Дело № 2-2964\2011 <данные изъяты> Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 02 ноября 2011 года г. Тверь Московский районный суд города Твери в составе: Председательствующего судьи Першиной Т.Е., При секретаре Ивановой О.С., С участием представителя истца Управления Государственной жилищной инспекции Тверской области Антонова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Государственной жилищной инспекции Тверской области к Шлякову Константину Сергеевичу о взыскании денежных средств, У С Т А Н О В И Л : Управление Государственной жилищной инспекции Тверской области (УГЖИ Тверской области) обратилось в суд с иском к Шлякову К.С. о взыскании денежных средств. В обоснование иска указали, что Шляков К.С. проходил государственную гражданскую службу в управлении Государственная жилищная инспекция Тверской области с 21.07.2009 года в должности ведущего специалиста-эксперта юридического отдела, с 07.10.2010 года – в должности главного специалиста-эксперта юридического отдела управления Государственная жилищная инспекция Тверской области. Согласно приказу от 31.01.2011 № 4-л за рабочий период с 21.07.2010 года по 21.07.2011 года ответчику была предоставлена часть ежегодного основного оплачиваемого отпуска продолжительностью 1 календарный день – 31 января 2011 года и произведены единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь в размере 26 912 рублей и единовременная ежегодная денежная выплата на лечение и отдых в размере 85 220 рублей 50 копеек. Общая сумма выплат Шлякову К.С. составила 112 132 рубля 50 копеек. Приказом № 10-к от 05.04.2011 года действие служебного контракта от 07.10.2010 года № 80 с ответчиком было прекращено и Шляков К.С. освобожден от замещаемой должности 05.04.2011 года в связи с увольнением по инициативе гражданского служащего. При увольнении Шлякову К.С. сделан перерасчет по вышеперечисленным выплатам за фактически отработанное время, в соответствии с которым сумма выплат на момент увольнения составила 44 878 рублей 91 копейка, что на 67 253 рубля 59 копеек меньше суммы, выплаченной Шлякову К.С. за текущий календарный год. На момент увольнения Ответчик вернул в бухгалтерию УГЖИ Тверской области денежную сумму в размере 18 000 рублей. Таким образом, сумма подлежащая возврату Шляковым К.С., составляет 49253 рубля 59 копеек, которую просят взыскать с ответчика. Представитель истца УГЖИ Тверской области Антонов А.А. в судебном заседании поддержал исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить. В судебное заседание ответчик Шляков К.С. не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещался заказной корреспонденцией по последнему известному месту жительства и по месту регистрации на момент рассмотрения дела. Судебную повестку ответчик не получил. Он не явился в почтовое отделение, потому судебная повестка возвращена в адрес суда без ее вручения адресату за истечением срока хранения. Таким образом, извещение ответчика произведено судом в соответствии с правилами ст. ст. 113-116 ГПК РФ. Статьей 117 ГПК РФ предусмотрено, что при отказе адресата принять судебную повестку или иное судебное извещение лицо, доставляющее или вручающее их, делает соответствующую отметку на судебной повестке или ином судебном извещении, которые возвращаются в суд. Адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия. Учитывая конкретные обстоятельства, поведение ответчика суд расценивает как злоупотребление ответчиком правом истца на доступ к правосудию. Неявку ответчика в почтовое отделение суд расценивает как отказ принять судебную корреспонденцию. Такое поведение ответчика дает суду право считать извещенным ответчика о времени и месте судебного разбирательства и разрешить гражданское дело в его отсутствие. С учетом изложенного суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика по имеющимся доказательствам. Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Судом установлено, что Шляков К.С. приказом № 25-к от 21.07.2009 года был принят на государственную гражданскую службу Тверской области в юридический отдел управления Государственная жилищная инспекция Тверской области из кадрового резерва и был назначен на должность государственной гражданской службы Тверской области ведущий специалист-эксперт. Приказом № 41-к от 07.10.2010 года Шляков К.С. был назначен на должность государственной гражданской службы Тверской области главный специалист-эксперт. Приказом № 10-к от 05.04.2011 года Шляков К.С. уволен с замещаемой должности по собственной инициативе в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». Приказом № 4-л от 31.01.2011 Шлякову К.С. был предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 1 календарный день – 31 января 2011 года и выплачены материальная помощь и единовременная денежная выплата к отпуску в размере трех окладов денежного содержания в размере 26 912 рублей и единовременная ежегодная денежная выплата на лечение и отдых в размере 9,5 окладов в сумме 85 220 рублей 50 копеек. Как следует из платежной ведомости № 2 за январь 2011 года, указанные денежные средства в общей сумме 112132 рубля 50 копеек были получены Шляковым К.С. При увольнении Шлякова К.С. был произведен перерасчет ранее полученных им выплат исходя из фактически отработанного времени в 2011 году, в связи с чем сумма выплат уменьшилась и составила 26676 рублей 75 копеек. В результате задолженность Шлякова К.С. перед истцом по состоянию на 05.04.2011 года составила 85455 рублей 75 копеек. При произведении окончательного расчета со Шляковым К.С. ввиду его увольнения ему были произведены начисления заработной платы за апрель 2011 года и компенсация за неиспользованный отпуск в размере 18202 рубля 16 копеек, которые были удержаны в счет погашения общей задолженности. Кроме того, Шляковым К.С. была добровольно погашена часть задолженности в сумме 18000 рублей. Итого, на момент обращения в суд с иском, общая сумма задолженности Шлякова К.С. перед истцом составляет 49353 рубля 59 копеек. Согласно ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из месячного оклада и месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином гражданском службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда государственных гражданских служащих. В соответствии со ст. 19 Закона Тверской области от 21 июня 2005г. № 89-30 «О государственной гражданской службе Тверской области» и статьей 1 Закона Тверской области от 09 декабря 2005 г. № 145-30 «Об оплате труда государственных гражданских служащих Тверской области» в оплату труда государственного гражданского служащего Тверской области входят единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь. Ст. 20 Закона Тверской области от 21.06.2005 года № 89-30 «О В соответствии с ч. 7-1 ст. 20 Закона Тверской области от 21.06.2005 года № 89-30 «О государственной гражданской службе Тверской области» и части 8-2 статьи 7 Закона Тверской области от 25 февраля 2005 г. № 16-30 «О статусе и социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности» гражданскому служащему Тверской области за счет средств, предусмотренных областным бюджетом Тверской области на соответствующий финансовый год, осуществляется единовременная ежегодная выплата на лечение и отдых. Из анализа вышеприведенных нормативных актов следует, что единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь входят в денежное содержание гражданского служащего. Единовременная ежегодная выплата на лечение и отдых является государственной гарантией гражданского служащего Тверской области и не относится к денежному содержанию и входящими в его состав выплатам, предусмотренным ст. 19 Закона Тверской области от 21 июня 2005 г. № 89-30. В соответствии со ст. 11 Трудового кодекса РФ на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной гражданской службе. В силу ст. 73 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной указанным Федеральным законом. В ст. 137 Трудового кодекса РФ законодатель определил порядок произведения удержаний и взыскание из заработной платы работника. В ч. 2 ст. 137 Трудового кодекса РФ законодателем приведен перечень случаев, при возникновении которых работодатель вправе (но не обязан) осуществить удержания, производимые для погашения денежных обязательств работника перед организацией, где он работает. В силу абз. 5 ч. 2 ст. 137 Трудового кодекса РФ работодатель может производить удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска. Удержание за эти дни не производится, если работник увольняется по основаниям, предусмотренным пунктом 8 ч. 1 ст. 77 или п.п. 1, 2 или 4 ч. 1 ст. 81, п.п. 1, 2, 5, 6 и 7 ст. 83 ТК РФ. П. 3 Положения об отдельных дополнительных выплатах государственным гражданским служащим управления Государственная жилищная инспекция Тверской области, утвержденным начальником управления Государственной жилищной инспекции Тверской области, предусматривает возможность удержания единовременной выплаты за неотработанное в текущем году время при увольнении гражданского служащего. При этом Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», устанавливающий правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации, не регулирует вопросы по поводу взыскания в судебном порядке с государственных гражданских служащих излишне выплаченного денежного содержания. В соответствии с действующим законодательством понятие денежного содержания приравнивается к понятию заработной платы. В соответствии с ч. 4 ст. 137 Трудового кодекса РФ излишне выплаченная работнику заработная плата (в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права) не может быть с него взыскана, за исключением случаев счетной ошибки; установления судом или комиссией по трудовым спорам вины работника в невыполнении норм труда или при простое; установления судом неправомерных действий работника, в результате которых работнику была излишне выплачена заработная плата. Из анализа положений статьи 137 Трудового кодекса РФ следует, что взыскание в судебном порядке излишне выплаченной заработной платы (к которой относятся единовременная выплата и материальная помощь) возможно лишь в предусмотренных указанной статьей исключительных случаях. Аналогичные положения предусмотрены и п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса РФ, ограничивающей основания для взыскания заработной платы, предоставленной гражданину в качестве средства к существованию, как неосновательного обогащения. Как было указано ранее, выплата на лечение и отдых не относится к денежному содержанию гражданского служащего. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», законодательство Тверской области и Трудовой кодекс РФ прямо не регулируют вопросы взыскания денежных средств, выплачиваемых государственным гражданским служащим в качестве государственной гарантии. Учитывая, что денежные средства на лечение и отдых были выплачены ответчику в связи с трудовыми отношениями, при решении вопроса о взыскании указанных денежных средств, в силу ст. 6 Гражданского кодекса РФ надлежит применить положения ст. 137 Трудового кодекса РФ. При начислении и выплате Шлякову К.С. денежных средств на лечение и отдых работодателем не было допущено счетной ошибки, недобросовестности со стороны ответчика судом также не установлено. На момент увольнения Шлякова К.С. работодатель воспользовался правом, предоставленным ч. 2 ст. 137 Трудового кодекса РФ, и произвел частичное удержание из денежного содержания ответчика. Взыскание остальной задолженности не может быть произведено в судебном порядке, так как отсутствует счетная ошибка или недобросовестность со стороны ответчика. Таким образом, суд полагает требования истца о взыскании со Шлякова К.С. денежных средств, выплаченных ему в качестве денежного содержания, не основанными на Законе. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Управлению Государственной жилищной инспекции Тверской области в иске к Шлякову Константину Сергеевичу о взыскании денежных средств отказать. Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд с подачей жалобы через Московский районный суд г. Твери в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Председательствующий: подпись Т.Е. Першина В окончательной форме решение принято 07.11.2011 года. Судья: подпись Т.Е. Першина
государственной гражданской службе Тверской области» и ст. 7 Закона
Тверской области от 25 февраля 2005 г. № 16-30 «О статусе и социальных
гарантиях лиц, замещающих государственные должности» предусматривают
государственные гарантии гражданским служащим для обеспечения их правовой и социальной защищенности, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности
профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений и запретов, установленных федеральными законами.