Дело № 2-333/12 Именем Российской Федерации 25 января 2012 года Московский районный суд города Твери в составе председательствующего судьи Пержуковой Л. В., при секретаре Вишняковой Т.Н., с участием помощника прокурора Московского района г. Твери Гнусарева В. Н., представителя ответчика Карташова Д. В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери гражданское дело по иску прокурора Московского района города Твери в интересах неопределенного круга лиц к администрации Московского района города Твери о признании незаконным бездействия и возложении обязанностей по организации работ по устранению несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, у с т а н о в и л: Прокурор Московского района г.Твери обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к администрации Московского района города Твери о признании незаконным ее бездействия в части проведения работ по устранению несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на территории Московского района города Твери в пос. …. по … шоссе, поворот в кооператив в микрорайоне «…» и возложении обязанностей по устранению несанкционированной свалки твердых бытовых отходов в указанных выше местах в срок до … года. В обоснование иска указал, что в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, способ которого должен быть безопасным для здоровья населения и среды обитания и осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 2 указанного закона органы государственной власти и местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. В силу ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройств территории поселения. Постановлением администрации города Твери от22 февраля 2011 года № 22 утверждено Положение об администрации Московского района города Твери, согласно которому последняя является юридическим лицом, а ее полномочия распространяются на территорию Московского района города Твери. Согласно п. 4.2.5 Положения к полномочиям администрации Московского района г.Твери относится организация работы по уборке и благоустройству территорий. Рапортом помощника прокурора Московского района г.Твери и выполненными фотоснимками подтвержден факт устройства несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на территории Московского района города Твери в пос. … по … шоссе, поворот в кооператив в микрорайоне «…», что свидетельствует о бездействии ответчика по вопросу организации сборы и вывоза свалки. Конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного и санитарного законодательства. Наличие на территории, не предназначенной для сбора твердых бытовых отходов, несанкционированной свалки нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, ввиду чего и на основании ст. 45 ГПК РФ прокурор обратился в суд с данным иском. В судебном заседании помощник прокурора Московского района г. Твери Гнусарев В. Н. уточнил исковые требования, просил суд признать незаконным бездействие ответчика в части организации работ по устранению несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на территории Московского района города Твери в пос. … по … шоссе, поворот в кооператив в микрорайоне «…» и обязать его в срок до … года организовать работы по устранению несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на указанной территории, обстоятельства изложенные в исковом заявлении подтвердил. Представитель ответчика Карташов Д. В. возражал против удовлетворения требования прокурора о признании незаконным бездействия ответчика в части организации работ по устранению несанкционированной свалки, поскольку выполнение данных работ планируется. С учетом большого объема скопившихся отходов для организации их вывоза требуются значительные денежные средства, а также заключение муниципальных контрактов на выполнение данных работ, которое требует соблюдения определенных процедур, в частности, объявления конкурса и т.д. В части удовлетворения требования о возложении на ответчика организации работ по устранению несанкционированной свалки представитель ответчика не возражал, не оспаривал обязанность администрации по организации данных работ. Срок, определенный прокурором, находил разумным и соглашался с ним. Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает, что иск прокурора подлежит удовлетворению. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1 гражданам РФ гарантируется право на охрану здоровья. Ст. 17 Основ законодательства устанавливает, что граждане РФ обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается в том числе и охраной окружающей среды. В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, способ которого должен быть безопасным для здоровья населения и среды обитания и осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 2 указанного закона органы государственной власти и местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. В силу ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройств территории поселения. Постановлением администрации города Твери от … года № … утверждено Положение об администрации Московского района города Твери, согласно которому последняя является юридическим лицом, а ее полномочия распространяются на территорию Московского района города Твери. Согласно п. 4.2.5 Положения к полномочиям администрации Московского района г.Твери относится организация работы по уборке и благоустройству территорий. Факт устройства несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на территории Московского района города Твери в пос. … по Московскому шоссе, поворот в кооператив в микрорайоне «…» подтвержден рапортом помощника прокурора Московского района г.Твери от … года и выполненными фотоснимками. Данное обстоятельство свидетельствует о бездействии ответчика по вопросу организации сборы и вывоза свалки. Конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного и санитарного законодательства. Наличие на территории, не предназначенной для сбора твердых бытовых отходов, несанкционированной свалки нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. На основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ с учетом установленных по делу обстоятельств суд полагает правильным установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, до 01 апреля 2012 года. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Признать незаконным бездействие администрации Московского района города Твери в части организации работ по устранению несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на территории Московского района города Твери в пос. … по … шоссе, поворот в кооператив в микрорайоне «…». Обязать администрацию Московского района города Твери в срок до 01 апреля 2012 года организовать работы по устранению несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на территории Московского района города Твери в пос. … по … шоссе, поворот в кооператив в микрорайоне «…». Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Московский районный суд г. Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий