обобязании предоставить жилое помещение вне очереди



Дело № 2 – 3530/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 декабря 2011 года г.Тверь

Московский районный суд города Твери в составе

председательствующего судьи Багаевой В.Н.

при секретаре Ляпуновой Т.К.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Митрофановой А.А, к министерству социальной защиты населения Тверской области об обязании предоставить жилое помещение вне очереди на условиях договора социального найма,

у с т а н о в и л:

Митрофанова А.А. обратилась в суд с иском к министерству социальной защиты населения Тверской области об обязании предоставить жилое помещение вне очереди на условиях договора социального найма. В обоснование иска истец указала, что осталась без попечения родителей. Постановлением главы администрации Нелидовского района от 04 октября 2000 года № 446 попечителем истца назначена ее бабушка, жилое помещение не закреплено. С 17 февраля 2003 года истец принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения. Истец является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, имеет право на дополнительные социальные гарантии в виде внеочередного предоставления жилого помещения. Органом, уполномоченным на приобретение и предоставление жилых помещений по договору социального найма указанной категории лиц, является министерство социальной защиты населения Тверской области, которое ведет реестр детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Жилое помещение истцу не предоставлено. Истец просит обязать ответчика предоставить жилое помещение вне очереди на условиях договора социального найма.

В судебном заседании истец Митрофанова А.А. поддержала исковые требования.

Представитель ответчика министерства социальной защиты населения Тверской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменном пояснении указал, что Митрофанова А.А. включена в реестр детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.

Выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, суд считает, что иск обоснован и подлежит удовлетворению.

Статьей 1 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В судебном заседании установлено, что Митрофанова А.А. (до заключения брака Маруева А.А.), до достижения 23-летнего возраста относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее одинокая мать Жаркова В.В. решением Нелидовского городского суда Тверской области от 17 января 2002 года лишена родительских прав в отношении дочери. Сведения об отце истца внесены в запись акта о ее рождении на основании заявления матери.

Постановлением главы Нелидовского района Тверской области от 04 октября 2000 года № 446 попечителем Маруевой А.А. назначена Иванова Е.А.. 24 июня 2002 года Маруева А.А. окончила обучение в МОУ СОШ № 4 г.Нелидово, 21 июня 2009 года окончила обучение в ГОУ ВПО «Тверской государственный университет».

16 сентября 2006 года Маруева А.А. в связи с заключением брака изменила фамилию на Митрофанову.

Таким образом, Митрофанова А.А. имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии со ст. 57 ч. 2 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» одной из дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, является обеспечение вне очереди жилым помещением.

Основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа являются перечисленные в указанных статьях юридические факты: окончание пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа, прекращение опеки (попечительства), окончание службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или возвращение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, каждый из которых имеет самостоятельное значение.

В соответствии с Порядком обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденным Постановлением Администрации Тверской области от 29 июня 2006 года № 156-па, органом, уполномоченным на приобретение и предоставление жилых помещений по договору социального найма указанной категории лиц, является департамент социальной защиты населения Тверской области, который ведет учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.

На основании п. 1 Постановления Правительства Тверской области от 13 сентября 2011 года № 35-пп «О переименовании, реорганизации областных исполнительных органов государственной власти Тверской области» департамент социальной защиты населения Тверской области переименован в министерство социальной защиты населения Тверской области. Согласно п. 7 Положения о министерстве социальной защиты населения Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 17 октября 2011 года № 71-пп, министерство социальной защиты населения Тверской области является правопреемником департамента социальной защиты населения Тверской области.

Для реализации истцом предоставленной законом социальной гарантии в виде внеочередного предоставления жилого помещения необходимо одновременно наличие нескольких условий, а именно: относиться к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; не иметь закрепленного жилого помещения; быть признанным нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

В судебном заседании установлено, что при выявлении Митрофановой А.А., как оставшейся без попечения родителей, за ней не закреплено жилое помещение. Постановлением администрации Нелидовского района Тверской области от 28 апреля 2011 года № 235-па внесены изменения в постановление главы Нелидовского района Тверской области от 17 февраля 2003 года № 80, согласно которым истец включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения с 17 февраля 2003 года.

Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. В жилищном кодексе РФ отсутствует указание на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет, а также финансовых возможностей субъекта по обеспечению граждан жилыми помещениями.

Положения Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения такими лицами указанного возраста. Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. Достижение лицом 23-летнего возраста, поставленным на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

Митрофанова А.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включена в реестр детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, после достижения 23-летнего возраста. Жилое помещение истцу не предоставлено. Однако, исходя из анализа представленных документов, суд приходит к выводу о том, что государством в лице соответствующих органов была ненадлежащим образом исполнена обязанность по закреплению и сохранению за истцом жилого помещения, по реализации гарантированной истцу социальной поддержке в виде предоставления жилого помещения. Истец не по своей вине не смогла своевременно реализовать свое гарантированное право и не может быть произвольно лишена права на внеочередное предоставление жилья. Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о необходимости возложения на соответствующие органы выполнения обязанности предоставить истцу жилое помещение.

Основания и порядок предоставления жилого помещения по договорам социального найма установлен жилищным кодексом РФ.

В соответствии с требованиями ст.ст. 49, 50 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, исходя из нормы предоставления, устанавливаемой органом местного самоуправления.

Согласно ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

В связи с чем, при наличии установленных судом обстоятельств подлежат удовлетворению исковые требования о предоставлении вне очереди жилого помещении на условиях договора социального найма в пределах норм, установленных действующим законодательством.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать министерство социальной защиты населения Тверской области предоставить Митрофановой А.А. вне очереди жилое помещение на условиях договора социального найма в пределах норм, установленных действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд путем подачи жалобы через Московский районный суд г.Твери в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий