тверской области в соответствии с п.п.1 п.5 ст.50 ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» и в соответствии Законом Тверской области от 09.12.2005 года № 145-30 «Об оплате труда государственных гражданских служащих Тверской области»; г) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Тверской области, размер которой определяется в соответствии с правовым актом, утвержденным начальником управления административных органов Тверской области; д) ежемесячного денежного поощрения- размер и порядок определяется в соответствии с правовым актом, утвержденным начальником управления административных органов Тверской области; е) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска – в размере двух окладов денежного содержания; ж) материальной помощи в размере одного оклада месячного денежного содержания. Данные условия служебного контракта об оплате труда ни противоречат ни статье 19 Закона Тверской области от 21.06.2005 № 89-ЗО «О государственной гражданской службе Тверской области, ни Закону Тверской области от 09.12.2005 года № 145-30 «Об оплате труда государственных гражданских служащих Тверской области». Исходя из преамбулы Закона Тверской области от 09.12.2005 года № 145-30 «Об оплате труда государственных гражданских служащих Тверской области» оплата труда государственного гражданского служащего Тверской области производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности государственной гражданской службы Тверской области. В силу ч.1 Закона Тверской области от 09.12.2005 года № 145-30 «Об оплате труда государственных гражданских служащих Тверской области» денежное содержание государственного гражданского служащего Тверской области состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. К дополнительным выплатам п.6 ст.3 Закона Тверской области от 09.12.2005 года № 145-30 «Об оплате труда государственных гражданских служащих Тверской области» относит, в том числе материальную помощь в размере одного оклада месячного денежного содержания, выплачиваемую за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих. В соответствии со ст.6 Закона Тверской области от 09.12.2005 № 145-ЗО установлено, что порядок выплаты материальной помощи за счет экономии средств фонда оплаты труда определяется положением, утверждаемым руководителем соответствующего органа государственной власти Тверской области. В соответствии со статьей 17 Положения об отдельных дополнительных выплатах работникам управления административных органов Тверской области за счет экономии средств фонда оплаты труда гражданских служащих может производиться дополнительное оказание материальной помощи. При этом размер материальной помощи в данном случае определяется начальником управления административных органов Тверской области. Таким образом, материальная помощь за счет экономии средств фонда оплаты труда не входит в состав денежного содержания государственного гражданского служащего Тверской области. Суд не может согласиться с представителем истца о том, что Положение об отдельных дополнительных выплатах работникам управления административных органов Тверской области является недействительным, т.к. не прошло соответствующую экспертизу на уровне Администрации Тверской области и согласование с юридическим управлением Администрации Тверской области. По мнению суда, данное Положение не является нормативным правовым актом, требующим официального опубликования. Определение нормативного правового акта дано в п.12 постановления Пленума ВС РФ от 20.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации». Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом. Положение об отдельных дополнительных выплатах работникам управления административных органов Тверской области является локальным правовым актом и утверждается начальником управления административных органов Тверской области. Ссылка представителя истца на ст.50 п.5 п.п. 6 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» как на основание для выплаты дополнительной материальной помощи Уваровой Л.В. является неприемлемой. Данная норма закона предусматривает выплату материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих. Невыплата дополнительной материальной помощи Уваровой Л.В. не свидетельствует об ограничении или ущемлении ее прав как государственного гражданского служащего Тверской области. Учитывая, что выплата дополнительной материальной помощи является необязательной и негарантированной, все обязательные выплаты произведены Уваровой своевременно и в полном объеме, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Уваровой Л.В. о признании незаконным приказа о невыплате дополнительной материальной помощи и взыскании дополнительной материальной помощи. При изложенных обстоятельствах основания для удовлетворения требований Уваровой Л.В. о взыскании судебных расходов и компенсации морального вреда, который она связывает с невыплатой дополнительной материальной помощи, у суда также отсутствуют. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Уваровой Л.В. в иске к Управлению административных органов Тверской области о признании незаконным приказа о невыплате дополнительной материальной помощи, взыскании дополнительной материальной помощи, компенсации морального вреда и судебных расходов отказать. Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд с подачей жалобы через Московский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Председательствующий: Н.И. Пыжова