о восстановлении срока подачи заявления на единовременное пособие на рождение ребенка и взыскании единовременного пособия на рождение ребенка



Дело № 2-1802/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 июля 2012 года город Тверь

Московский районный суд г. Твери в составе

председательствующего судьи Лискиной Т.В.,

при секретаре Рютиной Е.С.,

с участием истца Мюжде Д.В.,

представителя ответчика Территориального отдела социальной защиты населения г. Твери ФИО1

представителя ответчика Государственного учреждения – Тверское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Сазоновой ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Можде Д.В. к Территориальному отделу социальной защиты населения г. Твери, Государственному учреждению – Тверское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о восстановлении срока подачи заявления на единовременное пособие на рождение ребенка, взыскании единовременного пособия на рождение ребенка,

у с т а н о в и л:

Мюжде Д.В. обратилась в суд с иском к Территориальному отделе социальной защиты населения г. Твери о восстановлении срока подачи заявления на единовременное пособие на рождение ребенка и взыскании единовременного пособия на рождения ребенка в сумме <данные изъяты> рублей 85 копеек.

Определением суда от 18.06.2012 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Государственное учреждение – Тверское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.

В обоснование иска указано, что Мюжде Д.В., гражданка РФ, ДД.ММ.ГГГГ родила ребенка – ФИО3 в г. Анкара Турецкой Республики. Оформление гражданства ребенку в посольстве Российской Федерации в Турецкой Республике по независящим от истца причинам затянулось. Решение о приеме в гражданство РФ ФИО3 на основании ст. 14 ч.6 пункта «а» Федерального Закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 года № 62-ФЗ было принято лишь ДД.ММ.ГГГГ. До момента принятия решения Уполномоченного Посла Российской Федерации в Турции о приеме в гражданство, истец и ее дети, в ожидании указанного документа вынуждены были проживать на территории Турецкой Республики по адресу: <адрес>, район Чаййолу, <адрес>», <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ истец с детьми прибыла в Россию к месту своей регистрации, сразу же обратилась в Заволжское отделение социальных выплат Территориального отдела социальной защиты населения г. Твери за назначением единовременного пособия на рождение ребенка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В приеме документов было отказано, поскольку срок подачи заявления на это пособие истек ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку истец не имела возможности обратиться за пособием на рождение ребенка в отведенные законом сроки, просит признать причину пропуска срока уважительной, восстановить срок на подачу заявления на единовременное пособие на рождение ребенка, взыскать с ответчика сумму единовременного пособия на рождения ребенка в размере <данные изъяты> рублей 85 копеек.

В судебном заседании истец Мюжде Д.В. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении, пояснив, что состоит в браке за гражданином Турецкой Республики, имеет вид на жительство в Турецкой Республике. В связи со сложными родами поехала рожать в Турцию. До оформления ДД.ММ.ГГГГ гражданства Российской Федерации родившемуся сыну ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ, не могла выехать в Россию и обратиться в установленный законом шестимесячный срок для назначения единовременного пособия при рождении ребенка.

Представитель ответчика Территориального отдела социальной защиты населения г. Твери по доверенности ФИО1 в судебном заседании возражал против заявленных исковых требований, пояснил, что в соответствии с Федеральным законом РФ от 19.05.1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее. Срок для обращения граждан за предоставлением данного пособия составляет полгода с момента рождения ребенка. Дальнейшее продление данного срока не предусмотрено законодательством. Представленными истцом документами не подтверждается, что истцом срок обращения за предоставлением единовременного пособия при рождение ребенка пропущен по уважительной причине. Истец является гражданкой Российской Федерации. Уезжая в Турецкую Республику для осуществления родов, истец должна была предусмотреть и предпринять меры для своевременного обращения за выплатой единовременного пособия при рождение ребенка в течение полугода с момента рождения ребенка ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика Государственного учреждения – Тверское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражала против заявленных исковых требований, пояснила, что право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из его родителей. Для назначения и выплаты единовременного пособия при рождение ребенка предоставляются следующие документы: заявление о назначении пособия; справка с места работы (службы, органа социальной защиты населения по месту жительства) другого родителя о том, что пособие не назначалось, - в случае, если оба родителя работают (служат), а также, если один из родителей ребенка не работает (не служит) или обучается по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования, а другой родитель ребенка работает (служит); при рождении ребенка на территории иностранного государства, когда регистрация рождения ребенка произведена компетентным органом иностранного государства: документ и его копия, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный и удостоверенный штампом "апостиль" компетентным органом иностранного государства, с удостоверенным в установленном законодательством Российской Федерации порядке переводом на русский язык (при рождении ребенка на территории иностранного государства-участника Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, заключенной в Гааге 5 октября 1961 года); выписки из трудовой книжки, военного билета или другого документа о последнем месте работы (службы, учебы), заверенные в установленном порядке, - в случае, если назначение и выплата пособия осуществляются органом социальной защиты населения. Как видно из представленных истцом документов, ребенок родился не на территории Российской Федерации (в <адрес>, Турция), о чем свидетельствуют копии документов: «Выписка из книги регистрации Актов о рождении» и «Решение о приеме в гражданство Российской Федерации». Согласно ст. 17.2 Закона № 81-ФЗ и п. 80 Порядка, единовременное пособие при рождение ребенка назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка. В соответствии с действующим законодательством пролонгация шестимесячного срока обращения за выплатой указанного пособия, в том числе и по уважительным причинам, законом не предусмотрена. Это означает, что в случае пропуска срока обращения за единовременным пособием при рождении ребенка, лицо по общему правилу утрачивает право на его получение, поскольку вышеуказанный срок является пресекательным и восстановлению не подлежит. Дата рождения ребенка ДД.ММ.ГГГГ, а обращение за назначением пособия в Территориальный отдел социальной защиты населения Заволжского района г. Твери последовало после ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении шестимесячного срока со дня рождения ребенка, поэтому пособие не может быть назначено. Истец, находясь на территории Турецкой Республики, имела возможность в установленный законом срок послать заявление и копии всех необходимых для получения рассматриваемого пособия документов, которые были бы рассмотрены Территориальным отдел социальной защиты населения г. Твери. Кроме того, если родители ребенка ФИО3 не являются застрахованными лицами (не работают по трудовым договорам, ни с кем не состоят в трудовых отношениях), ГУ — ТРОФСС РФ не может быть соответчиком по настоящему делу, поскольку единовременное пособие при рождении ребенка указанным лицам должно назначаться и выплачиваться органами социальной защиты населения за счет средств Федерального бюджета (п. 29 Порядка).

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу:

Согласно ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее.

Согласно п.29, 30 «Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ н, единовременно пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается: лицам, не подлежащим обязательному социальному страховании (не работающим по трудовому договору) – органами социальной защиты населения за счет средств Федерального бюджета; лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию (работающим по трудовому договору) – работодателями по месту работы застрахованного лица за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

Как следует из ст. 17.2 вышеуказанного закона единовременное пособие при рождение ребенка назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка. При этом относительно единовременного пособия при рождении ребенка указанный срок является пресекательным.

В судебном заседании установлено, что не работающая гражданка Российской Федерации Мюжде Д.В., зарегистрированная по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ на территории Турецкой Республики родила ребенка – ФИО3. В установленный ст. 17.2 Федерального закона от 19.05.1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» шестимесячный срок, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, не обратилась в Территориальный отдел социальной защиты населения г. Твери с заявлением о назначении и выплате единовременного пособия при рождении ребенка.

Поскольку ни Федеральным законом № 81-ФЗ от 19.05.1995 года «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», ни Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 года № 255-ФЗ, ни «Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей», утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.12.2009 года № 1012н, регулирующими порядок назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, не предусматривают возможность в случае пропуска срока назначения единовременного пособия при рождении ребенка его восстановления, исковые требования Мюжде Д.В. не могут быть удовлетворены судом.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Мюжде Д.В. к Территориальному отделу социальной защиты населения г. Твери, Государственному учреждению – Тверское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о восстановлении срока подачи заявления на единовременное пособие на рождение ребенка, взыскании единовременного пособия на рождение ребенка отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд путем подачи жалобы через Московский районный суд г. Твери в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий Т.В. Лискина