об обязании включить в реестр и предоставить жилое помещение по договору соц. найма



Дело № 2-2680/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 октября 2011 года г.Тверь

Московский районный суд города Твери в составе

председательствующего судьи Пыжовой Н.И.,

при секретаре Ивановой О.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кашеваровой Н.М. к Департаменту социальной защиты населения Тверской области об обязании включить в реестр детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), нуждающихся в предоставлении жилого помещения и обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма в пределах норм, установленных действующим законодательством,

у с т а н о в и л:

Кашеварова Н.М. (до заключения брака Максимова Н.М.) ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения Тверской области об обязании в обеспечении ее жилым помещением как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья. В обоснование исковых требований истец указала, что родилась в поселке <данные изъяты> Тюменской области, где проживала с родителями по адресу: <адрес> до тех пор, пока не стала сиротой. Ее мать ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО3 признан Зубцовским районным судом Тверской области безвестно отсутствующим с ДД.ММ.ГГГГ. Ее тетя ФИО1 установила над ней опеку и перевезла жить в Тверскую область, Зубцовский район, <данные изъяты>, где она зарегистрирована по сей день. Постановлением главы администрации Покурского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ за ней жилье было закреплено по адресу: <адрес>, которое в дальнейшем сгорело. Согласно информации начальника отдела опеки и попечительства Нижневартовского района правовых оснований для получения внеочередного жилья на родине у нее нет. Жилье по месту установления опеки в Тверской области в Зубцовском районе за ней не закреплялось. Постановлением главы администрации Столипинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ она поставлена на льготную очередь в качестве нуждающейся в жилье. Ввиду ее возраста реализация ее прав в получении жилья возможна лишь на основании решения суда.

Далее Кашеварова Н.М. уточнила свои исковые требовании и просила обязать Департамент социальной защиты населения Тверской области включить ее в реестр детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилого помещения и предоставить ей жилое помещение по договору социального найма в пределах норм, установленных действующим законодательством.

В судебном заседании истец Кашеварова Н.М. поддержала исковые требования по изложенным в исковом заявлении доводам. При этом пояснила, что в июле 2011 году Департамент социальной защиты населения Тверской области в своем письме не отрицал, что она включена в реестр и обещал представить ей жилое помещение в 2012-2013 годах.

Представитель ответчика Департамента социальной защиты населения Тверской области по доверенности ФИО4 в судебном заседании против иска возражала. Считает, что нет оснований для постановки Кашеваровой Н.М. на учет в реестр детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Она не возражает, что Кашеварова Н.М. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако Кашеварова Н.М. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в администрации Столипинского сельского поселения Зубцовского района Тверской области только 17.03.2010г., т.е. в возрасте 29 лет. Кроме того, постановлением главы администрации Покурского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ за Кашеваровой Н.М. было закреплено жилое помещение, где проживали ее родители по адресу: <адрес>. В соответствии со справкой Покурского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ и постановлением органа государственной пожарной службы от 19.12.2001г. закрепленное за Кашеваровой Н.М. жилое помещение 10.12.2010г. сгорело. Полагает, что в соответствии с ЖК РФ и Законодательством Тверской области Кашеварова Н.М. должна быть обеспечена жилым помещением по месту своего выявления и рождения- в <данные изъяты> Нижневартовского района Тюменской области. При этом не отрицала, что Кашеварова Н.М. включена в реестр детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Однако это было сделано ошибочно без предварительного проведения правовой экспертизы документов. В любой момент Кашеварова Н.М. может быть исключена из реестра.

Представитель третьего лица Территориального отдела социальной защиты населения Зубцовского района Тверской области, будучи надлежащим образом извещенным о дне слушания дела, в судебное заседание не явился. Имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. Согласно писем третьего лица в адрес суда от 27.09.2011г. и от 03.10.2011г., Кашеварова Н.М. состоит в реестре детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилья. После обращения Кашеваровой Н.М. по вопросу обеспечения ее жильем ТОСЗН было изучено ее личное дело, сведений о наличии закрепленного жилья в личном деле не было. В связи с чем ТОСЗН был сделан запрос в орган опеки и попечительства Нижневартовского района Тюменской области (откуда была привезена девочка) с целью выяснения наличия и состояния закрепленного за ней жилья. 19.04.2010г. пришел ответ, что жилье сгорело 10.12.2001г., а предоставление жилья данной семье после пожара осуществлялось без учета Кашеваровой, т.к. она не была там зарегистрирована. После этого Кашеварова Н.М. встала на очередь в качестве нуждающейся в жилье по месту регистрации в Зубцовском районе, <данные изъяты> (адрес проживания бывшего опекуна). После включения Кашеваровой Н.М. в реестр детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилья, ее личное дело было направлено в Департамент СЗН Тверской области.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что иск обоснован и подлежит удовлетворению.

Статьей 1 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В судебном заседании установлено, что Кашеварова Н.М. (до брака Максимова) родилась в поселке <данные изъяты> Нижневартовского района Тюменской области, где проживала с родителями по адресу: <адрес>. Ее мать ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО3 признан Зубцовским районным судом Тверской области безвестно отсутствующим с ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Главы администрации Зубцовского района Тверской области от 25.12.1995 года ФИО1 назначена опекуном над несовершеннолетней Максимовой Н.

В 2000 году Максимова Н.М. окончила обучение в Ржевском аграрном колледже.

ДД.ММ.ГГГГ Максимова Н.М. при заключении брака изменила фамилию на Кашеварову.

В соответствии ст. 57 ч. 2 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» одной из дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, является обеспечение вне очереди жилым помещением.

Положениями статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Порядком обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденным Постановлением Администрации Тверской области от 29 июня 2006 года № 156-па, органом, уполномоченным на приобретение и предоставление жилых помещений по договору социального найма указанной категории лиц, является Департамент социальной защиты населения Тверской области, который ведет учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), нуждающихся в предоставлении жилого помещения.

Для реализации истцом предоставленной законом социальной гарантии в виде внеочередного предоставления жилого помещения необходимо одновременно наличие нескольких условий, а именно: относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; не иметь закрепленного жилого помещения; быть признанным нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Судом установлено, что Кашеварова Н.М. в возрасте до 18 лет осталась без попечения родителей. Юридический статус Кашеваровой Н.М. как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей представителем ответчика в судебном заседании не оспаривался.

Доказательств наличия у Кашеваровой Н.М. какого-либо жилого помещения не имеется.

Обеспечение граждан жилыми помещениями по договорам социального найма производится в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Жилищный кодекс возлагает обязанность по установлению нуждаемости граждан в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма на органы местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что Постановлением главы администрации <данные изъяты> <данные изъяты> Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ за Максимовой <данные изъяты> было закреплено жилье по адресу: <адрес>.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ в жилом доме по адресу: <адрес> произошел пожар ДД.ММ.ГГГГ Дом восстановлению не подлежит.

Из писем Управления правового обеспечения и организации местного самоуправления администрации Нижневартовского района от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ следует, что в связи с утратой родительского попечения ДД.ММ.ГГГГ снята с регистрационного учета по месту жительства и перевезена тетей ФИО1 на постоянное место жительство в Тверскую область. ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по адресу: <адрес> полностью уничтожено огнем из-за пожара. Взамен сгоревшего дома проживавшим в нем гражданам было предоставлено другое жилое помещение (без учета Надежды, т.к. на момент пожара она в доме не проживала и не была зарегистрирована), которое в дальнейшем было признано непригодным для проживания и подлежащим сносу. ДД.ММ.ГГГГ в связи со сносом непригодного для проживания жилого помещения проживавшим в нем гражданам было предоставлено другое жилое помещение на состав семьи 8 человек (без учета <данные изъяты>).

Постановлением Главы администрации Столипинского сельского поселения Зубцовского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ истец поставлена на очередь на льготное жилье как сирота.

Данное постановление никем не было оспорено.

При установлении органом местного самоуправления нуждаемости истца в предоставлении жилого помещения по договору социального найма истец, как лицо из числа детей-сирот, приобрела право на внеочередное предоставление жилого помещения.

Таким образом, имеются все условия для реализации истцом права на внеочередное предоставление жилого помещения.

Суд не может согласиться с доводом представителя ответчика, что Кашеварова Н.М. должна быть обеспечена жильем только по месту своего рождения в <данные изъяты> с/п Нижневарторвского района Тюменской области.

Законом N 159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что регистраци¬онный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя) приемная семья).

В соответствии с п.3 Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденного Постановлением Администрации Тверской области от 29 июня 2006 года № 156-па, предоставление жилого помещения по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой (попечительством), производится однократно в пределах норм, установленных действующим законодательством по месту первичного выявления, первичного устройства в семью или на воспитание в соответствующее учреждение, или по месту регистрации их рождения в соответствии с законом Тверской области от 09.12.2005г. №150-ЗО «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Тверской области».

Учитывая, что Кашеварова Н.М. была устроена в семью опекуна в Зубцовском районе Тверской области, она имеет право воспользоваться мерой социальной поддержки, в виде предоставления жилого помещения по договору социального найма в Тверской области.

Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Право гражданина на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. В Жилищном кодексе РФ отсутствует указание на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет, а также финансовых возможностей субъекта по обеспечению граждан жилыми помещениями.

Положения ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения такими лицами указанного возраста. Однако социальная поддержка в виде внеочередного предоставления жилья будет реализована только после предоставления жилого помещения. Достижение лицом 23-летнего возраста не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое им не было получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

Истец была органом местного самоуправления поставлена на очередь на льготное жилье как сирота. До настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено. Истец не по своей вине до настоящего времени не реализовала свое гарантированное право и не может быть произвольно лишена права на внеочередное предоставление жилья. Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о необходимости возложения на соответствующие органы выполнения обязанности предоставить истцу жилое помещение.

Учитывая пояснения представителя ответчика по поводу того, что реестр лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилого помещения в отношении Кашеваровой Н.М. может быть подвергнут корректировке, суд считает необходимым удовлетворить требования истца об обязании включить в реестр детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), нуждающихся в предоставлении жилого помещения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Департамент социальной защиты населения Тверской области включить Кашеварову Н.М. в реестр детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), нуждающихся в предоставлении жилого помещения.

Обязать Департамент социальной защиты населения Тверской области предоставить Кашеваровой Н.М. жилое помещение по договору социального найма в пределах норм, установленных действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд путем подачи жалобы через Московский районный суд г.Твери в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий: Н.И. Пыжова