дело № 2 - 1470/2011 ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ г. Рязань Московский районный суд г. Рязани в составе: председательствующего судьи Харьковой Н.С., с участием помощника прокурора Московского района г. Рязани Ачимова А.В., при секретаре Ильиной Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску прокурора <данные изъяты> Рязанской области к ОАО «Пассажиравтосервис» о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ для граждан-инвалидов к зданию автостанции, установил: Прокурор <данные изъяты> Рязанской области обратился в суд с иском к ОАО «Пассажиравтосервис» о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ для граждан-инвалидов к зданию автостанции. В обоснование исковых требований прокурор <данные изъяты> Рязанской области указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в части обеспечения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. В ходе указанной проверки установлено, что требования Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ОАО «Пассажиравтосервис» не исполняются, беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры - автостанции <адрес> Рязанской области инвалидам, в том числе детям-инвалидам, имеющим заболевания опорно-двигательной системы, не обеспечен. Данная автостанция расположена в отдельном одноэтажном здании по адресу: <адрес> Перед входом в здание находится площадка, приподнятая над уровнем земли. Лестница на площадку перед входом в здание автостанции не оборудована пандусом и поручнями. Прокуратурой района в <данные изъяты> году в адрес директора ОАО «Пассажиравтосервис» было внесено представление с требованием принять меры по устранению нарушения прав инвалидов на доступ к автостанции <адрес> Рязанской области. В <данные изъяты> году в отношении главного инженера данного предприятия ФИО1 прокуратурой района было возбуждено производство по делу об административном правонарушении по ст. 9.13 КоАП РФ, в связи с уклонением от исполнения требований по оборудованию здания автостанции специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий для доступа инвалидам к объекту транспортной инфраструктуры. Постановлением мирового судьи ФИО1 признан виновным в совершении указанного административного правонарушения. Однако до настоящего времени ОАО «Пассажиравтосервис» названные нарушения не устранены. Актом обследования автостанции <адрес> Рязанской области, принадлежащей ОАО «Пассажиравтосервис», от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры отсутствуют. В соответствии с п. 3.1 Устава ОАО «Пассажиравтосервис» является юридическим лицом. В своей деятельности ОАО «Пассажиравтосервис» руководствуется законодательством Российской Федерации. Согласно п. 4.2 Устава ОАО «Пассажиравтосервис» оказывает услуги по организации и осуществлению перевозок пассажиров автобусами в междугородном и пригородном сообщениях. Несоблюдение требований закона о создании условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, является нарушением прав маломобильных групп населения. Предъявление искового заявления обусловлено необходимостью защитить права и интересы всех граждан-инвалидов. Конкретизировать круг лиц, права и интересы которых нарушаются в настоящее время и будут нарушаться в будущем, индивидуализировать и привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении суда, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого при разрешении дела, невозможно, так как беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры должен быть обеспечен не только для инвалидов, проживающих в <адрес> Рязанской области, иных населенных пунктах <адрес> Рязанской области, но и для всех остальных инвалидов (не зависимо от места проживания), нуждающихся в получении транспортных услуг автостанции <адрес> Рязанской области. Прокурор <данные изъяты> Рязанской области просил обязать ОАО «Пассажиравтосервис» создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к зданию автостанции <адрес> Рязанской области, для чего оборудовать лестницу, ведущую на площадку перед входом в автостанцию, стационарным пандусом и поручнями в соответствии со «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»; установить срок устранения нарушений требований законодательства о социальной защите прав инвалидов - 4 месяца со дня вступления в законную силу решения суда. В судебном заседании помощник прокурора Московского района г. Рязани Ачимов А.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и просил их удовлетворить, против рассмотрения дела в порядке заочного производства не возражал. Ответчик ОАО «Пассажиравтосервис», извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд явку своего представителя не обеспечил, об уважительных причинах неявки не сообщил и не просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В силу ст. 233 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, в порядке заочного производства. Выслушав объяснения помощника прокурора Московского района г. Рязани Ачимова А.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что ОАО «Пассажиравтосервис» зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 3.1 Устава ОАО «Пассажиравтосервис» является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности. В своей деятельности ОАО «Пассажиравтосервис» руководствуется законодательством РФ, а также Уставом. В соответствии с п. 4.2 Устава ОАО «Пассажиравтосервис» осуществляет в установленном законодательством РФ порядке такой вид деятельности, как оказание услуг по организации и осуществлению перевозок пассажиров автобусами в междугородном и пригородном сообщениях. На праве собственности ОАО «Пассажиравтосервис» принадлежит здание автостанции, расположенное по адресу: <адрес>. Изложенные обстоятельства подтверждаются копиями свидетельства о государственной регистрации юридического лица серии 62 №, свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ серии 62 №, устава ОАО «Пассажиравтосервис», свидетельства о государственной регистрации права серии 62 МГ № от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Согласно ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов. Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономический, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. Согласно ст. 2 названного Федерального закона социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования, в том числе, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта. Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. В судебном заседании установлено, что прокуратурой <данные изъяты> Рязанской области была проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. В ходе указанной проверки было установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» автостанция, расположенная по адресу: <адрес>, не обеспечена необходимыми приспособлениями и устройствами, отсутствуют пандусы, что полностью исключает возможность беспрепятственного пользования инвалидами названным объектом инфраструктуры. ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора <данные изъяты> Рязанской области в адрес директора ОАО «Пассажиравтосервис» было вынесено представление с требованием о принятии мер по устранению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов и сообщении прокурору района в письменной форме в месячный срок о результатах рассмотрения представления и принятых мерах. ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Пассажиравтосервис» сообщило прокурору <данные изъяты> Рязанской области о том, что до ДД.ММ.ГГГГ будут проведены соответствующие работы. Однако нарушения законодательства о социальной защите инвалидов устранены не были. ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора <данные изъяты> Рязанской области по факту нарушения должностным лицом главным инженером ОАО «Пассажиравтосервис» ФИО1 законодательства о защите прав инвалидов, было вынесено постановление о возбуждении в отношении должностного лица - главного инженера ОАО «Пассажиравтосервис» ФИО1 дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.13 КоАП РФ. Материал и постановление о возбуждении производства об административном правонарушении были направлены для рассмотрения мировому судье судебного участка № объединенного судебного участка Московского района г. Рязани. Постановлением мирового судьи судебного участка № объединенного судебного участка Московского района Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей. ДД.ММ.ГГГГ комиссией администрации муниципального образования – <данные изъяты> городское поселение <данные изъяты> муниципального района Рязанской области в составе: специалиста 1-ой категории комитета архитектуры, градостроительства и инфраструктуры администрации муниципального образования <данные изъяты> городское поселение ФИО2, ведущего специалиста комитета архитектуры, градостроительства и инфраструктуры администрации муниципального образования <данные изъяты> городское поселение ФИО3, проведено обследование автостанции <адрес>, принадлежащей ОАО «Пассажиравтосервис». В ходе обследования установлено, что отсутствуют условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры (автостанции). Данные обстоятельства подтверждаются копией представления об устранении нарушений законодательства о защите прав инвалидов, внесенного ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора <данные изъяты> Рязанской области, копией сообщения ОАО «Пассажиравтосервис» от ДД.ММ.ГГГГ, копией постановления заместителя прокурора <данные изъяты> Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ, копией постановления мирового судьи судебного участка № объединенного судебного участка Московского района Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ, актом № администрации муниципального образования – <данные изъяты> городское поселение <данные изъяты> муниципального района Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании из объяснений помощника прокурора Московского района г. Рязани Ачимова А.В. следует, что до настоящего времени лестница, ведущая на площадку перед входом в здание автостанции стационарным пандусом и поручнями в соответствии со «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» не оборудована. Из сообщения администрации муниципального образования – <данные изъяты> муниципальный район Рязанской области (сектор архитектуры и градостроительства) от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что при визуальном обследовании специалистами администрации муниципального образования – Пронский муниципальный район приспособления, предназначенного для доступа инвалидов в здание автостанции г<адрес> Рязанской области выявлено несоответствие данного приспособления «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (утв. Постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 года № 73), а именно: 1. Угол уклона пандуса составляет примерно 25-30 % (по СНиП 35-01-2011 допускается не более 8-10%); 2. Ширина пандуса меньше допустимого значения (по СНиП 35-01-2011 ширина пандуса должна быть не менее 1,0 м); 3. Пандус не оборудован двустронним ограждением и поручнем, которые должны располагаться, как правило, на высоте 0,7 и 0,9 м. Так, требования к зданиям и сооружениям и их участкам, обеспечивающие беспрепятственный и удобный доступ маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры определены «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (утв. Постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 года № 73). Пунктами 3.9, 3.13, 3.14 СНиП 35-01-2001 предусмотрено, что в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, лестницы должны дублироваться пандусами, наружные лестницы и наружные пандусы должны иметь поручни. Согласно пунктам 3.29, 3.30, 3.31, 3.32 СНиП 35-01-2001 максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м. при уклоне не более 8 %. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м. и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10 %. Ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0, в остальных случаях – принимать по ширине полосы движения согласно п. 3.18. Площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или на повороте должна быть глубиной не менее 1,5 м. Несущие конструкции пандусов следует выполнять из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее R60, а ограждающих конструкций помещений пандусов - не менее R120. Следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м. по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот более 0,45 м. для предотвращения соскальзывания трости или ноги. Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м. необходимо установить ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9 м., у лестниц – на высоте 0,9 м. Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте. Завершающие части поручня должны быть длиннее марша или наклонной части пандуса на 0,3 м. В соответствии со ст. 52 Градостроительного кодекса РФ нормы СНиП являются обязательными к применению. В силу действия ст. 2 Градостроительного кодекса РФ одним из принципов, на которых основывается законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты, является принцип обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. Таким образом, в судебном заседании установлено, что ОАО «Пассажиравтосервис» не соблюдаются требования закона о создании условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры, в связи с чем требования прокурора <данные изъяты> Рязанской области о возложении на ОАО «Пассажиравтосервис» обязанности обеспечить беспрепятственный доступ для граждан-инвалидов к зданию автостанции, расположенной по адресу: <адрес>, для чего оборудовать лестницу, ведущую на площадку перед входом в здание автостанции стационарным пандусом и поручнями в соответствии со «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», являются обоснованными и подлежат удовлетворению. В силу ст. 103 ГПК РФ с ОАО «Пассажиравтосервис» подлежит взысканию в доход бюджета государственная пошлина, от уплаты которой прокурор <данные изъяты> Рязанской области был освобожден, в размере <данные изъяты> рублей. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199, 233 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования прокурора <данные изъяты> Рязанской области к ОАО «Пассажиравтосервис» о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ для граждан-инвалидов к зданию автостанции удовлетворить. Обязать ОАО «Пассажиравтосервис» оборудовать лестницу, ведущую на площадку перед входом в здание автостанции, расположенной по адресу: <адрес>, стационарным пандусом и поручнями в соответствии со «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Взыскать с ОАО «Пассажиравтосервис» в доход бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей. ОАО «Пассажиравтосервис» вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене данного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии решения. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Московский районный суд г. Рязани в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Судья Н.С. Харькова