о выселении из служебного жилого помещения, встреный иск о признании права пользования жилым помещением, признании права собственности в порядке приватизации



Дело № 2 – 2742/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 ноября 2011 года г.Тверь

Московский районный суд города Твери в составе

председательствующего судьи Багаевой В.Н.

при секретаре Ляпуновой Т.К.

с участием помощника прокурора Заичко Н.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области к Рыжкову В.Л., Рыжковой И.В., Рыжкову Р.В. о выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения и встречному иску Рыжкова В.Л. к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

у с т а н о в и л:

Комитет по управлению имуществом Тверской области обратился в суд с иском к Рыжкову В.Л., Рыжковой И.В., Рыжкову Р.В. о выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. В обоснование исковых требований истец указал, что на основании договора найма служебного жилого помещения от 10 ноября 2006 года Рыжкову В.Л. на время прохождения службы в Управлении вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел по Тверской области предоставлено служебное жилое помещение, находящееся в государственной собственности Тверской области, по адресу: г.Тверь, кв.148. Вместе с ответчиком в служебное жилое помещение вселены его жена Рыжкова И.В. и сын Рыжков Р.В.. В связи с прекращением Рыжковым В.Л. прохождения службы в Управлении вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел по Тверской области договор найма служебного жилого помещения прекращен. В адрес ответчиков направлено уведомление о выселении из служебного жилого помещения в двухнедельный срок. Предписание не исполнено. Истец просит выселить ответчиков из служебной квартиры 148 в г.Твери без предоставления другого жилого помещения.

Ответчик Рыжков В.Л. обратился в суд со встречным иском к комитету по управлению имуществом Тверской области о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. В обоснование иска указано, что с 25 января 1983 года по 01 июня 2011 года Рыжков В.Л. проходил службу в Управлении внутренних дел Тверской области, с 28 января 1985 года состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в УВД Тверской области. 10 ноября 2006 года Рыжкову В.Л. как сотруднику милиции по программе Губернатора Тверской области предоставлена двухкомнатная квартира по адресу: г.Тверь, кв.148, в которой он проживает вместе с женой Рыжковой И.В. и сыном Рыжковым Р.В.. Квартира является собственностью субъекта Российской Федерации Тверская область. Как сотрудник милиции Рыжков В.Л. должен быть обеспечен жилым помещением соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке. На момент предоставления квартиры Рыжков В.Л. имел выслугу лет более 25 лет и право увольнения из органов внутренних дел по выслуге срока службы, дающего право на пенсию по выслуге лет. В связи с чем, Рыжков В.Л. полагает, что ему предоставлена спорная квартира на условиях договора социального найма и в дальнейшем может быть приватизирована. Рыжков В.Л. вселился в спорную квартиру, 26 декабря 2006 года зарегистрирован по месту жительства. После вселения был подписан договор найма служебного жилого помещения от 10 ноября 2006 года. В ноябре 2009 года Рыжков В.Л. обратился в комитет по управлению имуществом Тверской области с заявлением о приватизации квартиры, в приватизации квартиры отказано. По мнению Рыжкова В.Л. спорная квартира не отнесена к специализированному жилищному фонду, поскольку отсутствуют сведения о государственной регистрации квартиры как служебной, нарушена процедура отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду. Рыжков В.Л. просит признать за ним право пользования квартирой 148 в г.Твери на условиях договора социального найма, признать право собственности на указанную квартиру в порядке приватизации.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Тверской области от 13 сентября 2011 года № 35-пп «О переименовании, реорганизации областных исполнительных органов государственной власти Тверской области» комитет по управлению имуществом Тверской области переименован в Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, определено, что Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области является правопреемником комитета по управлению имуществом Тверской области.

В судебном заседании представитель истца подержал исковые требования по изложенным в исковом заявлении доводам, встречные исковые требования не признал, пояснил, что ответчику предоставлено служебное жилое помещение на время прохождения службы в Управлении вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел по Тверской области. 31 мая 2011 года ответчик прекратил служебные отношения, в связи с чем, прекращен договор найма служебного жилого помещения. Ответчики без законных оснований проживают в спорной квартире и подлежат выселению. Спорная квартира не подлежит приватизации, поскольку отнесена к специализированному жилищному фонду.

Ответчик Рыжков В.Л. и его представитель в судебном заседании не признали исковые требования, встречный иск поддержали, пояснили, что ответчик состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения в УВД Тверской области, обеспечен жилым помещением как сотрудник милиции, при предоставлении жилого помещения полагал, что квартира предоставлена по договору социального найма и в дальнейшем ее можно будет приватизировать. Ответчик ранее не принимал участия в приватизации жилых помещений. Ответчик не состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по месту жительства в органе местного самоуправления; с учета по месту службы не снят, так как предоставлена служебная квартира. В регистрирующем органе нет сведений, что спорное жилое помещение отнесено к специализированному жилищному фонду, поэтому ответчик проживает в нем на условиях договора социального найма, жилое помещение подлежит приватизации. Ответчик уволен в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, имеет право на безвозмедное закрепление за ним жилого помещения в порядке, установленном Правительством РФ. Такой порядок до настоящего времени не утвержден. Ответчиком не оспаривается решение об отнесении спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду и решение о предоставлении жилого помещения.

Ответчики Рыжкова И.В. и Рыжков Р.В. в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования не признали, отказались от участия в приватизации спорной квартиры.

Представитель третьего лица Управления министерства внутренних дел РФ по Тверской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской и уведомлением о вручении заказной корреспонденции, в предыдущем судебном заседании представитель третьего лица Чулькина С.А. возражала против удовлетворения исковых требований, против удовлетворения встречного иска не возражала, пояснила, что до настоящего времени ответчик состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения в УМВД РФ по Тверской области. Жилое помещение ответчику должны предоставлять федеральные органы исполнительной власти из федерального бюджета. Министерство не имеет своего жилого фонда и не строит дома.

Помощник прокурора Московского района г.Твери Заичко Н.В. в своем заключении в судебном заседании полагала, что исковые требования подлежат удовлетворению, в удовлетворении встречных исковых требований необходимо отказать.

Выслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд считает, что иск обоснован и подлежит удовлетворению, встречные исковые требования удовлетворению не подлежат.

В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Согласно ст. 104 ч. 3 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

На основании ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, служебные жилые помещения. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Согласно п. 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 января 2006года №42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.

На основании п. 3.1.57 Положения о комитете по управлению имуществом Тверской области, утвержденного постановлением Администрации Тверской области от 07 декабря 2005 года № 325-па, комитет по управлению имуществом Тверской области в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет в установленном порядке от имени Тверской области полномочия по управлению государственным жилищным фондом Тверской области.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Тверской области от 13 сентября 2011 года № 35-пп «О переименовании, реорганизации областных исполнительных органов государственной власти Тверской области» комитет по управлению имуществом Тверской области переименован в Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области.

Согласно п. 9 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Тверской области, утвержденного Постановлением Правительства Тверской области от 18 октября 2011 года № 73-пп, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет в установленном порядке от имени Тверской области полномочия по управлению государственным жилищным фондом Тверской области.

В судебном заседании установлено, что двухкомнатная квартира по адресу: г.Тверь, кв.148 принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации Тверской области на основании договора от 26 декабря 2005 года участия (инвестирования) в долевом строительстве, акта приема-передачи от 27 июня 2006 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.

Распоряжением комитета по управлению имуществом Тверской области от 07 ноября 2006 года № 642 указанная квартира отнесена к специализированному жилищному фонду, квартире придан статус служебного жилого помещения.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.

Решение государственного органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду не подлежит обязательной государственной регистрации в установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» порядке.

Согласно справке Управления вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел по Тверской области от 09 августа 2011 года Рыжков В.Л. проходил службу в органах внутренних дел РФ с 25 января 1983 года (приказ от 28 января 1983 года № 32 л/с) по 31 мая 2011 года (приказ от 27 мая 2011 года № 63 л/с). Уволен по п. «б» ст. 19 Закона РФ «О милиции» по достижении предельного возраста, установленного ст. 59 Положения о службе в органах внутренних дел РФ. По сообщению УМВД России по Тверской области от 31 октября 2011 года Рыжков В.Л. с 28 января 1985 года состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в УМВД России по Тверской области, состав семьи 3 человека. По состоянию на 20 февраля 2006 года очередь № 1, прошел перерегистрацию в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в 2011 году. Очередь по состоянию на 01 июня 2011 года № 1.

Постановлением Администрации Тверской области от 11 июля 2006 года № 177-па утвержден Порядок предоставления служебных жилых помещений сотрудникам территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов. Постановлением Администрации Тверской области от 07 декабря 2007 года № 378-па указанный Порядок признан утратившим силу.

В период действия указанного Порядка предоставления служебных жилых помещений распоряжением комитета по управлению имуществом Тверской области от 08 ноября 2006 года № 661 Рыжков В.Л. принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении служебного жилого помещения на основании поданного им заявления и приложенных к нему документов о прохождении службы, семейном положении и жилищных условиях.

Распоряжением комитета по управлению имуществом Тверской области от 09 ноября 2006 года № 662 Рыжкову В.Л. предоставлена спорная служебная квартира. 10 ноября 2006 года между комитетом по управлению имуществом Тверской области и Рыжковым В.Л. заключен договор найма служебного жилого помещения, согласно которому ответчику на семью из трех человек предоставлено спорное служебное жилое помещение в связи с прохождением службы в Управлении вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел по Тверской области на период прохождения службы.

Спорное жилое помещение отнесено к специализированному жилищному фонду уполномоченным органом в установленном законом порядке. Решение о предоставлении ответчику служебного жилого помещения не оспорено.

Ответчики вселились в спорное жилое помещение, Рыжков В.Л. зарегистрирован по месту жительства 26 декабря 2006 года, Рыжкова И.В. – 10 июля 2007 года. Рыжков Р.В. проживает в спорной квартире без регистрации по месту жительства, сохраняя право пользования квартирой по прежнему месту жительства семьи по адресу: г.Тверь, кв.14.

На основании приказа Управления вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел по Тверской области от 27 мая 2011 года № 63 л/с Рыжков В.Л. уволен из органов внутренних дел 31 мая 2011 года в соответствии со ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ по п. «б» (по достижении предельного возраста, установленного ст. 59 Положения о службе в органах внутренних дел РФ).

Таким образом, 31 мая 2011 года прекращены служебные отношения Рыжкова В.Л. с Управлением вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел по Тверской области, на период службы в котором ему предоставлено служебное жилое помещение, что является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения и выселения без предоставления жилого помещения.

Согласно ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.

В ст. 103 ч. 2 ЖК РФ содержатся условия, при наличии которых граждане в случае прекращения договоров найма специализированных жилых помещений подлежат выселению из служебных жилых помещений с предоставлением другого жилого помещения, а именно: если они не имеют другого жилья на праве собственности или на праве пользования по договору социального найма, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и относятся к категории лиц, указанных в п.п.1-4 ч. 2 ст. 103 ЖК РФ.

Каждое из трех условий не имеет самостоятельного значения, все три условия должны применяться в совокупности.

Ответчиками не представлены доказательства об отнесении их к перечисленным в п.п.1-4 ч. 2 ст. 103 ЖК РФ категориям лиц. В том числе, ответчик не является пенсионером по старости, поскольку при увольнении со службы не достиг возраста 60 лет, что на основании ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» является одним из условий назначения трудовой пенсии по старости.

28 июня 2011 года ответчику направлено уведомление с предложением в двухнедельный срок со дня получения уведомления освободить квартиру и сняться с регистрационного учета. Уведомление получено ответчиком и не исполнено.

Доводы ответчика и его представителя о том, что ответчику предоставлено спорное жилое помещение на условиях договора социального найма как сотруднику милиции на основании Закона РФ «О милиции»; в связи с увольнением по достижении предельного возраста пребывания на службе ответчик имеет право на безвозмедное закрепление за ним жилого помещения в порядке, установленном Правительством РФ, не могут быть приняты судом во внимание по следующим основаниям.

Согласно ст.ст. 52, 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных законом случаев предоставления жилых помещений вне очереди. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

Согласно Жилищному кодексу РФ, вступившему в силу с 1 марта 2005 года, первоочередное предоставление жилья, а также ведение учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по месту работы (службы) не предусматривается.

В связи с чем, ст. 30 Закона РФ от 18 апреля 1991 года № 1026-I «О милиции», действовавшая на момент предоставления ответчику спорного жилого помещения, и устанавливающая предоставление сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилой площади в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность, на основании ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» не подлежит применению как противоречащая Жилищному кодексу РФ.

Ответчики проживают в служебной квартире, которая на основании ст. 4 Закона РФ от 04 июля 1991 года № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежит приватизации. Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Принимать решения о приватизации служебных жилых помещений является правом, а не обязанностью собственников жилищного фонда и уполномоченных ими органов.

Суд, оценив в совокупности все обстоятельства дела и представленные в их обоснование доказательства, приходит к выводу о том, что ответчикам было предоставлено служебное жилое помещение на период прохождения Рыжковым В.Л. службы, в связи с прекращением служебных отношений договор найма специализированного жилого помещения прекращен; ответчики занимают жилое помещение без законных оснований, подлежат выселению из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

Предоставление ответчику служебного жилого помещения на период прохождения службы являлось дополнительной социальной гарантией для обеспечения условий прохождения службы в органах внутренних дел, не препятствовало реализации ответчиком своих прав сотрудника органов внутренних дел на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, о чем свидетельствует сохранение права ответчика состоять на учете в УМВД России по Тверской области, либо постановке на учет в органе местного самоуправления в качестве нуждающегося в жилом помещении. Кроме того, за ответчиком сохраняется право на обеспечение жилым помещением в соответствии с положениями Федерального закона от 07 февраля 2011года №3-ФЗ «О полиции» и Федерального закона от 19 июля 2011года №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Проживание ответчиков в спорной квартире препятствует истцу осуществлять свое право владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.

При изложенных обстоятельствах исковые требования о выселении без предоставления другого жилого помещения подлежат удовлетворению, встречные исковые требования о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Выселить Рыжкова В.Л., Рыжкову И.В., Рыжкова Р.В. из служебного жилого помещения – квартиры 148 в г.Твери без предоставления другого жилого помещения.

В удовлетворении исковых требований Рыжкова Виктора Леонидовича к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд путем подачи жалобы через Московский районный суд г.Твери в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий