Дело №2-3544 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15 декабря 2011 года Московский районный суд города Твери В составе председательствующего судьи Верещагиной Е.Н. При секретаре Пахомовой Е.Н. С участием истца Крючковой Р.С. Рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Твери Гражданское дело по иску Крючковой Р.С. к Министерству социальной защиты населения Тверской области, МЧС России о признании права на получение удостоверения У с т а н о в и л: Крючкова Р.С. обратилась в суд с иском ответчикам, в котором просит признать за ней право на получение мер социальной поддержки и внесении сведений в реестр учета граждан, подвергшихся воздействию от последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и выдать ей удостоверение, подтверждающее право на получение мер социальной поддержки как пострадавшему от радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, как получившему суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения. В обоснование заявленных требований истец Крючкова Р.С. указала, что в период ...1942 года по декабрь 1990 года проживала в г. Усть-Каменогорске Республики Казахстан, расположенном в зоне повышенного радиационного риска. Суммарная эффективная эквивалентная доза, полученная ею во время проживания в этом районе составляет 0,26 Зв (26,5 сЗВ), что подтверждается справкой от ...2011г. ...1953г. Усть-Каменогорской специальной комиссией ей было выдано удостоверение, подтверждающее право на получение мер социальной поддержки как пострадавшему вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне. С 1990 года она проживает на территории России и является ее гражданином. Полагая, что в силу закона имеет право на получение мер социальной поддержки, обратилась в Департамент социальной защиты населения Тверской области с просьбой выдать удостоверение установленного образца, дающего право на получение мер социальной поддержки. Однако ответчиком в выдаче данного удостоверения было отказано, ввиду того, что в перечнях населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных распоряжением Правительства РФ № 156-р от 08.02.2002 года, г. Усть-Каменогорск не значится. Считает, что данный отказ нарушает ее права, не согласуется с позицией Конституционного Суда РФ. Полагает, что факт ее проживания в зоне повышенного радиационного риска вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне и получения суммарной эффективной дозы облучения выше 25 бэр подтверждается удостоверением Республики Казахстан, справкой подтверждающей проживание в г.Усть-Каменогорск, который относится к зоне повышенного радиационного риска с дозой воздействия на население от 7,0 до 35,0 БэР. В судебном заседании истец Крючкова Р.С. доводы, изложенные в исковом заявлении полностью поддержала, просил признать за ней право на получение удостоверения единого образца и мер социальной поддержки, как получившую суммарную эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв. Представители ответчиков в суд не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Министерство (ранее Департамент) социальной защиты населения Тверской области не возражал против рассмотрения дела в отсутствие его представителя, представил в суд возражения на иск, согласно которому возражает против удовлетворения исковых требований. В обоснование возражений указывает, что в силу ФЗ от 10.01.2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» предусмотрены три обязательных условия предоставления гражданам мер социальной поддержки: проживание в населенном пункте, время проживания в населенном пункте, получение гражданином суммарной (накопленную) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр). Перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержден распоряжением Правительства РФ. Город Усть-Каменогорск Восточно-Казахстанской области в указанных перечнях отсутствуют, так как по расчетам специалистов жителями этих населенных пунктов от всех произведенных на полигоне взрывов могло быть получено облучение ниже предела дозы, установленной законом. Соответственно, данные о получении истцом дозы облучения, указанные в справках, выданных в Республике Казахстан, своего подтверждения не находят. Справки и удостоверение, выданные истцу в Республике Казахстан, не являются доказательством получения им какой-либо дозы облучения, а лишь констатируют факт отнесения Законом Республики Казахстан населенного пункта, где проживал истец, к зоне повышенного радиационного риска, установленной этим законом. Фактически истец, являясь гражданином РФ, требует предоставить меры социальной поддержки, предусмотренные Российским законодательством, на основании норм законодательства Республики Казахстан. Однако, международных договоров между Российской Федерацией и республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства в данной сфере не существует, соответственно представленные истцом документы не могут считаться надлежащим доказательством. Представитель ответчик МЧС России о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гарантируется социальная защита гражданам, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сантизиверт (сЗв, бэр). Согласно постановления Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 849 «Об утверждении правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» основанием для оформления удостоверения о праве на льготы являются документы, подтверждающие факт проживания либо прохождения военной службы в населенном пункте, включенном в перечни населенных пунктов, утверждаемых Правительством, в периоды радиационного воздействия, включая день проведения ядерного испытания, получения этими лицами суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр). Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации. Населенные пункты, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.02.94г. №162-р и от 15.03.95г. №356-р, с изменениями от 08.02.2002г. №156-р. При этом, определение населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействий при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти по санитарно-эпидеомологическому надзору. Судом установлено, что Крючкова Р.С. в период с ...1953 года по декабрь 1990 года проживала в г. Усть-Каменогорск Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан. Законодателем определены три обязательных условия предоставления гражданам мер социальной поддержки, два из которых относятся к проживанию (населенный пункт и время проживания в нем), а третье-получение гражданами суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) Вышеуказанный населенный пункт не предусмотрен утвержденным Правительством Российской Федерации Перечнем населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, население которого получило суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения превышающую 25 сЗв (бэр). Город Усть-Каменогорск Восточно-Казахстанской области отсутствует в Перечнях, т.к. по расчетам специалистов научных учреждений Российской Федерации (центрального физико-технического института Министерства обороны, Государственного научного центра Российской Федерации0Института биофизики, Института глобального климата и экологии Российской Академии Наук, Научно-исследовательского института экологического мониторинга Алтайского государственного университета и Государственного учреждения-Научно-исследовательского института региональных медико-экологических проблем), жителями вышеуказанного населенного пункта от всех произведенных на полигоне взрывов могло быть получено облучение ниже предела дозы, установленного Законом (5 сЗв) бэр. Доказательств, получения суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения, как на то ссылается истец, превышающей 25 сЗв (бэр), последней не представлено. Таким образом, проживание истца в г. Усть-Каменогорск Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан в указанный период времени, не дает право на получение удостоверения на территории Российской Федерации, и, соответственно право на получение специальных льгот, а представленные истцом документы подтверждают лишь факт его проживания в указанный период в г.Усть-Каменогорске и свидетельствует о его праве на соответствующие меры социальной поддержки по законодательству Республики Казахстан. Ссылка истца на получение мер социальной поддержки по законодательству Республики Казахстан не может быть принята судом во внимание как не имеющая правового значения, поскольку отсутствует международный договор между РФ и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства в сфере вопросов социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Так, в соответствии с п.1 ст.1 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам ( далее Конвенция), граждане каждой из Договаривающихся Сторон, а также лица, проживающие на ее территории, пользуются на территории всех других Договаривающихся Сторон в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой как и собственные граждане Договаривающейся Стороны Из смысла вышеуказанной нормы следует, что речь идет о способах защиты уже имеющихся прав и не подразумевает наделение граждан государств –участников Конвенции правами граждан конкретного государства. Следовательно, Конвенция 1993 года не дает гражданам Российской Федерации требовать на территории Российской Федерации предоставления им льгот, установленных иным государством-участником Конвенции. Из Положений Конвенции 1993 года, следует, что статья 13 Конвенции обеспечивает лишь признание аутентичности (подлинности) документов, исходящих от органов власти, должностных или уполномоченных лиц иностранных государств, без необходимости дополнительного удостоверения (консульской легализации или проставления апостиля). Признание аутентичности документа не означает обязательности его автоматического исполнения. В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Документы, на которые ссылается истец (удостоверение, справки-л.д.11-13), выданные Крючковой Р.С. в Республике Казахстан как на доказательства получения дозы облучения лишь констатируют факт отнесения законом Республики Казахстан населенного пункта к зоне повышенного радиационного риска, установленной этим законом. Истец же, является гражданином Российской Федерации, требует предоставить меры социальной поддержки предусмотренные российским законодательством, но на основании норм, установленных законодательством Республики Казахстан, что в принципе противоречит основам российского законодательства. Таким образом, суд считает, что оснований для внесения истца в реестр граждан, подвергшихся воздействию от последствий ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном в соответствии с Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» не имеется, в связи с отсутствием законных оснований для выдачи удостоверения единого образца. На основании изложенного, Руководствуясь ст.197-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В иске Крючковой Р.С. к Министерству социальной защиты населения Тверской области, Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании права по получение удостоверения единого образца как пострадавшему от радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, как получившему суммарную (накопительную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр) и обязании выдать удостоверение как пострадавшему от радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, как получившему суммарную (накопительную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр) отказать. Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Московский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме. Федеральный судья: