Трудовой спор о восстановлении на работе



Дело № 2-986\2012 <данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 апреля 2012 года г. Тверь

Московский районный суд города Твери в составе:

Председательствующего судьи Першиной Т.Е.,

При секретаре Комаровой Т.А.,

С участием помощника прокурора Московского района Заичко Н.В.,

Истца Дроздецкого С.Ю.,

Представителей ответчика Вуйминой И.М., Самуйловой Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дроздецкого Сергея Юрьевича к Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании средней заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л :

Приказом № 155-к от 05.07.2010 года Дроздецкий С.Ю. назначен на должность главного специалиста отдела планирования и разработки целевых программ департамента управления природными ресурсами и охраны окружающей среда Тверской области.

В соответствии с постановлением Правительства Тверской области № 35-пп от 13.09.2011 года «О переименовании, реорганизации областных исполнительных органов государственной власти Тверской области» департамент управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области переименован в Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области.

Приказом № 142-к от 20.02.2012 года Дроздецкий С.Ю. был уволен с должности главного специалиста отдела планирования и разработки целевых программ Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области в связи с сокращением штата работников на основании п.2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ.

Считая свое увольнение незаконным, Дроздецкий С.Ю. обратился в суд с иском к Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании средней заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.

В обоснование иска указал, что 09.11.2011 года он был уведомлен под роспись о предстоящем 20.02.2012 года увольнении в связи с сокращением замещаемой им должности. В соответствии с Приказом Министерства «О проведении организационно-штатных мероприятий в Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области» сокращению подлежали все должности Министерства, включенные в штатное расписание, за исключением должностей, замещаемых лицами, расторжение служебного контракта или трудового договора с которыми не допускается в соответствии с федеральным законодательством в связи с сокращением штата. Таким образом, в период проведения организационно-штатных мероприятий в Министерстве имелся обширный перечень вакантных должностей, включенных в новое штатное расписание. В период с момента предупреждения о предстоящем увольнении и до увольнения Министерство не предложило ему ни одной вакантные должности, которые он мог бы замещать в соответствии со своей квалификацией, специальностью и состоянием здоровья. В период организационно-штатных мероприятий в Министерстве имелись вакантные должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Тверской области, которые должны были быть предложены ему. В течение всего периода проведения организационно-штатных мероприятий Министерство не располагало утвержденными должностными регламентами на какие-либо должности, включенные в новое штатное расписание Министерства. Существовали только проекты указанных должностных регламентов. При этом раздел «Квалификационные требования и требования к личностным качествам» дорабатывался непосредственно по мере назначения сотрудников на вакантные должности. Но даже исходя из проектов должностных регламентов, он мог претендовать на ряд должностей, не являющихся должностями государственной гражданской службы Тверской области. Лишь за четыре дня до предполагаемого увольнения, 16.02.2012 Министерство уведомило Дроздецкого С.Ю. о том, что Главное управление «Региональная энергетическая комиссия» готово рассмотреть его кандидатуру на должность, не являющуюся должностью государственной гражданской службы Тверской области – ведущий эксперт отдела регулирования тарифов и цен в иных отраслях экономики. Кроме того, окончательный расчет при увольнении был произведен с истцом несвоевременно, только 27.02.2012 года. В результате незаконного увольнения истец был лишен возможности трудиться. В связи с допущенным работодателем нарушением его трудовых прав он испытывал существенные моральные и нравственные страдания поскольку потерял работу, результаты вознаграждения за которую являлись его единственным источником к существованию, приносила удовлетворение и финансовое благополучие. Размер денежной компенсации морального вреда оценивает в 30 000 рублей.

В судебном заседании истец Дроздецкий С.Ю. поддержал исковые требования в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представители ответчика Министерства природных ресурсов и экологи Тверской области Вуймина И.М и Самуйлова Н.М. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований, утверждая, что увольнение произведено законно, порядок увольнения соблюден, просили в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав истца, представителей ответчика, исследовав материалы дела, заслушав мнение прокурора, полагавшего исковые требования удовлетворить, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что постановлением Правительства Тверской области № 35-пп от 13.09.2011 года «О переименовании, реорганизации областных исполнительных органов государственной власти Тверской области» департамент управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области переименован в Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области.

Приказом № 316-к от 02.11.2011 года было утверждено штатное расписание Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области в количестве 105 штатных единиц.

Приказом № 319-к от 03.11.2011 года Министра Правительства Тверской области, руководителя Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области в соответствии с распоряжением Губернатора Тверской области от 31 октября 2011 года «О структуре и предельной штатной численности Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области» в Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области была образована комиссия по проведению организационно-штатных мероприятий, сокращены все должности, включенные в штатное расписание.

Согласно Положения Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области является правопреемником департамента управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области. Структура и предельная численность Министерства определяются Правительством Тверской области. Министр утверждает и вносит изменения в штатное расписание Министерства, определяет должностные обязанности сотрудников Министерства.

Приказом № 316-к от 02.11.2011года было утверждено новое штатное расписание в количестве 105 единиц, что на 30 единиц меньше по сравнению со штатным расписанием по состоянию на 01.07.2011 года.

09 ноября 2011 года Дроздецкий С.Ю. был уведомлен о предстоящем увольнении в связи с сокращением замещаемой должности главного специалиста отдела планирования и разработки целевых программ Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации.

Как следует из ч. 3 ст. 81 Трудового кодекса РФ, увольнение по основанию, предусмотренному п. 2 или 3 ч. 1 указанной статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности.

В соответствии с ч. 1 ст. 180 Трудового кодекса РФ, при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с ч. 3 ст. 81 ТК РФ.

По смыслу закона, первый раз предложение о новой должности должно поступить работнику в день предупреждения о предстоящем сокращении должности, поскольку работник имеет право быть переведенным на вакантную должность. При издании приказа об увольнении работодатель вновь должен предложить вакантные должности, вне зависимости от ранее сделанных предложений, поскольку к моменту увольнения мнение работника о той или иной должности может измениться, а в государственном органе могут открыться новые вакансии.

Судом установлено, что вакантные должности для замещения Дроздецкому С.Ю. работодателем не предлагались

В то же время в Министерстве имелись вакантные должности, соответствующие квалификации истца, в частности, ведущий специалист-эксперт отдела охотопользования, на которую была принята Самуйлова Н.М., не работавшая в Департаменте, имеющая образование по квалификации социология, ведущий эксперт отдела недропользования Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, указанная должность предполагает наличие высшего юридического образования. На данную должность был назначен Ф.А.Н., имеющий квалификацию «таможенное дело» в отличие от истца, который имеет образование по специальности «юриспруденция», то есть более широкое, нежели «таможенное дело», и больший стаж работы по специальности в департаменте.

В Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области имелись также временные должности, которые могли быть, но не были предложены Дроздецкому С.Ю., в частности, две должности ведущего специалиста-эксперта в отделе охотопользования.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области в отношении Дроздецкого С.Ю. не были выполнены установленные Трудовым кодексом РФ обязанности по предложению для замещения всех вакантных должностей, соответствующих его квалификации, в связи с чем его увольнение является незаконным, а требования истца о восстановлении на работе подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 394 Трудового Кодекса РФ, в случае признания увольнения незаконным работник должен быть восстановлен на прежней работе с выплатой ему среднего заработка за все время вынужденного прогула.

Поскольку увольнение Дроздецкого С.Ю. является незаконным, ему должна быть взыскана средняя заработная плата за все время вынужденного прогула с 21.02.2012 года по 03.04.2012 года, исходя из среднемесячной заработной платы, а именно 25926 рублей. Как следует из справок 2-НДФЛ о доходах Дроздецкого С.Ю., представленных работодателем, истец имел начисленную у данного работодателя за период работы с февраля 2011 года по февраль 2012 года заработную плату в размере 235 109 рублей 36 копеек. Рабочих дней отработано в этом периоде 263, среднедневной заработок составляет 894 рубля, дней вынужденного прогула - 29. Соответственно, сумма, подлежащая взысканию за время вынужденного прогула, составляет 894 х 29 = 25 926 рублей.

В соответствии со ст. 237 Трудового Кодекса РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, устанавливаемых соглашением сторон трудового договора, в случае возникновения спора факт причинения морального вреда и размеры его возмещения определяются судом.

Бесспорно, что незаконным увольнением и допущенным работодателем нарушением трудовых прав Дроздецкого С.Ю., последнему были причинены нравственные страдания, поэтому в его пользу должна быть взыскана денежная компенсация морального вреда.

При определении размера компенсации суд исходит из обстоятельств дела, характера и степени нравственных страданий, причиненных истцу незаконным увольнением, принципов уважения достоинства личности, разумности и справедливости и полагает необходимым взыскать в пользу истца 2000 рублей в счет возмещения морального вреда.

Согласно ст. 89 ГПК РФ истцы по искам о восстановлении на работе, взыскании заработной платы и иным требованиям, вытекающим из трудовых отношений, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Согласно ст. 333.19 Налогового кодекса РФ при подаче искового заявления неимущественного характера физическими лицами уплачивается госпошлина в размере 200 рублей, а при подаче искового заявления имущественного характера в зависимости от цены иска.

Поскольку истец по настоящему делу освобожден от уплаты госпошлины, то подлежащая уплате им госпошлина должна быть взыскана с ответчика по требованию о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, исходя из суммы иска.

На основании изложенного, ст.394, 237 Трудового Кодекса РФ, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать увольнение Дроздецкого Сергея Юрьевича по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации незаконным.

Восстановить Дроздецкого Сергея Юрьевича на работе в должности главного специалиста отдела планирования и разработки целевых программ Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области.

Взыскать с Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области в пользу Дроздецкого Сергея Юрьевича средний заработок за время вынужденного прогула за период с 21 февраля по 03 апреля 2012 года в размере 25926 рублей и компенсацию морального вреда в размере 2000 рублей.

Взыскать с Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области госпошлину в размере 1377 рублей 80 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Московский районный суд г. Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:подпись Т.Е.Першина

Решение в окончательной форме принято 13 апреля 2012 года

Судья: подпись Т.Е.Першина