Дело № 2-1872/2012 Именем Российской Федерации 19 сентября 2012 года город Тверь Московский районный суд г. Твери в составе председательствующего судьи Лискиной Т.В., при секретаре Рютиной Е.С., с участием истца Хивричевой Н.Ф., представителя истца Арсеньевой Л.В., представителей ответчика Товарищества собственников жилья «Малая Самара 2» Андреевой Е.Ю. и Соловьевой Л.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хивричевой Н.Ф. к Товариществу собственников жилья «Малая Самара 2» о признании незаконными действий по начислению коммунальных услуг, обязании произвести перерасчет, у с т а н о в и л: Хивричева Н.Ф. обратилась в суд с иском к ТСЖ «Малая Самара 2» о признании незаконными начисления ТСЖ «Малая Самара 2» коммунальной услуги «холодная вода и канализация» по жилому помещению № в <адрес> по ул. Малая Самара в г. Твери из расчета норм потребления на количество проживающих лиц, обязании ТСЖ «Малая Самара 2» произвести перерасчет коммунальных платежей по строке «холодная вода и канализация» за период ДД.ММ.ГГГГ года из расчета показаний индивидуального прибора учета. В обоснование требований указано, что истец является собственником жилого помещения № в <адрес> по ул. Малая Самара в г. Твери. В жилом помещении установлены счетчики на холодное и горячее водоснабжение. ДД.ММ.ГГГГ истцом было написано заявление в ТСЖ «Малая Самара 2» о принятии в эксплуатацию счетчиков горячего и холодного водоснабжения. Был составлен Акт о принятии счетчиков в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ, а также списаны начальные показания счетчиков. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года расчет за горячее и холодное водоснабжение производился по показаниям индивидуальных приборов учета, установленных в жилом помещении истца. ДД.ММ.ГГГГ комиссией ТСЖ «Малая Самара 2» был составлен Акт обследования квартирных водомерных узлов со счетчиками, в котором указали на необходимость опломбировки подсоединения к системе. Законодательством РФ не предусмотрено проведение опломбировки присоединения к трубе и соответственно постановка в зависимость от данного фактора порядка начисления платы по коммунальной услуге. Несмотря на это с ДД.ММ.ГГГГ года ТСЖ «Малая Самара 2» стало начислять в квитанции по коммунальной услуге «холодная вода и канализация» сумму из расчета норм потребления на количество лиц, проживающих в квартире, а не из расчета показаний прибора учета. В связи с этим, обратилась в ТСЖ «Малая Самара 2» с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой разъяснить по каким основаниям производится такое начисление платы по коммунальной услуге «холодное водоснабжение и канализация». На данное заявление был получен ответ, что истцу необходимо произвести опломбировку в ООО «Тверь Водоканал» счетчиков учета. На письменное обращение ООО «Тверь Водоканал» предоставило ответ, что поскольку специалистов в ТСЖ «Малая Самара 2» необходимой квалификации не имеется, то по заявлению ТСЖ производится приемка водомерных узлов в эксплуатацию ООО «Тверь Водоканал» за дополнительную плату. Считает действия ТСЖ «Малая Самара 2» не законными. Согласно п.п. «г» п. 52 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, потребитель коммунальных услуг обязан обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении. Требований производить обследование, допуск в эксплуатацию и регистрацию прибора учета воды, в том числе опломбирование приборов учета воды за счет потребителей коммунальных услуг, не предусмотрено ни данным Постановлением, ни иными нормативными актами РФ. Требуя с истца – потребителя услуг водоснабжения, произведение оплаты в ООО «Тверь Водоканал» работ по обследованию, допуску в эксплуатацию и регистрацию узла учета, ТСЖ «Малая Самара 2» фактически требует производить оплату за опломбирование узла учета на сетях водоснабжения, навязывая потребителям дополнительную платную услугу, что нарушает требования законодательства ор защите прав потребителей. Кроме того, индивидуальный прибор учета уже опломбирован заводом – изготовителем, установлен, и срок его эксплуатации еще не истек. Федеральный закон от 28.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (ч.5 ст. 13) обязывает собственников жилых домов обеспечить оснащение своих домов приборами учета используемой воды, а также ввести установленные приборы учета в эксплуатацию. Ввод в эксплуатацию установленного прибора учета воды, согласно данному закону, не налагает на гражданина обязанности получить разрешение на ввод прибора учета в эксплуатацию, а обязывает его фактически эксплуатировать в соответствии с действующим законодательством, то есть обеспечить надлежащую эксплуатацию прибора учета, его сохранность, своевременную замену. В соответствии с требованиями Жилищного Кодекса РФ, надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета ставится в зависимость от способа управления многоквартирным домом и может обеспечиваться: ТСЖ, ЖСК, ЖК, управляющей организацией или иным лицом, осуществляющим соответствующий вид деятельности. Федеральным законом от 30.12.2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (п.п. «а» п. 17 ст. 2) установлено, что в жилищном секторе потребителями услуг тепло-, водоснабжения в многоквартирных домах являются ТСЖ, ЖК, управляющие организации, которые приобретают товары, услуг для предоставления их лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме или собственники помещений в случае непосредственного управления таким домом последними. П.п. 3,4 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 397 от 23.05.2006 года, коммунальные услуги надлежащего качества – это коммунальные услуги, отвечающие требованиям Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства РФ, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством РФ и содержащего условия предоставления коммунальных услуг; коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и данными правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством РФ. П.п. «г» п. 52 Правил предусмотрено, что потребитель коммунальных услуг обязан обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилых помещениях. В соответствии с разделом «4. Права и обязанности исполнителя» п. 31 п.п. «у» Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» исполнитель обязан осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству РФ об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги, исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию. В соответствии с п. 81 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданного исполнителю. Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги, исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета. В судебном заседании истец Хивричева Н.Ф. и представитель истца Арсеньева Л.В. поддержали заявленные исковые требования в полном объеме, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении, пояснив, что согласно Представления об устранении нарушений жилищного законодательства, выданного прокурором Московского района г. Твери от ДД.ММ.ГГГГ №ж-11 и в соответствии с п. 4.2 Временного положения о порядке установки и эксплуатации приборов учета отпуска коммунальных услуг в г. Твери, утвержденного постановлением Главы г. Твери от 30.08.1998 года № 707, по окончании монтажных работ абонент обязан уведомить поставляющую организацию о готовности узла учета к эксплуатации, что истец и сделала, написав заявление от ДД.ММ.ГГГГ в ТСЖ «Малая Самара 2». В соответствии с ч. 9 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 года № 261-ФЗ организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеет непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями данной статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязан осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключение договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета к лицензируемым видам деятельности не относится. Согласно ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по изготовлению и ремонту средств измерений. Счетчик воды согласно Приложению № 1 «Технических требований к системам и приборам учета воды», утвержденных приказом Министерства промышленности и торговли РФ» от 21.01.2011 года № 57, обеспечивает защиту от несанкционированного вмешательства и исключает возможность обнуления ранее полученных результатов измерений и накопленной измерительной информацией. Замена счетчиков и показаний счетчиков контролировались ТСЖ «Малая Самара 2», согласно решениям общих собраний от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. Поэтому только решением общего собрания должна быть определена процедура опломбирования места присоединения счетчиков к трубе. Данного решения собрания нет. В связи с этим граждане не ограничены в выборе лица, осуществляющего опломбировку приборов учета, и могут отказаться от данных услуг со стороны управляющей организации – ТСЖ и ЖСК. ДД.ММ.ГГГГ истцом был заключен договор с ООО «НПЕ «Альтернатива», имеющим лицензию на осуществление работ по проверке приборов учета, на проведение работ по поверке приборов учета и соответствию их техническим показаниям. ООО «НПК Альтернатива» предлагало опломбировать приборы учета, тем самым осуществить ввод прибора в эксплуатацию. Однако истец была вынуждена отказаться от данной услуги, стоимость которой входила в стоимость поверки приборов, так как ТСЖ понуждает опломбировать приборы учета именно в ООО «Тверь Водоканал». ООО «НПК Альтернатива» выдало свидетельства, согласно которым средства измерения (счетчики) пригодны к применению на технический учет, то есть к эксплуатации. Опломбирование приборов учета в месте присоединения счетчиков к трубе подачи воды не является обязательной процедурой, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, п.13 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. Согласно законодательству после установки индивидуального прибора учета потребитель должен направить заявление исполнителю коммунальной услуги (управляющая организация, ТСЖ, а при непосредственном управлении – ресурсоснабжающая организация) о согласовании установки прибора учета и внесении необходимых изменений в договор на поставку ресурса. После подачи заявления представитель исполнителя коммунальной услуги, организация, установившая прибор учета, и потребитель оформляют акт ввода прибора учета в эксплуатацию. Что и было сделано: направлено заявление в ТСЖ ДД.ММ.ГГГГ, составлен акт между истцом и представителем ТСЖ 9акт от ДД.ММ.ГГГГ). Считают действия правления ТСЖ «Малая Самара 2» в понуждении истца произвести пломбировку прибора учета именно в ООО «Тверь Водоканал» незаконной и ограничивающей права истца. Представители ответчика ТСЖ «Малая Самара 2» по доверенности Андреева Е.Ю, и Соловьева Л.С. в судебном заседании возражали против заявленных исковых требований, поддержали письменные возражения. Как следует из письменных возражений, общим собранием членов Товарищества собственников жилья «Малая Самара 2» от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о замене внутриквартирных приборов учета холодного и горячего водоснабжения на новые за счет средств собственников жилых помещений. Замена приборов учета произведена во всех жилых помещениях дома, но приборы учета не опломбированы в месте присоединения к трубе водоснабжения. Согласно Приложению № 1 «Технические требования к системам и приборам учета воды» методических рекомендаций по техническим требованиям к системам и приборам учета воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии», утвержденных приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 21.01.2011 года № 57, счетчик воды должен обеспечивать защиту от несанкционированного вмешательства и исключить возможность обнуления ранее полученных результатов измерений и накопленной измерительной информации. В соответствии с п. 4.2 Временного положения о порядке установки и эксплуатации приборов учета отпуска коммунальных услуг в г. Твери, утвержденного постановлением Главы г. Твери от 30.03.1998 года № 707, по окончании монтажных работ абонент обязан уведомить поставляющую организацию о готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт. В адрес ТСЖ «Малая Самара 2» было направлено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, выданное прокурором Московского района г. Твери от 03.11.2011 года № 227ж-11. Во исполнение указанного нарушения, то есть произведение расчета по показаниям приборов учета, не допущенных к эксплуатации, ДД.ММ.ГГГГ общим собранием членов ТСЖ «Малая Самара 2» было принято решение о необходимости опломбировки счетчиков воды, а в случае не опломбировки начислять плату по нормам холодной и горячей воды на человека с фактически проживающих в доме людей, начиная с февраля месяца 2012 года. Указанное решение принято большинством голосов и подтверждается Протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ. Однако, в нарушение требований законодательства и принятого общим собранием членов ТСЖ «Малая Самара 2» решения от ДД.ММ.ГГГГ истец не опломбировала свой прибор учета воды, поэтому расчет за пользование водой производится по установленным тарифам на основании принятого Решения от ДД.ММ.ГГГГ и ст. 157 Жилищного Кодекса РФ. Не сданный в эксплуатацию прибор учета воды, то есть не имеющий пломбы в месте соединения с трубой подачи воды, ТСЖ «Малая Самара 2» не имеет права принять к учету. Обязанность по вводу установленных приборов в эксплуатацию возложена на собственников жилых помещений в соответствии с п. 5 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении». Жилищный Кодекс РФ в части 3 ст. 30 обязывает собственника жилого помещения нести бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Кроме того, в п. 13 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, установлена обязанность собственника помещений в многоквартирном доме обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг необходимого оборудования. Поэтому истец обязана своими силами и за свой счет установить прибор учета воды и опломбировать (сдать в эксплуатацию) в месте присоединения к трубе подачи воды. До исполнения истцом вышеуказанных требований законодательства ТСЖ «Малая Самара 2» не имеет права принимать к учету показания не сданных в эксплуатацию счетчиков воды, следовательно, произведенный расчет по нормативам соответствует действующему законодательству. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований. В соответствии с ч.1 ст. 157 Жилищного Кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами местного самоуправления. Как установлено в судебном заседании управление многоквартирным домом № по ул. Малая Самара в г. Твери осуществляется Товариществом собственников жилья «Малая Самара 2» на основании Устава. Решением Общего собрания членов ТСЖ «Малая Самара 2» от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о замене внутриквартирных приборов учета холодного и горячего водоснабжения на новые за счет средств собственников жилых помещений. Истец Хивричева Н.Ф. является собственником <адрес> в г. Твери. ДД.ММ.ГГГГ она установила в принадлежащем ей на праве собственности жилом помещении приборы учета воды, что подтверждается пояснениями истца, которые в силу ст. 55 ГПК РФ являются доказательствами по делу, и не опровергаются представителями ответчика. В соответствии с п. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственники жилых помещений в многоквартирных домах обязаны осуществить ввод в эксплуатацию установленных приборов учета коммунальных услуг. В соответствии с пунктом 41 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 года № 167, приемка в эксплуатацию узла учета осуществляется при участии представителя организации водопроводно-канализационного хозяйства. Средства измерений должны быть поверены и опломбированы организацией, имеющей соответствующую лицензию. Неопломбированные средства измерений к эксплуатации не допускаются. На основании Постановления главы администрации города Твери от 30.09.1998 года № 707 «О временном положении о порядке установки и эксплуатации приборов учета отпуска коммунальных услуг» - по окончании монтажных и наладочных работ по организации узла коммерческого учета, абонент обязан уведомить поставляющую организацию о готовности узла учета в эксплуатацию. Не позднее 5 рабочих дней со дня получения уведомления представители поставляющей организации и исполнителя совместно с абонентом проводят техническое освидетельствование узла учета с составлением не позднее чем через 10 дней с момента подачи заявки, акт допуска его к эксплуатации, по форме в соответствии с требованиями отраслевых правил. Одни экземпляр акта остается у абонента, другой – у поставляющей организации. В судебном заседании установлено, истец в нарушение вышеуказанных требований законодательства не произвела опломбировку приборов учета в месте соединения индивидуального прибора учета с трубой водоснабжения с составлением соответствующего акта, подтверждающего ввод прибора учета в эксплуатацию. Решением Общего собрания членов ТСЖ «Малая Самара 2» от ДД.ММ.ГГГГ, зафиксированным в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ, было утверждено решение правления ТСЖ о начислении с ДД.ММ.ГГГГ года собственникам, которые не опломбировали счетчики воды, коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению по нормативам на человека, утвержденным РЭК по Тверской области и Тверской городской Думой. Таким образом, в судебном заседании факт незаконного начисления истцу ТСЖ «Малая Самара 2» коммунальной услуги «холодная вода и канализация» по жилому помещению № в <адрес> в г. Твери из расчета норм потребления на количество проживающих лиц за период с марта 2012 года по май 2012 года не нашел своего подтверждения. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении исковых требований Хивричевой Н.Ф. к Товариществу собственников жилья «Малая Самара 2» о признании незаконными действий по начислению коммунальных услуг, обязании произвести перерасчет отказать. Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Московский районный суд г. Твери в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме. Председательствующий Т.В. Лискина