Дело № 2-1493/2012 Именем Российской Федерации 22 мая 2012 года г. Тверь Московский районный суд города Твери в составе председательствующего судьи Лискиной Т.В., при секретаре Обедниковой О.В., с участием старшего помощника прокурора Московского района г. Твери Ульяновской И.Ю., представителя ответчика администрации Московского района г. Твери Карташова Д.В., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации г. Твери Стратонитской О.В., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Твери Орловой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Московского района города Твери в интересах неопределенного круга лиц к администрации Московского района города Твери о возложении обязанности по организации безопасности дорожного движения, у с т а н о в и л: Прокурор Московского района г.Твери обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к администрации Московского района города Твери о возложении обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения, а именно в срок до 15 июня 2012 года организовать работы по восстановлению асфальтобетонного покрытия по <адрес> в <адрес>. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Московского района г. Твери совместно с отделением ДИ УГИБДД УМВД России по Тверской области проведена проверка в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. 23 апреля 2012 года в ходе проведения обследования эксплуатационного состояния автомобильной дороги на <адрес> в <адрес> выявлены нарушения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, в частности на всем протяжении дороги имеются повреждения покрытия проезжей части в виде неровностей и просадок, затрудняющих движение транспортных средств, в виде частичных выбоин и просадок, предельные размеры которых превышают по длине – 15 см, ширине – 60 см и глубине – 5 см. Автомобильная дорога по <адрес> в <адрес> находится в ведении администрации Московского района г. Твери. Согласно ч. 1.1 Положения об администрации Московского района г. Твери, утвержденного постановлением администрации г. Твери от ДД.ММ.ГГГГ №, администрация Московского района г. Твери является территориальным подразделением администрации г. Твери, осуществляющим на территории района исполнительно-распорядительные функции местного самоуправления в пределах, установленных Уставом города Твери и данным Положением. На администрацию Московского района г. Твери возложена обязанность контролировать состояние и ремонт внутриквартальных дорог и тротуаров, и участвовать в принятии их после ремонта, что отражено в п. 4.2.9 Положения. Со стороны администрации Московского района г. Твери не предприняты должные меры по обеспечению безопасности дорожного движения, а именно по исполнению возложенной законодателем обязанности по контролю за состоянием внутриквартальных дорог и ремонт последних. Необеспечение безопасности дорожного движения по <адрес> в <адрес> со стороны администрации Московского района г. Твери представляет угрозу для жизни и здоровья граждан, круг которых определить невозможно, а также снижает предупреждение дорожно-транспортных происшествий. В судебном заседании старший помощник прокурора Московского района г. Твери Ульяновская И.Ю. уточнила исковые требования, просила суд обязать администрацию Московского района г. Твери восстановить асфальтобетонное покрытие по <адрес> в <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ. Представитель ответчика администрации Московского района г. Твери по доверенности Карташов Д.В. в судебном заседании не возражал против заявленных исковых требований, не оспаривал обязанность администрации по организации данных работ, однако просил учесть тот факт, что работы по восстановлению асфальтобенного покрытия по <адрес> в <адрес> не включены в план работ на 2012 год, в связи с чем, в настоящее время отсутствуют финансовые средства для проведения вышеуказанных работ. Просил предоставить срок для организации рассматриваемых работ не менее трех месяцев. Представитель третьего лица Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД по Тверской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. На основании ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица. Представители третьих лиц администрации г. Твери по доверенности Стратонитская О.В. и Департамента ЖКХ администрации г. Твери по доверенности Орлова Е.М. в судебном заседании не возражали против заявленных исковых требований, пояснив, что при обращении администрации Московского района г. Твери в планово-бюджетную комиссию администрации г. Твери на основании решения суда будет решен вопрос о выделении администрации Московского района г. Твери денежных средств для организации работ по восстановлению асфальтобетонного покрытия по <адрес> в <адрес>. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает, что иск прокурора подлежит удовлетворению. Согласно ст. 3, 5 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995 г., основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством: установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления... осуществления деятельности по организации дорожного движения; материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения... В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г., к вопросам местного значения поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Как следует из п.п. 6, 12 ч. 1 ст. 3, ст. 34 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения... Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. Федеральный закон № 196-ФЗ от 10.12.1995 г. «О безопасности дорожного движения» в п. 4 ст. 6 установил, что к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Постановлением Госстандарта РФ № 221 от 11.10.1993 г. утвержден ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», которым установлены перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. В соответствии с п. 3.1.1 указанного ГОСТ, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Как следует из ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Судом установлено, что состояние дороги на <адрес> не соответствует правилам и техническим нормам «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения ГОСТ Р 50597-93», утвержденным Постановлением Госстандарта РФ № 221 от 11.10.1993 г., а именно: в ходе обследования 23.04.2012 года <адрес> в <адрес> выявлены нарушения, угрожающие безопасности дорожного движения: между домами № и №, у <адрес> - разрушение межрельсового пространства на железнодорожном переезде, выбоины в асфальтовом покрытии, в районе рельс (по 1 метру в сторону от рельс); напротив <адрес>» - разрушение межрельсового пространства на железнодорожном переезде, выбоины в асфальтовом покрытии, в районе рельс (по 2 метра в сторону от рельс); у <адрес> – выбоины в асфальтовом покрытии размером 7х3,5х0,2 м (занимает ширину всей проезжей части); у <адрес> – выбоины в асфальтовом покрытии размером 2х1,8х0,26 м; размеры выбоин не соответствуют требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги. Требования к эксплуатационному состоянию» В соответствии с п. 9 ст. 47 Устава города Твери, утвержденного Решением Тверской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, администрация <адрес> организует дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог - местного значения в границах <адрес>, а также осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ч. 1.1 Положения об администрации Московского района г. Твери, утвержденного постановлением администрации г. Твери от ДД.ММ.ГГГГ №, администрация Московского района г. Твери является территориальным подразделением администрации г. Твери, осуществляющим на территории района исполнительно-распорядительные функции местного самоуправления в пределах, установленных Уставом города Твери и данным Положением. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что бездействие администрации Московского района г. Твери не соответствует требованиям законодательства о безопасности дорожного движения и создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц. На основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд полагает правильным возложить на администрацию Московского района г. Твери обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения по <адрес> в <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, решил: Обязать администрацию Московского района города Твери в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить безопасность дорожного движения по <адрес> в <адрес>, а именно восстановить асфальтобетонное покрытие внутриквартальной дороги на участке местности между домами № и №, у <адрес>, напротив <адрес>», у <адрес>, 83 по <адрес> в <адрес>. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Московский районный суд г. Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий Т.В. Лискина