О возложении обязанности по начислению платы за горячее водоснабжение и отопление в пользу управяющей организации



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 июля 2012 года

Московский районный суд города Твери

В составе председательствующего судьи Верещагиной Е.Н.

При секретаре Силохиной Е.С.

С участием представителя прокурора Московского района г. Твери Заичко Н.В.

Представителя ответчика МУП «ТДЕЗ» Демидовой Н.В.

Представителя 3-го лица ООО «Тверьтепло» Иовлева М.С.

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Твери

гражданское дело по иску прокурора Московского района города Твери в интересах неопределенного круга лиц к МУП «ТДЕЗ» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по начислению платы за горячее водоснабжение и отопление в пользу управляющей организации,

у с т а н о в и л:

Прокурор Московского района г.Твери обратился в суд с иском к МУП «ТДЕЗ» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по начислению платы за горячее водоснабжение и отопление в пользу управляющей организации.

В обоснование заявленных требований указал, что проведенной прокуратурой проверкой установлено, что с ноября 2011 года потребителям коммунальных услуг в домах, управляемых МУП «ТДЕЗ», направляются 2 платежных документа об оплате коммунальных услуг. В одном документе начислена плата за коммунальные услуги, за исключением «отопление», а также начислена плата по строке «ГВрасход» - расход горячей воды, стоимость рассчитана по тарифу, установленному для холодной воды, потребляемой при приготовлении горячей воды. В другой квитанции начислена плата по строкам «отопление» и «ГВ подогрев» - подогрев горячей воды, стоимость рассчитана по тарифу, установленному для поставщика тепловой энергии. При этом по второму платежному документу получателем платежа является не управляющая компания МУП «ТДЕЗ», а ООО «Тверьтепло». Подобные действия ответчика существенно нарушают жилищные права граждан. Поскольку в данном случае невозможно привлечь к участию в деле каждое лицо, чьи права нарушены, и нарушение прав граждан продолжается, на основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор обратился в суд с данным иском.

В судебном заседании помощник прокурора Заичко Н.В. заявленный иск поддержала, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика МУП «ТДЕЗ» Демидова Н.В. возражала против удовлетворения иска, пояснив, что МУП «ТДЕЗ» является управляющей компанией в отношении ряда многоквартирных домов города Твери.

Между муниципальным унитарным предприятием «Тверская дирекция единого заказчика» и обществом с ограниченной ответственностью «Единый расчетный кассовый центр» заключен агентский договор на производство расчетов и обработке платежей населения за жилищно-коммунальные услуги от ДД.ММ.ГГГГ . Согласно указанному договору, ООО «ЕРКЦ» обязуется формировать и печатать извещения (счета-квитанции) на оплату жилищно-коммунальных и иных услуг населению, соблюдая требования Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», а МУП «ТДЕЗ» обязуется производить оплату данных услуг.

ДД.ММ.ГГГГ между МУП «ТДЕЗ», ООО «ЕРКЦ» и ОАО «ТКС» было заключено трёхстороннее дополнительное соглашение № б/н к агентскому договору об оказании услуг по начислению, сбору и перечислению платежей населения за коммунальные услуги («Горячее водоснабжение» и «Отопление»).

Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена стороны «Ресурсоснабжающей организации» на ООО «Тверьтепло».

Указанное дополнительное соглашение является основанием для произведения начислений за услуги «Горячее водоснабжение» и «Отопление» в отдельных счёт-квитанциях путём внесения платы на расчётный счёт ресурсоснабжающей организации ООО «Тверьтепло».

ООО «Тверьтепло» платежи, поступившие от потребителей услуг, учитывает при сверке расчётов за поставленные ресурсы с МУП «ТДЕЗ». Соответственно в августе 2011 г. за июль 2011 г. и в последующий период граждане-потребители услуг стали получать две счёт - квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг, плата за горячее водоснабжение и отопление осуществляется в настоящее время по отдельной счёт - квитанции с указанием расчётного счёта ООО «Тверьтепло». При этом МУП «ТДЕЗ» продолжает являться исполнителем жилищно- коммунальных услуг.

Из счетов-квитанций МУП «ТДЕЗ» исключены начисления платежей по строкам «Горячая вода» и «Отопление».

Из разъяснений администрации г. Твери, также усматривается то, что управляющая организация, действуя в интересах жителей, вправе организовать поступления платежей граждан напрямую на счёт ресурсоснабжающей организации.

Выставление отдельной счёт-квитанции позволяет обеспечить прозрачность платежей граждан за горячее водоснабжение и отопление, что положительным образом должно отразиться на качестве поставляемых коммунальных услуг и расчёте с поставщиком ресурсов. Порядок начисления платы за поставляемые ресурсы не менялся, расчёт осуществляется на основании утверждённых тарифов, в соответствии с действующим законодательством.

При закрытой схеме горячего водоснабжения в жилых домах, оборудованных общедомовыми приборами учёта и в жилых помещениях, оборудованных индивидуальными (квартирными) приборами учета горячей воды стоимость 1 куб. метр горячей воды складывается из двух составляющих: ГВрасход и ГВподогрев.

-       стоимость расхода горячей воды, т.е. размер платы за 1 куб. метр воды, подаваемой для приготовления горячей воды ООО «Тверь Водоканал». В соответствии с Приказом РЭК Тверской области № 660-нп от 29.11.2010г. стоимость 1 куб. метр холодной воды составляет 14,47 руб. Собранные с населения за данную услугу денежные средства поступают в ООО «Тверь Водоканал».

-      стоимость подогрева горячей воды, т.е. размер платы на приготовление (подогрев) 1 куб. метр воды. Стоимость подогрева 1 мЗ воды составляет: 0,051 Гкал (количество тепловой энергии, необходимое для подогрева 1 куб. метр воды) * 974,41 руб. (стоимость 1 Гкал в соответствии с Приказом РЭК Тверской области № 467-нп от 09.09.2011г.) = 49,69 руб. Данная услуга предоставляется ООО «Тверьтепло», что нашло свое отражение в отдельных квитанциях теплоснабжающей организации.

В остальных домах ГВС рассчитывается по отдельной счёт-квитанции, выставляемой ООО «Тверьтепло», с указанием сведений об услуге горячее водоснабжение и её стоимости, без разбивки ГВрасход и ГВподогрев.

Таким образом, даже после проведения собрания собственников жилых помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении МУП «ТДЕЗ», в соответствии с ч. 7 ст. 155 ЖК РФ на которых будет принято решение о внесении платы за горячее водоснабжение напрямую ресурсоснабжающей организации ООО «Тверьтепло», данная ситуация не будет разрешена.

До рассылки отдельных счёт-квитанций в домах при закрытой схеме горячего водоснабжения, МУП «ТДЕЗ» денежные средства, собранные по строке «Горячая вода» также распределяло по данным услугам (расход горячей воды, подогрев горячей воды) поставщикам услуг, без предварительной разбивки. «ГВрасход» и «ГВподогрев» это не отдельно выведенные в счёт-квитанциях коммунальные услуги, а расшифровка начислений за предоставляемые ресурсы горячего водоснабжения.

Представитель третьего лица ООО «Тверьтепло» Иовлев М.С. возражал против удовлетворения иска, сославшись на ниже приведенные обстоятельства. Законодательство не содержит запрета на осуществление прямых расчетов с ресурсоснабжающей организацией. Оспариваемая прокурором схема внесения платы позволяет обеспечить ООО «Тверьтепло» своевременные расчеты с организациями, участвующими в процессе выработки тепловой энергии, и уменьшить риски ограничений поставки ресурсов. ГК РФ предусмотрено право должника возложить обязанность по исполнению обязательства на третье лицо. В этом случае кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьи лицом. Внесение платы за потребленную энергию непосредственно на счет ресурсоснабжающей организации не нарушает прав и законных интересов жителей, при том, что размер платы, сроки и порядок внесения платы за потребленную тепловую энергию не изменяется. Выставление отдельного счета-квитанции позволяет обеспечить прозрачность платежей граждан за горячее водоснабжение и отопление, что, в том числе, положительным образом отражается на качестве поставляемых коммунальных услуг. Кроме того, все начисления за горячее водоснабжения и отопление в домах, где не установлены общедомовые приборы учета, производятся на основании утвержденных нормативов потребления. При применении прямых расчетов обеспечивается 95% сбор денежных средств от размера начислений, что, в свою очередь, гарантирует своевременные расчеты ООО «Тверьтепло» с организациями, участвующими в процессе выработки тепловой энергии. Тем самым значительно уменьшаются риски ввода ограничений поставки ресурсов из-за их несвоевременной оплаты и, как следствие, нарушение прав и интересов граждан. Схема прямых расчетов в этом контексте показала свою эффективность, в связи с чем представляется противоречивой позиция прокуратуры, призванной защищать права граждан, по предъявлению иска о признании прямых расчетов незаконными. Иск подан прокурором в интересах неопределенного круга лиц, ограниченного жителями 285 домов Московского района г. Твери, управление которыми осуществляет МУП «ТДЕЗ», что позволяет определить каждого из потенциальных истцов. Сведения о лишении или ограничении правоспособности или дееспособности граждан, проживающих или пребывающих в жилых домах, обслуживаемых МУП «ТДЕЗ», в материал дела отсутствует. В связи с изложенным производство по делу подлежит прекращению на основании абз. 2 ст. 220 ГПК РФ.

Представитель третьего лица ООО «ЕРКЦ», надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщили.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о том, что заявленный иск подлежит удовлетворению.

Согласно п. 2 ст. 161 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны ( в частности собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В силу п. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Пункт 10 этой же статьи обязывает управляющую организацию обеспечить свободный доступ к информации об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством РФ.

Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, установлено, что коммунальные услуги – это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному снабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях; к числу исполнителей отнесена организация, управляющая многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.

Пунктами 4, 6.1, 7 ст. 155 ЖК РФ определен общий порядок осуществления расчетов за потребленные коммунальные услуги, в соответствии с которым наниматели и собственники жилых помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации. Данный порядок обеспечивает реализацию прав граждан на получение коммунальных услуг, а также возможность надлежащего исполнения своих обязательств по договору на управление многоквартирным домом управляющей организацией.

Исключение из данного правила предусмотрено п. 7.1 ст. 155 ЖК РФ, в силу которого непосредственное внесение платы за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям может осуществляться на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

Из материалов дела следует, что МУП «ТДЕЗ», являясь управляющей компанией в отношении ряда многоквартирных домов в Московском районе г. Твери, не выполняет обязанности по принятию платежей потребителей коммунальной услуги горячего водоснабжения и отопления. В нарушение закона при отсутствии соответствующих решений, принятых собственниками жилых помещений многоквартирных домов, необходимые для этого полномочия ответчик передал ресурсоснабжающей организации – ООО «Тверьтепло» на основании договора о предоставлении услуг , заключенного между ООО «Тверьтепло» и МУП «ТДЕЗ».

Указанным договором установлен порядок расчетов за коммунальные ресурсы, используемые для предоставления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению потребителям, проживающим в жилом фонде, обслуживаемом МУП «ТДЕЗ», путем расчета и приема платежей от населения за указанные услуги на расчетный счет ресурсоснабжающей организации.

В силу п. 6.2 названной статьи, управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) в соответствии с требованиями, установленными Правительством РФ.

На основании письма Министерства регионального развития РФ от 02 мая 2007 года № 8166-РМ/07 «О применении тарифов для расчета размера платы за коммунальные услуги», в соответствии с п. 6 Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», ст. 157 ч.1 ЖК РФ и п. 15 Правил, при расчете исполнителем коммунальных услуг размера платы за коммунальные услуги учитываются тарифы на: холодную воду, горячую воду, водоотведение, электрическую энергию, газ, тепловую энергию. Таким образом, указанными выше законами и нормативными актами прямо определен перечень коммунальных услуг. Никакие другие услуги коммунальными не являются.

Обязанность потребителей коммунальных услуг по их оплате вытекает из договора на управление многоквартирным домом, неразрывно связана с объемом обязательств и ответственности последней в рамках такого договора, в том числе по предоставлению коммунальных услуг, производству необходимых перерасчетов в случае отступления от нормативных требований к их качеству; содержанию общего имущества многоквартирного дома, предоставлению гражданам необходимой информации. В такой ситуации личность кредитора, осуществляющего сбор денежных средств потребителей коммунальных услуг, имеет для них существенное значение, поэтому в силу п. 2 ст. 388 ГК РФ не допускается без согласия должника уступка требования по обязательству потребителей связанному с оплатой коммунальных услуг. Законом предусмотрено, что такое согласие должно быть выражено в форме принятия собственниками жилых помещений многоквартирного дома соответсвующего решения.

Ответчиком и третьим лицом не оспаривается тот факт, что решение по изменению порядка начисления коммунальных платежей было принято в одностороннем порядке, без согласия собственников жилых помещений, изменений в договор между потребителями коммунальных услуг и управляющей компанией (исполнителем) не вносилось. Указанное решение не соответствует законодательству и напрямую нарушает интересы собственников жилых помещений в части реализации закрепленного законом права управлять своим имуществом и принимать решения о прядке оплаты коммунальных услуг.

На основании вышеизложенного суд пришел к выводу, что действия МУП «ТДЕЗ» (исполнителя) по начислению потребителям коммунальных услуг в управляемых жилых домах в Московском районе г. Твери платежей по строкам «отопление» и «горячее водоснабжение» в пользу третьего лица – ресурсоснабжающей организации, являются незаконными и нарушают права граждан на надлежащую информацию и управления своим имуществом.

На основании п. 3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и т.д.

В соответствии со ст. 27 ФЗ «О прокуратуре российской Федерации» при осуществлении возложенных на него функций прокурор принимает меры по предупреждению, пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба, использует полномочия, предусмотренные ст. 22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».

В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы неопределенного круга лиц, либо права граждан, не имеющих возможности самостоятельно защищать свои нарушенные права, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

Как следует из материалов дела в Московском районе г. Твери МУП «ТДЕЗ» осуществляет управление большим количеством многоквартирных домов, расположенных в Московском районе города Твери.

Учитывая право гражданина, гарантированное Конституцией РФ на свободу выбора места жительства, состав и численность жителей многоквартирных домов постоянно меняется, в связи с чем индивидуализировать потребителя не предоставляется возможным и круг потребителей, чьи права и интересы нарушены, является неопределенным.

На основании изложенного суд не может согласиться с доводами 3-го лица ООО «Тверьтепло» о том, что прокурор не вправе обращаться в суд с настоящим иском, поскольку прокурором данное исковое заявление подано в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – жителей Московского района г. Твери, проживающих в многоквартирных жилых домах под управлением МУП «ТДЕЗ», т.е. в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом.

На основании изложенного, руководствуясь ст.197-198 ГПК РФ,

решил:

Признать незаконным бездействие МУП «Тверская Дирекция Единого Заказчика» по не начислению потребителям коммунальных услуг в управляемых им жилых домах платы за горячее водоснабжение и отопление в пользу управляющей организации.

Обязать МУП «Тверская Дирекция Единого Заказчика» начислять потребителям коммунальных услуг в управляемых им жилых домах плату за горячее водоснабжение и отопление в пользу управляющей организации.

Взыскать с МУП «Тверская Дирекция Единого Заказчика» госпошлину по делу 200 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Московский районный суд города Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Федеральный судья: