Решение
Именем Российской Федерации
х.х.х г. Рязань
Московский районный суд г. Рязани в составе председательствующего судьи Васильевой М.А. при секретаре Васиной Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по заявлению Краснослободцева В.В. об оспаривании бездействия Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан,
установил:
Краснослободцев В.В. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконными бездействия Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан по не рассмотрению его жалобы. В обоснование своих требований указывает, что его обращение к Президенту Российской Федерации, направленное в хх г., не рассмотрено лично Президентом Российской Федерации, ответ на обращение получен из Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан, которое в нарушение ст. 5 и ст. 8 Федерального закона от 2.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не рассмотрело обращение по существу поставленных вопросов, а перенаправлено в государственный орган, действия которого им обжаловались. В этой связи Краснослободцев В.В. полагает, что были нарушены его законные интересы и право на получение письменного ответа по существу. Просит суд признать незаконным бездействие Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан, обязать рассмотреть указанное обращение, а также взыскать судебные расходы в сумме хх рублей.
Заявитель Краснослободцев В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель органа, чьи действия обжалуются - Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Кроме того, им представлены письменные возражения на заявление Краснослободцева В.В., где указано, что обращение Краснослободцева В.В. поступило в Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций и зарегистрировано х.х.х г. В своем обращении Краснослободцев В.В. просил Президента РФ обязать Министерство Обороны РФ решить вопросы обеспечения заявителя жильем, увольнения его с военной службы в запас, проверки порядка выделения жилых помещений военнослужащим в войсковой части хх. В связи с тем, что вопросы, поставленные в указанном обращении заявителя, не относятся к компетенции Президента РФ, его Администрации, а так же тем, что заявителем было указано на неполучение им ответа из Министерства обороны РФ на предыдущее обращение за № хх от х.х.х г., оно в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 8 ФЗ № 59-ФЗ, было направлено в Министерство обороны РФ для уточнения изложенных в обращении фактов и рассмотрения в пределах их компетенции, с просьбой сообщить о результатах заявителю. Автору обращения х.х.х г. было направлено письменное уведомление в пределах установленного ФЗ № 59-ФЗ срока. В соответствие с Положением, утвержденным указом Президента РФ от 16.08.2004 г. № 1082 организацию прохождения военной службы военнослужащими и реализацию мер правовой и социальной защиты военнослужащих осуществляет Министерство обороны РФ. Вопросы, связанные с обеспечением жильем военнослужащих, их увольнением урегулированы действующим законодательством и не отнесены к компетенции Президента РФ. В случае несогласия с принятыми решениями соответствующих органов гражданин вправе обжаловать их в органы прокуратуры или прибегнуть к судебной защите. В связи с этим, не подлежит удовлетворению требование Краснослободцева В.В. о предоставлении ему письменного ответа по существу на вопросы, поставленные в его обращении. Президентом РФ и Администрацией Президента РФ не нарушены права Краснослободцева В.В., на него незаконно не возложена какая - либо обязанность и не созданы препятствия к осуществлению его прав и свобод. Заявителем реализовано право на обращение, обращение должным образом рассмотрено.
Также в судебное заседание не явился представитель Президента РФ, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, не сообщил суду о причине неявки в судебное заседание и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, суд находит требования, заявленные Краснослободцевым В.В., не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее Федерального закона).
В соответствии с частью 1 статьи 2 указанного Федерального закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.
Правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами часть 1 статьи 3 Федерального закона).
Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения (части 1, 3 статьи 8 Федерального закона).
При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (пункт 3 статьи 5 Федерального закона).
Из приведенных норм закона следует, что реализация гражданами конституционного права на обращение в государственные органы и к должностным лицам, предусмотренного статьей 33 Конституцией Российской федерации, осуществляется гражданами строго в рамках компетенции государственных органов, их должностных лиц.
В судебном заседании установлено, что в хх года Краснослободцев В.В. направил Президенту РФ обращение, в котором просил обязать Министерство Обороны РФ решить вопросы обеспечения его жильем, увольнения его с военной службы в запас и проверки порядка выделения жилых помещений военнослужащим в войсковой части хх.
Обращение Краснослободцева В.В. поступило в Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан х.х.х года и зарегистрировано за № хх.
Данные обстоятельства подтверждаются копией жалобы Краснослободцева В.В. на неправомерные действия (бездействия) Министерства обороны РФ.
Однако поставленные заявителем вопросы в обращении, не относятся к компетенции Президента Российской Федерации и его Администрации.
В соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации является главой государства. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
Согласно статье 83 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации формирует Администрацию Президента Российской Федерации.
Администрация Президента Российской Федерации является государственным органом, который обеспечивает деятельность Президента Российской Федерации и осуществляет контроль за исполнением решений Президента Российской Федерации, что закреплено в Положении об Администрации Президента РФ, утвержденном его Указом от 6 апреля 2004 г. № 490.
Самостоятельным подразделением Администрации Президента Российской Федерации является Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан.
В соответствии с пунктами 1, 3 Положения об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 24.08.2004 г. № 1102, действовавшего на момент поступления обращения заявителя, одной из основных задач Управления являлась обеспечение рассмотрения устных и письменных обращений граждан, адресованных Президенту Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерации.
Основными функциями Управления в соответствии с п. 4 названного Положения являются своевременное рассмотрение обращений граждан, осуществление контроля и информирование граждан о рассмотрении их письменных обращений по вопросам, отнесенным к компетенции главы государства.
17 февраля 2010 года на основании Указа Президента Российской Федерации Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан было преобразовано в Управление Президента Российской Федерации по работе с обращением граждан и организаций.
В Положении об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, утвержденном указом Президента Российской Федерации от 17 февраля 2010 года № 201, указанные положения сохранились.
Статьей 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Как следует из Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 г. № 1082, Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Минобороны России является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации.
Одной из основных задач Минобороны России является обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Из приведенных норм закона следует, что вопросы, связанные с обеспечением жильем военнослужащих, их увольнением, не отнесены к компетенции Президента Российской Федерации, поскольку отнесены к компетенции Министерства обороны России.
В связи с чем действия Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций по направлению жалобы заявителя в Минобороны Российской Федерации для рассмотрения ее по существу соответствуют требованиям статьи 8 Федерального закона № 59 и являются законными.
Кроме того, в соответствии со статьей 256 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
х.х.х года Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций заявителю направило сообщение о том, что в соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона № 59 его обращение, поступившее на имя Президента Российской Федерации, направлено в Министерство обороны Российской Федерации. Из письма следует, что ответ на обращение должен быть дан Министерством обороной Российской Федерации.
Краснослободцев В.В. указанное письмо получил в хх года.
Заявитель в своем заявлении не оспаривает данные обстоятельства.
Заявление в суд от Краснослободцева В.В. поступило х.х.х, то есть после истечения трехмесячного срока установленного законом для обращения в суд.
Предположение заявителя о том, что в последующем его обращение может быть рассмотрено Президентом Российской Федерации необосновано, поскольку из буквального содержания письма следует, что обращение направляется в Министерство обороны РФ для рассмотрения по существу.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления Краснослободцева В.В. о признании действий Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций у суда не имеются.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявления Краснослободцева В.В. об оспаривании бездействия Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организациями отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Рязанский областной суд через Московский районный суд г. Рязани в течение десяти дней с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья М.А.Васильева