Дело № 2-56/2012 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10 февраля 2012 года Московский районный суд города Твери В составе председательствующего судьи Верещагиной Е.Н. При секретаре Силохиной Е.С. С участием истца Романовой К.С. Представителя истца Романова С.К. Представителя ответчика Калмыкова А.А. Рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Твери Гражданское дело по иску Романовой К.С. к Министерству социальной защиты населения Тверской области, Территориальному отделу социальной защиты населения г. Твери, Министерству финансов Российской Федерации о возмещении материального ущерба, об обязании выдать справку на получение государственной социальной стипендии У с т а н о в и л: Истец Романова обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Тверской области о возмещении материального ущерба. В обоснование заявленных требований указала, что она, Романова К.С., в настоящее время обучается в Тверском Государственном Университете на 4 курсе филологического факультета. Первые два года обучения она получала государственную социальную стипендию, так как относится к категории студентов, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, и является первым поколением пострадавшего чернобыльца. В сентябре 2010 года она обратилась в Территориальный отдел социальной защиты населения г. Твери за справкой, на основании которой Тверской государственный университет выдавал ей ежемесячно государственную социальную стипендию в размере 1600 рублей. В выдаче справки ей было отказано, по тем основаниям, что данная стипендия ей была положена только до 18-летнего возраста. 16 декабря 2010 года она вновь обратилась за справкой с письменным заявлением, на основании которой Территориальный отдел социальной защиты населения г. Твери сделал запрос в Департамент социальной защиты населения Тверской области. В выдаче справки ей также было отказано, так как они посчитали, что она вообще ни к какой категории льготников не относится. Считает, что ответчиком были нарушены требования постановления Правительства РФ № 487 от 27.06.2001 года и письма Министерства труда и социального развития РФ от 21.01.2002 года № 365-ГК. Просит взыскать с ответчика в ее пользу сумму материального ущерба, равную размеру социальной стипендии за период с декабря 2010 года по октябрь 2011 года в размере 17 800 рублей и обязать ответчика выдать ей справку на получение государственной социальной стипендии на период обучения с сентября 2011 года. Определением суда от 21 ноября 2011 года привлечены к участию в деле в качестве соответчика Территориальный отдел социальной защиты населения г. Твери и в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тверской государственный университет». Определением суда от 13 января 2012 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства в Тверской области. В судебном заседании истец Романова К.С. поддержала исковые требования, пояснив суду, что она имеет право на получение государственной социальной стипендии. Ее отец является участником ликвидации последствий катастрофы. Она относит себя к пострадавшим от Чернобыльской АЭС, о чем у нее имеется удостоверение. Единую денежную выплату она не получает, так как ей исполнилось уже 18 лет. Она получает единовременную помощь раз в полгода от Тверского государственного университета по удостоверению. Представитель истца Романов С.К. поддержал исковые требования, пояснив суду, что сторона ответчика при решении вопроса по данному делу постоянно ссылается на статью 13 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», не беря во внимание тот факт, что данный закон с тех пор претерпел неоднократные изменения. Так в 2005 году было внесено очередное изменение в ст. 27 названного закона под статьей 27.1, которая называется «Ежемесячная денежная выплата гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». А под п. 9 этой статьи указана категория Романовой К.С., а именно « ….. дети первого и последующего поколений граждан, указанных в пунктах 1-3 и 6, к которому непосредственно относится и он, части 1 статьи 13 настоящего закона, родившихся после радиоактивного облучения вследствие Чернобыльской катастрофы одного из родителей. Кроме того, постановление Правительства РФ от 27 июня 2001 года № 487 определило порядок назначения и выплаты государственных стипендий. Пункт 24 постановления гласит: «государственные социальные стипендии назначаются в обязательном порядке студентам, пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Министерство труда и социального развития РФ утвердило письмо от 21.01.2002 года № 365 ГК, в котором прописано: «В обязательном порядке органы социальной защиты должны выдавать справки на получение государственной социальной стипендии следующим категориям студентов: пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской АЭС. В связи с чем, просит удовлетворить исковые требования. В судебном заседании представитель ответчика Территориального отдела социальной защиты населения г. Твери Калмыков А.А. исковые требования не признал, пояснив, что истец ни к одной из перечисленных категорий в Законе РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не относится и соответственно не имеет льгот, поскольку нет правовой нормы указывающей на предоставление той или иной меры социальной поддержки, в том числе и получения социальной стипендии. Согласно п. 24 постановления Правительства РФ от 27.06.2001 года № 487 государственные социальные стипендии назначаются в обязательном порядке студентам, пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф. В представленной истицей справке от ...1992 года № ..., выданной исполнительным комитетом ..., подтверждается, что истец проживала в ..., территория которого с плотностью загрязнения изотопами цезия от 00,5 КИ/кв. км. или стронция от 0,002 до 0,15 КИ/кв. км. включена в зону 4-ю усиленного радиологического контроля. По уровню загрязнения почвы радиоактивными компонентами, который указан в предоставленной справке, истица проживала в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. В дальнейшем, семья с истицей выехали из зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. В Законе не прописаны льготы гражданам, выехавшим добровольно, из зоны проживания с льготным социально-экономическим, как это прописано в ст. 22 Закона, в отношении граждан, выехавших в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение. Поскольку истец не имеет право на меры социальной поддержки, то соответственно они не имеют права выдать справку истцу, которая предоставляется в образовательное учреждение для начисления и выдачи социальной стипендии. В связи с чем, просит суд в удовлетворении исковых требований отказать. Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Тверской области в судебное заседание не явился, в деле имеется ходатайство с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства, в деле имеется отзыв, в котором указано, что в соответствии с письмом Минтруда РФ от 21.01.2002 года № 365-ГК «О справке для получения государственной социальной стипендии» территориальные отделы социальной защиты населения Тверской области по месту жительства выдают справки, в том числе, гражданам, пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф. Согласно представленным документам Романова К.С. ни к одной из перечисленных категорий в Законе РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не относится. Представитель соответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства в Тверской области в суд не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом. Представитель третьего лица Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тверской государственный университет» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили. Выслушав истца, ее представителя, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, исковые требования не подлежащими удовлетворению. Ст.13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» перечисляет категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы и на которых распространяется действие вышеуказанного Закона. Согласно пункта 24 Постановления Правительства РФ от 27.06.2001г. №487 «Об утверждении типового положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторов», государственные социальные стипендии назначаются в обязательном порядке: Из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; Признанным в установленном порядке инвалидами 1 и 11 групп; Пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф; Являющимся инвалидами и ветеранами боевых действий. Указанным Постановлением предусмотрена категория студентов, которым социальная стипендия выплачивается в обязательном порядке, однако истец ни к одной из категорий не относится. Доводы истца о том, что она относится к категории лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС являются необоснованными. Так, в соответствии со ст.7 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катиастрофы на Чернобыльской АЭС» определены четыре зоны, на которые распространяется действие Закона: зона отчуждения, зона отселения, зона проживания с правом отселения, зона проживания с льготным социально-экономическим статусом. Согласно пункта 6 статьи 13 вышеуказанного Закона к гражданам подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы относятся эвакуированные ( в т.ч. выехавшие добровольно) в 1986г. из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в т.ч. выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986г. и в последующие годы, включая детей, в т.ч. детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития. Согласно пункта 11 статьи 13 Закона, к категории граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы относятся граждане, выехавшие добровольно на новое место жительство из зоны проживания с правом на отселение в 1986г. и в последующие годы. К остальным гражданам, которые признаются подвергшимися воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, являются постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7 статьи 13 Закона), постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8 статья 13 Закона), постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы (пункт 9 статьи 13 Закона) или занятые на работах в зоне отселения (пункт 10 статьи 13 Закона). Ссылка истца на удостоверение серии ..., выданное ей ... 1998г. свидетельствует лишь о том, что Романова К.С. проживала с апреля 1988г. по апрель 1992г. в «зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом». Таким образом, Романова К.С. не относится к категории студентов, имеющих право на получение государственной социальной стипендии, в связи с чем оснований для выдачи справки на получение государственной социальной стипендии на период обучения с 2011г.-2012 г.г. не имеется. Поскольку отсутствуют основания для получения государственной социальной стипендии, требования в части взыскания социальной стипендии в размере 17 800 рублей не подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.197-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Романовой К.С. к Министерству социальной защиты населения Тверской области, Территориальном отделу социальной защиты населения г. Твери, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании социальной стипендии за период с декабря 2010 г. по октябрь 2011 г. в размере 17 800 рублей, об обязании выдать справку на получение государственной социальной стипендии на период обучения с сентября 2011 года оставить без удовлетворения. На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Московский районный суд г.Твери в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Федеральный судья: