об обязании предоставить жилое помещение вне очереди - иск удовлетворен



Дело № 2 – 2706/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 ноября 2011 года г.Тверь

Московский районный суд города Твери в составе

председательствующего судьи Багаевой В.Н.

при секретаре Рапицкой Н.Б.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заволжского района г.Твери в интересах Лебезова М.М. к департаменту социальной защиты населения Тверской области о предоставлении жилого помещения вне очереди на условиях договора социального найма в пределах норм, установленных законодательством.

у с т а н о в и л:

Прокурор Заволжского района г.Твери в интересах Лебезова М.М. обратился в суд с иском к департаменту социальной защиты населения Тверской области о предоставлении жилого помещения вне очереди на условиях договора социального найма в пределах норм, установленных законодательством. В обоснование иска указано, что решением суда от 17 марта 1986 года родители Лебезова М.М. лишены родительских прав в отношении сына. Решением исполкома районного совета народных депутатов Калужской области от 21 апреля 1986 года Лебезов М.М. направлен в детский дом Калужской области. В 1996 году Лебезов М.М. поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации района г.Твери. Лебезов М.М. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке в виде внеочередного предоставления жилого помещения. Органом, уполномоченным на приобретение и предоставление жилых помещений по договору социального найма указанной категории лиц, является департамент социальной защиты населения Тверской области. Истцу отказано в предоставлении вне очереди жилого помещения. Истец просит обязать департамент социальной защиты населения Тверской области предоставить ему жилое помещение вне очереди на условиях договора социального найма.

В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Заволжского района г.Твери. и истец Лебезов М.М. поддержали исковые требования.

Представитель ответчика департамента социальной защиты населения Тверской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, в предыдущих судебных заседаниях представитель ответчика возражала против удовлетворения исковых требований.

Представитель третьего лица Правительства Тверской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что иск обоснован и подлежит удовлетворению.

Статьей 1 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В судебном заседании установлено, что Лебезов М.М в возрасте до 23 лет относился к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением районного суда Калужской области от 17 марта 1986 года родители Лебезова М.М. - лишены родительских прав в отношении сына.

Решением исполкома районного совета народных депутатов Калужской области от 21 апреля 1986 года Лебезов М.М. направлен в детский дом Калужской области. С 1986 года по 1989 год истец воспитывался в детском доме г.Калуги, с 01 сентября 1989 года по 28 мая 1992 года обучался в СПТУ № 3 г.Калуги, находился на полном государственном обеспечении. С 20 июня 1992 года по 25 апреля 1994 года Лебезов М.М. проходил службу в Вооруженных Силах РФ. После окончания службы истец остался проживать в г.Твери, с 05 августа 1994 года по настоящее время проживает и зарегистрирован в общежитии по адресу: г.Тверь, д.57.

В соответствии со ст. 57 ч.ч. 1, 2 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

На основании ст. 8 ч. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно определению Конституционного Суда РФ от 05 февраля 2009года №250-О-П1 абзацвторойпункта1статьи8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

В соответствии с Порядком обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденным Постановлением Администрации Тверской области от 29 июня 2006 года № 156-па, органом, уполномоченным на приобретение и предоставление жилых помещений по договору социального найма указанной категории лиц, является департамент социальной защиты населения Тверской области, который ведет учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.

Для реализации истцом предоставленной законом социальной гарантии в виде внеочередного предоставления жилого помещения необходимо одновременно наличие нескольких условий, а именно: относиться к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; не иметь закрепленного жилого помещения; быть признанным нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

В судебном заседании установлено, что Лебезов М.М. в возрасте до 18 лет остался без попечения родителей в связи с лишением их родительских прав. При выявлении истца как лица, оставшегося без попечения родителей, жилое помещение за ним не закреплено.

Обеспечение граждан жилыми помещениями по договорам социального найма производится в порядке, предусмотренном жилищным кодексом РФ. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Жилищный кодекс возлагает обязанность по установлению нуждаемости граждан в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма на органы местного самоуправления.

Постановлением главы администрации Заволжского района г.Твери от 06 мая 1996 года Лебезов М.М. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

При установлении органом местного самоуправления нуждаемости истца в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, истец, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобрел право на внеочередное предоставление жилого помещения.

Таким образом, имеются все условия для реализации истцом права на внеочередное предоставление жилого помещения.

Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. В жилищном кодексе РФ отсутствует указание на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет, а также финансовых возможностей субъекта по обеспечению граждан жилыми помещениями.

Положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения такими лицами указанного возраста. Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. Достижение лицом 23-летнего возраста, поставленным на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

Истец был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении органом местного самоуправления до достижения 23-летнего возраста. Жилое помещение истцу не предоставлено. Истец не по своей вине не смог своевременно реализовать свое гарантированное право и не может быть произвольно лишен права на внеочередное предоставление жилья. Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о необходимости возложения на соответствующие органы выполнения обязанности предоставить истцу жилое помещение.

Социальные гарантии указанной категории лиц установлены федеральным законодательством, согласно которому указанные лица обеспечиваются жилой площадью вне очереди исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких лиц.

При наличии установленных судом обстоятельств исковые требования о предоставлении жилого помещения вне очереди на условиях договора социального найма в пределах норм, установленных законодательством, обоснованны и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать департамент социальной защиты населения Тверской области предоставить Лебезову М.М. вне очереди жилое помещение на условиях договора социального найма в пределах норм, установленных действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд путем подачи жалобы через Московский районный суд г.Твери в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий