Дело № 2-2092\2012 <данные изъяты> Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13 сентября 2012 года г. Тверь Московский районный суд города Твери в составе: Председательствующего судьи Першиной Т.Е., При секретаре Мальцевой Е.И., С участием истца Луконина А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Калининского района Тверской области в интересах Луконина Антона Вячеславовича к администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район», Министерству социальной защиты населения Тверской области, Правительству Тверской области об обязании включения в реестр и предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Калининского района Тверской области обратился в суд в интересах Луконина А.В. с иском к администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район», Министерству социальной защиты населения Тверской области, Правительству Тверской области об обязании включения в реестр и предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма. В обоснование иска указал, что в прокуратуру Калининского района Тверской области обратился Луконин А.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относящийся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью защиты его законных прав и интересов на получение жилого помещения. В результате проведенной по его заявлению проверки установлено, что его мать, ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ. Отец, ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, решением Калининского районного суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына Луконина Антона. В последующем ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Главы администрации Калининского района № от ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетним Лукониным А.В. было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. В соответствии с заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> признана непригодной для проживания: оконные рамы поражены гнилью, имеют неполный притвор, высокая продуваемость, отключены отопление, водоснабжение и электричество, отсутствует санитарно-технического оборудование. Кроме того, имущество, закрепленное за несовершеннолетним Лукониным А.В. принадлежит <данные изъяты> правоустанавливающие документы и технический паспорт на квартиру отсутствуют. В связи с тем, что закрепленное жилье признано непригодным для проживания, постановлением Главы администрации Медновского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ Луконин А.В., относящийся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставлен на учет на внеочередное получение жилья в соответствии со ст.ст. 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно справке №, выданной ГБОУ НПО «ПЛ №» Луконину А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, последний обучался в указанном образовательном учреждении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по профессии «каменщик», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по профессии «штукатур». Министерством социальной защиты населения Тверской области Луконин А.В. не внесен в реестр детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договорам социального найма вне очереди. Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ у Луконина А.В., относящемуся к категории детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, возникает право на получение жилья вне очереди. Из обращения Луконина А.В. следует, что он является ребенком-сиротой, окончил обучение ДД.ММ.ГГГГ и ему негде жить. В настоящее время проживает у друзей. Отсутствие жилья у Луконина А.В. может повлечь за собой тяжкие последствия, а именно бродяжничество, связи с асоциальными элементами общества, совершение общественно-опасных деяний. Жилье Луконину А.В. должно было быть предоставлено сразу после окончания учебного заведения. Просит обязать Министерство социальной защиты населения г. Твери включить Луконина А.В. в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, а также обязать администрацию муниципального образования Тверской области «Калининский район» предоставить Луконину А.В. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в пределах норм, установленных действующим законодательством. В судебное заседание прокурор Калининского района Тверской области не явился, письменным ходатайством просил рассмотреть дело в отсутствие оперативных сотрудников прокуратуры Калининского района Тверской области. Истец Луконин А.В. в судебном заседании поддержал исковое заявление, по доводам, в нем изложенным, просил его удовлетворить. Представитель ответчика администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» в судебное заседание не явилась, письменным заявлением просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Представитель третьего лица ГБОУ НПО «Профессиональный лицей № <адрес>» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения г. Твери в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В направленных в адрес суда возражениях на исковое заявление просил в иске отказать, поскольку постановлением Главы администрации МО «Медновское сельское поселение» Калининского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ № истец признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма вне очереди. В настоящий момент в реестре на получение внеочередного жилья по договору социального найма на территории Калининского района Тверской области в Министерстве социальной защиты Тверской области числится 57 человек, для 28 человек наступило право для приобретения жилых помещений по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, из них выделены средства из областного и федерального бюджетов для приобретения жилья для 11 человек. Ежегодно в составе расходов областного бюджета Тверской области с учетом финансовых возможностей региона предусматриваются бюджетные ассигнования на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. В соответствии с законом Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗО «Об областном бюджете Тверской области на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» муниципальными образованиями Тверской области ведется работа по приобретению <данные изъяты> жилых помещений на сумму <данные изъяты> рублей. Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р утверждено распределение субсидий из федерального бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, на 2012 год, согласно которому бюджету Тверской области предусмотрена субсидия на указанные цели в сумме <данные изъяты> рублей. ДД.ММ.ГГГГ Комиссией Протоколом № утвержден дополнительный список для приобретения жилых помещений в 2012 году лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В данный список вошли <данные изъяты> граждан, которым в соответствии с судебными решениями необходимо предоставить жилые помещения. Таким образом, решение суда о внеочередном предоставлении жилья истцу невозможно будет исполнить и повлечет нарушение прав граждан, состоящих в реестре Министерства социальной защиты Тверской области, как лица, имеющие право на внеочередное получение жилья. Просит удовлетворении исковых требований отказать. Представитель ответчика Правительства Тверской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав в отзыве на исковое заявление, что Правительство Тверской области не является надлежащим ответчиком по делу, в связи с чем просит в удовлетворении исковых требований отказать. Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению. Ст. 1 ФЗ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В судебном заседании установлено, что Луконин А.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в возрасте до 18 лет остался без попечения родителей. Его одинокая мать ФИО3, умерла ДД.ММ.ГГГГ. Отец – ФИО4, лишен родительских прав в отношении сына решением Калининского районного суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 умер. ДД.ММ.ГГГГ и.о. главы администрации Калининского района Тверской области своим постановлением ходатайствовал перед департаментом образования администрации Тверской области о предоставлении Луконину А.В. путевки в детское государственное учреждение. Кроме того, за истцом было закреплено жилье по адресу: <адрес> Как следует из справки № от ДД.ММ.ГГГГ, Луконин А.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения обучался в ГОУ НПО «ПЛ №» по профессии каменщик с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на дневной форме обучения. В настоящее время обучается там же с ДД.ММ.ГГГГ по профессии штукатур, форма обучения – дневная. Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ истец находился на полном государственном обеспечении. Таким образом, Луконин А.В. до достижения 23-летнего возраста относился к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. В соответствии со ст. 57 ч. 2 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» одной из дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, является обеспечение вне очереди жилым помещением. Основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа являются перечисленные в указанных статьях юридические факты: окончание пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа, прекращение опеки (попечительства), окончание службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или возвращение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В соответствии со ст. 8 Закона Тверской области от 09.12.2005 года № 150-ЗО «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Тверской области» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или ином учреждении, в том числе в учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании обучения в учреждениях профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями Правительством Тверской области или уполномоченным им органом в соответствии с законодательством. Как следует из п. 4 Постановления Правительства Тверской области от 5 апреля 2012 года N 138-пп «Об утверждении Порядка обеспечения вне очереди жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), и о признании утратившими силу отдельных постановлений Администрации Тверской области», Министерство социальной защиты населения Тверской области ведет учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Согласно п. 8 указанного Постановления органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области приобретают жилые помещения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В судебном заседании установлено, что жилое помещение, закрепленное за истцом, заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, назначенной постановлением Главы администрации Медновского сельского поселения, признано непригодным для проживания. Постановлением Главы администрации Медновского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ Луконин А.В. поставлен на учет на внеочередное получение жилья. Для реализации истцом предоставленной законом социальной гарантии в виде внеочередного предоставления жилого помещения необходимо одновременно наличие нескольких условий, а именно: относиться к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; не иметь закрепленного жилого помещения; быть признанным нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Таким образом, жилье истцу должно было быть предоставлено немедленно после окончания учебного заведения. Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. В жилищном кодексе РФ отсутствует указание на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет, а также финансовых возможностей субъекта по обеспечению граждан жилыми помещениями. При наличии установленных судом обстоятельств исковые требования, заявленные прокурором к администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» и Министерству социальной защиты населения Тверской области основаны на Законе и подлежат удовлетворению. В удовлетворении исковых требований к Правительству Тверской области суд полагает необходимым отказать, поскольку Постановлением Правительства Тверской области от 5 апреля 2012 года N 138-пп «Об утверждении Порядка обеспечения вне очереди жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), и о признании утратившими силу отдельных постановлений Администрации Тверской области», обязанность по ведению учета лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, возложена на Министерство социальной защиты населения г. Твери, а обязанность по приобретению жилых помещений для указанных лиц возложена на органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Обязать Министерство социальной защиты населения Тверской области включить Луконина Антона Вячеславовича ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Обязать администрацию муниципального образования Тверской области «Калининский район» предоставить Луконину Антону Вячеславовичу ДД.ММ.ГГГГ года рождения вне очереди жилое помещение по договору социального найма в пределах норм, установленных действующим законодательством. В иске к Правительству Тверской области отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Московский районный суд г. Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий: подпись Т.Е. Першина Решение в окончательной форме принято 18 сентября 2012 года. Судья: подпись Т.Е.Першина