Дело № 2-387/12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 02 февраля 2012 года Московский районный суд города Твери в составе председательствующего судьи Пыжовой Н.И., при секретаре Каган И.В., с участием помощника прокурора Московского района г. Твери ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери гражданское дело по иску прокурора Московского района города Твери в интересах неопределенного круга лиц к администрации Московского района города Твери о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по организации безопасности дорожного движения, у с т а н о в и л: Прокурор Московского района г.Твери обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к администрации Московского района города Твери о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по организации безопасности дорожного движения. Прокуратурой Московского района г. Твери во исполнение указания прокуратуры Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. В ходе проведенной проверки выявлен факт бездействия Администрации Московского района г. Твери, выразившийся в непринятии мер по обеспечению безопасности дорожного движения. В соответствии с п. 9 ст. 47 Устава города Твери, утвержденного Решением Тверской городской Думы от 23.06.2005 № 68, Администрация города Твери организует дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог- местного значения в границах города Твери, а также осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ч. 1.1 Положения об Администрации Московского района г. Твери, утвержденного постановлением Администрации г. Твери от 22.02.2011 № 232, Администрация Московского района г. Твери является территориальным подразделением Администрации г. Твери, осуществляющим на территории района исполнительно-распорядительные функции местного самоуправления в пределах, установленных Уставом города Твери и данным Положением. На Администрацию Московского района г. Твери возложена обязанность контролировать состояние и ремонт внутриквартальных дорог и тротуаров, и участвовать в принятии их после ремонта, что отражено в п. 4.2.9 Положения. Так, по результатам обследования участка местности от 09.12.2011 на территории Московского районах г.Твери в районе жилого дома <адрес> выявлено нарушение асфальтного покрытия участка внутриквартальной дороги. Со стороны Администрации Московского района г. Твери не предприняты должные меры по обеспечению безопасности дорожного движения, а именно по исполнению возложенной законодателем обязанности по контролю за состоянием внутриквартальных дорог и ремонт последних. Необеспечение безопасности дорожного движения в районе жилой стройки со стороны Администрации Московского района г. Твери представляет угрозу для жизни и здоровья граждан, круг которых определить невозможно, а также снижает предупреждение дорожно-транспортных происшествий. В судебном заседании помощник прокурора Московского района г. Твери ФИО1 уточнил исковые требования, просил суд признать незаконным бездействие ответчика и обязать Администрацию Московского района г. Твери восстановить до ДД.ММ.ГГГГ участок местности напротив дома <адрес>. Представитель ответчика ФИО2 возражал против удовлетворения требования прокурора о признании незаконным бездействия ответчика в части организации работ по устранению несанкционированной свалки, поскольку выполнение данных работ планируется. В части удовлетворения требования о восстановлении до ДД.ММ.ГГГГ участка местности напротив дома <адрес> не возражал, не оспаривал обязанность администрации по организации данных работ. Представитель третьего лица Департамента ЖКХ администрации г. Твери по доверенности ФИО3 против исковых требований не возражала. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает, что иск прокурора подлежит удовлетворению. Согласно ст. 3, 5 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995 г., основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством: установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления... осуществления деятельности по организации дорожного движения; материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения... В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г., к вопросам местного значения поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; Как следует из п.п. 6, 12 ч. 1 ст. 3, ст. 34 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения... Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. Федеральный закон № 196-ФЗ от 10.12.1995 г. «О безопасности дорожного движения» в п. 4 ст. 6 установил, что к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Постановлением Госстандарта РФ № 221 от 11.10.1993 г. утвержден ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», которым установлены перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. В соответствии с п. 3.1.1 указанного ГОСТ, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Как следует из ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Судом установлено, что состояние дороги на <адрес> не соответствует правилам и техническим нормам «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения ГОСТ Р 50597-93», утвержденным Постановлением Госстандарта РФ № 221 от 11.10.1993 г., а именно: в ходе обследования <адрес> выявлены нарушения, угрожающие безопасности дорожного движения: выбоина (яма) напротив <адрес>. В соответствии с п. 9 ст. 47 Устава города Твери, утвержденного Решением Тверской городской Думы от 23.06.2005 № 68, Администрация города Твери организует дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог- местного значения в границах города Твери, а также осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ч. 1.1 Положения об Администрации Московского района г. Твери, утвержденного постановлением Администрации г. Твери от 22.02.2011 № 232, Администрация Московского района г. Твери является территориальным подразделением Администрации г. Твери, осуществляющим на территории района исполнительно-распорядительные функции местного самоуправления в пределах, установленных Уставом города Твери и данным Положением. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о бездействии Администрации Московского района г. Твери, не соответствующем требованиям законодательства о безопасности дорожного движения и создающем угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц. На основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ с учетом установленных по делу обстоятельств суд полагает правильным установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, до ДД.ММ.ГГГГ. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Признать незаконным бездействие администрации Московского района города Твери в части организации обеспечения безопасности дорожного движения напротив дома <адрес>, а именно по организации ремонта участка местности напротив дома <адрес>. Обязать администрацию Московского района города Твери в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить безопасность дорожного движения напротив дома <адрес>, а именно восстановить асфальтное покрытие внутриквартальной дороги на участке местности напротив дома <адрес>. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Московский районный суд г. Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий Н.И. Пыжова