Дело № 2-370/2012 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13 марта 2012 года Московский районный суд города Твери В составе председательствующего судьи Верещагиной Е.Н. При секретаре Силохиной Е.С. С участием представителя прокурора Московского района Ульяновской И.Ю. Представителя ответчика МУЗ «Калининская центральная районная клиническая больница» Шумаковой С.Ю. Представителя соответчика Министерства здравоохранения Тверской области Янковой М.А. Представителя 3-го лица Отдела ГПН по Московскому району г.Твери ГУ МЧС России по Тверской области Титаева С.Н. рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Твери гражданское дело по иску прокурора Московского района города Твери в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению здравоохранения «Калининская центральная районная клиническая больница», Министерству здравоохранения Тверской области о возложении обязанности по устранению нарушений правил пожарной безопасности, у с т а н о в и л : Прокурор Московского района г.Твери обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к МУЗ «Калининская центральная районная клиническая больница» о возложении обязанности по устранению нарушений правил пожарной безопасности. В обоснование иска указал, что прокуратурой Московского района г. Твери проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего противопожарную безопасность, в МУЗ «Калининская центральная районная клиническая больница». В соответствии с приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003 года утверждены Правила пожарной безопасности РФ (ППБ-01-03). Согласно п. 3 ППБ 01-03 наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. В ходе проверки установлено, что в МУЗ «Калининская центральная районная клиническая больница» допущены нарушения правил пожарной безопасности. В здании главного корпуса: - система АПС (автоматической пожарной сигнализации) находится в неисправном состоянии: лучи 1,2,6,11-13,16 приемно-контрольного прибора «Гранит 16» отключены; на 2-ом приборе «Гранит 16» все лучи отключены; на приборе «ВЭРС» один луч отключен, нарушение ППБ 01-03 п.98; - здание не оборудовано СОУЭ (системой оповещения и управления эвакуацией) 3-его типа (речевая), нарушение НПБ 104-03, п. 5.1, таб. 2, п.11; - система внутреннего противопожарного водопровода находится в неисправном состоянии (насосы - повысители – неисправны), нарушение ППБ 01-03 п. 89; - отделка стен общих коридоров на путях эвакуации в поликлинике, в холле 1-го этажа и тамбуре центрального выхода на улицу выполнена из горючих материалов, нарушение ППБ 01-03 п. 53; - в общих коридорах главного лечебного корпуса светильники с лампами дневного света эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника. В лестничных клетках светильники с лампами накаливания эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника, нарушение ППБ 01-03 п. 60; - в реанимационном отделении электропроводка светоуказателя «ВЫХОД» выполнена с нарушением требований (соединение выполнено вне разветкоробки), нарушение ППБ 01-03 п.57; - дверь центрального эвакуационного выхода в тамбур открывается не по направлению выхода из здания, нарушение ППБ 01-03 п.52; - дверь центрального эвакуационного выхода из поликлиники открывается не по направлению выхода из здания, нарушение ППБ 01-03 п. 52. В административном здании с общежитием: - 3-ий шлейф системы АПС находится в отключенном состоянии, нарушение ППБ 01-03 п. 98; - в коридоре 2-го этажа светильники с лампами накаливания эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника, нарушение ППБ 01-03 п. 60; - противодымные двери, отделяющие лестничную клетку от поэтажных коридоров не имеют устройств для самозакрывания, нарушение ППБ 01-03 п. 34; - здание не укомплектовано огнетушителями, нарушение ППБ 01-03 п. 108, прил. 3. В помещении скорой помощи: - система автоматической пожарной сигнализации находится в отключенном состоянии, нарушение ППБ 01-03 п. 98; - помещение не укомплектовано огнетушителями, нарушение ППБ 01-03 п. 108, прил. 3. Кроме того, сигнал тревоги о срабатывании системы автоматической пожарной сигнализации не выведен на пульт централизованного наблюдения ЦУКС ГУ МЧС России по Тверской области, нарушение ППБ 01-03 п. 3, НПБ-88-01, п. 13.4. Не проведено обучение пожарно-техническому минимуму должностных лиц, ответственных за пожарную безопасность, нарушение НПБ «обучение мерам пожарной безопасности работников организаций». Указанными помещениями пользуются сотрудники, пациенты и посетители учреждения здравоохранения. Нарушение правил пожарной безопасности создает реальную угрозу жизни и здоровью сотрудников, воспитанников и посетителей МУЗ «Калининская центральная районная клиническая больница». Определением суда от 24 февраля 2012 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство здравоохранения Тверской области. В судебном заседании помощник прокурора Ульяновская И.Ю. заявленные требования поддержала частично, уточнила заявленные требования, просила возложить на МУЗ «Калининская центральная районная клиническая больница» обязанность по устранению нарушений правил пожарной безопасности: в здании главного корпуса: систему АПС (автоматической пожарной сигнализации) привести в рабочее состояние; здание оборудовать СОУЭ (системой оповещения и управления эвакуацией) 3-его типа (речевая); систему внутреннего противопожарного водопровода привести в рабочее состояние; отделку стен общих коридоров на путях эвакуации в поликлинике, в холле 1-го этажа и тамбуре центрального выхода на улицу выполнить из негорючих материалов; в общих коридорах и лестничных клетках главного лечебного корпуса светильники с лампами дневного света эксплуатировать с колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; в реанимационном отделении электропроводку светоуказателя «ВЫХОД» выполнить с соблюдением требований (соединение выполнить внутри разветкоробки); дверь центрального эвакуационного выхода в тамбур установить открывающейся по направлению выхода из издания; дверь центрального эвакуационного выхода из поликлиники установить открывающейся по направлению выхода из здания. А также просила возложить на МУЗ «Калининская центральная районная клиническая больница» обязанность по устранению нарушений правил пожарной безопасности – в здании главного корпус, в административном здании с общежитием, в помещении скорой помощи – систему автоматической пожарной сигнализации привести в рабочее состояние. Представитель ответчика МУЗ «Калининская центральная районная клиническая больница» Шумакова С.Ю. в судебном заседании не признала иск, пояснила суду, что вместо 2400 тыс. руб. выделено МУЗ «Калининская центральная районная клиническая больница» всего 300 тыс. руб., на которые были закуплены только огнетушители. На 2012 год денежные средства выделены из бюджета, но программу МУЗ «Калининская центральная районная клиническая больница» еще не составляли. Ремонт в больнице был произведен, но ... 2011 года на первом этаже здания произошло возгорание. Система АПС была приведена в соответствие, о чем имеется акт проверки МЧС, но после пожара все уничтожено. Система оповещения и управления эвакуацией 3-го типа отсутствует. Система внутреннего противопожарного водопровода сделана. Отделка стен общих коридоров на путях эвакуации в поликлинике, в холле 1-го этажа и тамбуре центрального выхода на улицу выполнена из негорючих материалов, по сертификату материал является допустимым. В общих коридорах и лестничных клетках главного лечебного корпуса светильники с лампами дневного света, эксплуатируемые с колпаками, предусмотренными конструкцией светильника – установлены частично, во втором отделении все работы выполнены полностью. В реанимационном отделении электропроводка светоуказателя «ВЫХОД» выполнена с соблюдением требований. Дверь центрального эвакуационного выхода в тамбур установлена открывающаяся по направлению выхода из здания. Дверь центрального эвакуационного выхода из поликлиники установлена открывающаяся по направлению выхода из здания. 3-й шлейф системы АПС приведен в рабочее состояние. Противодымные двери, отделяющие лестничную клетку от поэтажных коридоров, оборудованы устройствами для самозакрывания. Здание укомплектовано огнетушителями. Сигнал тревоги о срабатывании системы автоматической пожарной сигнализации не выведены на пульт централизованного наблюдения ЦУКС МЧС России по Тверской области. Обучение должностных лиц и ответственных за пожарную безопасность пожарно-техническому минимуму проведено. Финансирование больницы производится из Министерства здравоохранения Тверской области. Представитель соответчика Министерства здравоохранения Тверской области Янкова М.А. в судебном заседании возражала против иска, полагая, что Министерство здравоохранения Тверской области является ненадлежащим ответчиком по заявленным прокурором требованиям по следующим основаниям. В соответствии с распоряжением Правительства Тверской области от 13.12.2011 года № 329-рп «О принятии в государственную собственность Тверской области муниципального учреждения здравоохранения «Калининская центральная районная клиническая больница» Учреждение принято в государственную собственность Тверской области как имущественный комплекс. Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от ...2011 года № ... утвержден перечень муниципального недвижимого имущества Калининского района, передаваемого в государственную собственность Тверской области. В соответствии со ст. 226 «Прочие работы, услуги» кода операции сектора государственного управления Учреждению выделено 978,99 тыс. рублей, которые Учреждение может использовать и для устранения нарушений правил пожарной безопасности, указанных в исковом заявлении. Согласно новой редакции Устава государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области Калининская центральная района клиническая больница является правопреемником МУЗ «Калининская центральная районная клиническая больница». В соответствии с п.п. 5 п. 2 ст. 120 ГК РФ и Уставом – ГУЗ Тверской области «Калининская центральная районная клиническая больница» отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. Представитель третьего лица ОГПН по Московскому району г. Твери поддержал заявленный прокурором иск, пояснил суду, что в результате проведенной по устному поручению суда проверки 12 марта 2012 года в МУЗ «Калининская центральная районная клиническая больница» установлено частичное устранение нарушений требований пожарной безопасности, не устранены нарушения только в здании главного корпуса. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает, что иск подлежит удовлетворению. В соответствии со статьей 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. В целях защиты жизни и здоровья граждан, государственного или муниципального имущества в учреждениях должно уделяться особое внимание соблюдению требований пожарной безопасности, под которыми следует понимать специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. В силу статьи 37 ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. В соответствии со ст.20 ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержание требования пожарной безопасности. В соответствии с пунктом 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 313, данные Правила обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, гражданами Российской Федерации в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В ходе рассмотрения дела установлен факт нарушения ответчиком МУЗ «Калининская центральная районная клиническая больница» требований пожарной безопасности. Из материалов дела следует, что ... 2011 года заместитель главного государственного инспектора Московского района гор. Твери по пожарному надзору, заместитель начальника отдела надзорной деятельности по Московскому району гор. Твери ГУ МЧС России по Тверской области, подполковник вн. службы ФИО 1 в ходе проводимой проверки юридического лица МУЗ «Калининская ЦРКБ» по адресу: ... выявил нарушение установленных в РФ Правил пожарной безопасности – ППБ 01-03 от 18.06.2003 года, утв. Министром МЧС РФ (зарегистрированы в Минюсте РФ 27.06.2003 года рег. № 4838), а именно: В здании главного корпуса: - система АПС (автоматической пожарной сигнализации) находится в неисправном состоянии: лучи 1,2,6,11-13,16 приемно-контрольного прибора «Гранит 16» отключены; на 2-ом приборе «Гранит 16» все лучи отключены; на приборе «ВЭРС» один луч отключен, нарушение ППБ 01-03 п.98; - здание не оборудовано СОУЭ (системой оповещения и управления эвакуацией) 3-его типа (речевая), нарушение НПБ 104-03, п. 5.1, таб. 2, п.11; - система внутреннего противопожарного водопровода находится в неисправном состоянии (насосы - повысители – неисправны), нарушение ППБ 01-03 п. 89; - отделка стен общих коридоров на путях эвакуации в поликлинике, в холле 1-го этажа и тамбуре центрального выхода на улицу выполнена из горючих материалов, нарушение ППБ 01-03 п. 53; - в общих коридорах главного лечебного корпуса светильники с лампами дневного света эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника. В лестничных клетках светильники с лампами накаливания эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника, нарушение ППБ 01-03 п. 60; - в реанимационном отделении электропроводка светоуказателя «ВЫХОД» выполнена с нарушением требований (соединение выполнено вне разветкоробки), нарушение ППБ 01-03 п.57; - дверь центрального эвакуационного выхода в тамбур открывается не по направлению выхода из здания, нарушение ППБ 01-03 п.52; - дверь центрального эвакуационного выхода из поликлиники открывается не по направлению выхода из здания, нарушение ППБ 01-03 п. 52. В административном здании с общежитием: - 3-ий шлейф системы АПС находится в отключенном состоянии, нарушение ППБ 01-03 п. 98; - в коридоре 2-го этажа светильники с лампами накаливания эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника, нарушение ППБ 01-03 п. 60; - противодымные двери, отделяющие лестничную клетку от поэтажных коридоров не имеют устройств для самозакрывания, нарушение ППБ 01-03 п. 34; - здание не укомплектовано огнетушителями, нарушение ППБ 01-03 п. 108, прил. 3. В помещении скорой помощи: - система автоматической пожарной сигнализации находится в отключенном состоянии, нарушение ППБ 01-03 п. 98; - помещение не укомплектовано огнетушителями, нарушение ППБ 01-03 п. 108, прил. 3. Кроме того, сигнал тревоги о срабатывании системы автоматической пожарной сигнализации не выведен на пульт централизованного наблюдения ЦУКС ГУ МЧС России по Тверской области, нарушение ППБ 01-03 п. 3, НПБ-88-01, п. 13.4. Не проведено обучение пожарно-техническому минимуму должностных лиц, ответственных за пожарную безопасность, нарушение НПБ «обучение мерам пожарной безопасности работников организаций». В ходе рассмотрения дела МУЗ «Калининская центральная районная клиническая больница» частично устранены нарушения требований пожарной безопасности. Так, в результате проведенной проверки ОНД по Московскому району г. Твери ГУ МЧС России по Тверской области ... 2012 года в МУЗ «Калининская центральная районная клиническая больница» установлено, что часть нарушений требований пожарной безопасности не устранены, а именно: в здании главного корпуса, в административном здании с общежитием и в помещении скорой помощи - система АПС (автоматической пожарной сигнализации) находится в неисправном состоянии: лучи 1,2,6,11-13,16 приемно-контрольного прибора «Гранит 16» отключены; на 2-ом приборе «Гранит 16» все лучи отключены; на приборе «ВЭРС» один луч отключен, нарушение ППБ 01-03 п.98, а также здание не оборудовано СОУЭ (системой оповещения и управления эвакуацией) 3-его типа (речевая), нарушение НПБ 104-03, п. 5.1, таб. 2, п.11; В здании главного корпуса не устранены: - система внутреннего противопожарного водопровода находится в неисправном состоянии (насосы - повысители – неисправны), нарушение ППБ 01-03 п. 89; - отделка стен общих коридоров на путях эвакуации в поликлинике, в холле 1-го этажа и тамбуре центрального выхода на улицу выполнена из горючих материалов, нарушение ППБ 01-03 п. 53; - в общих коридорах главного лечебного корпуса светильники с лампами дневного света эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника. В лестничных клетках светильники с лампами накаливания эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника, нарушение ППБ 01-03 п. 60; - в реанимационном отделении электропроводка светоуказателя «ВЫХОД» выполнена с нарушением требований (соединение выполнено вне разветкоробки), нарушение ППБ 01-03 п.57; - дверь центрального эвакуационного выхода в тамбур открывается не по направлению выхода из здания, нарушение ППБ 01-03 п.52; - дверь центрального эвакуационного выхода из поликлиники открывается не по направлению выхода из здания, нарушение ППБ 01-03 п. 52. В силу ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. Согласно п.п.2, 4, 10, 11 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений. Судом установлено, что МУЗ «Калининская центральная районная клиническая больница», являющееся юридическим лицом и, соответственно, в полном объеме обладающее процессуальной правоспособностью, в силу закона ответственно за нарушение требований пожарной безопасности. Оснований для освобождения его от ответственности не установлено. Кроме того, согласно Уставу МУЗ «Калининская центральная районная клиническая больница» обязано отвечать по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за Учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением собственником этого имущества или приобретенного Учреждением за счет выделенных собственником имущества Учреждения средств, а также недвижимого имущества; обеспечивать работникам Учреждения безопасные условия труда; соблюдать санитарные нормы и правила для лечебных учреждений, требования санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического режимов; нести ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Нарушение МУЗ «Калининская центральная районная клиническая больница» требований пожарной безопасности препятствует реализации права на защиту жизни, здоровья и имущества сотрудников данного МУЗ, больных, посетителей в случае пожара. С учетом изложенного, следует возложить на МУЗ «Калининская центральная районная клиническая больница» обязанность по устранению допущенных нарушений. Кроме того, приведенные выше правовые нормы дают суду основания сделать вывод о том, что Министерство здравоохранения Тверской области является ненадлежащим ответчиком по делу, а ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несет ответчик – МУЗ «Калининская центральная районная клиническая больница». С учетом изложенного, исковые требования к Министерству здравоохранения Тверской области не подлежат удовлетворению. На основании ч.2 ст.206 ГПК РФ с учетом установленных по делу обстоятельств суд полагает правильным установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено - до 01 мая 2012 года. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Возложить на Муниципальное учреждение здравоохранения «Калининская центральная районная клиническая больница» обязанность по устранению нарушения правил пожарной безопасности, установив: в здании главного корпуса: - систему внутреннего противопожарного водопровода привести в рабочее состояние; - отделку стен общих коридоров на путях эвакуации в поликлинике, в холле 1-го этажа и тамбуре центрального выхода на улицу выполнить из негорючих материалов; - в общих коридорах и лестничных клетках главного лечебного корпуса светильники с лампами дневного света эксплуатировать с колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; - в реанимационном отделении электропроводку светоуказателя «ВЫХОД» выполнить с соблюдением требований (соединение выполнить внутри разветкоробки); - дверь центрального эвакуационного выхода в тамбур установить открывающейся по направлению выхода из издания; - дверь центрального эвакуационного выхода из поликлиники установить открывающейся по направлению выхода из здания. Возложить на Муниципальное учреждение здравоохранения «Калининская центральная районная клиническая больница» обязанность по устранению нарушения правил пожарной безопасности, установив: в здании главного корпуса, в административном здании с общежитием и в помещении скорой помощи: - систему автоматической пожарной сигнализации привести в рабочее состояние; - здание оборудовать СОУЭ (системой оповещения и управления эвакуацией) 3-его типа (речевая). В удовлетворении иска к Министерству здравоохранения Тверской области отказать. На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Московский районный суд г. Твери в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме. Федеральный судья: