Решение
хх.хх.хх года г. Рязань
Судья Московского районного суда г. Рязани Васильева М.А. при секретаре Васиной Т.Ю., с участием:
лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Чесалиной Л.А.,
лица, вынесшего постановление об административном правонарушении, начальника ОУФМС России по Рязанской области в Московском районе г. Рязани майора внутренней службы Андерсона С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда жалобу Чесалиной Л.А. на постановление по делу об административном правонарушении от хх.хх.хх, вынесенное начальником ОУФМС России по Рязанской области в Московском районе г. Рязани,
установил:
Чесалина Л.А. обратилась в суд с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении от хх.хх.хх, вынесенное начальником ОУФМС России по ххх в ххх, о привлечении ее к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 19.15 КоАП РФ.
Чесалина Л.А. считает, что вынесенное в отношении нее постановление является незаконным, необоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Указывает, что хх.хх.хх она пришла в отделение УФМС России по ххх в ххх с целью зарегистрировать по своему месту жительству по адресу: ххх, несовершеннолетнего сына А., хх.хх.хх года рождения. Данную квартиру она с мужем приобрела по договору купли-продажи в хх года, переехали жить и зарегистрировались по месту жительства в хх года. В день подачи заявления о регистрации несовершеннолетнего сына, инспектором ОУФМС России по Рязанской области в Московском районе г. Рязани был составлен в отношении нее протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 19.15 КоАП РФ. Через несколько дней в отношении нее было вынесено постановление о привлечении ее к административной ответственности. Указывает, что регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14 лет, осуществляется в соответствии с п. 28 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. №713. Ни Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, ни инструкция о применении правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных Приказом МВД России от 23.10.1995 г. №393, не предусматривает какого-либо срока в течение которого родители обязаны зарегистрировать по месту жительства своего несовершеннолетнего ребенка, поэтому она считает, что ее бездействие по осуществлению вышеуказанной регистрации не образует состава административного правонарушения.
Суд, выслушав объяснения Чесалиной Л.А., возражения начальника ОУФМС России по Рязанской области в Московском районе г. Рязани Андерсона С.А., исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как установлено судом, хх.хх.хх в хх часов хх минут в отношении Чесалиной Л.А., хх.хх.хх года рождения, проживающей по адресу: ххх ххх, был составлен протокол хх об административном правонарушении. В протоколе указано, что Чесалина Л.А. допустила проживание ребенка сына А., без регистрации с хх.хх.хх до настоящего времени, таким образом, своими действиями совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 19.15 КоАП РФ. Чесалиной Л.А. были разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ. В протоколе имеется запись о том, что Чесалина Л.А. с протоколом ознакомлена, о явке для рассмотрения административного правонарушения в Московский ОУФМС г. Рязани по адресу: г. Рязань ул.Энгельса, д. 12/8 в каб. №8, с 9 – 18 часов на хх.хх.хх предупреждена. Копию протокола получила, что подтверждается подписями Чесалиной Л.А. в протоколе.
хх.хх.хх в отношении Чесалиной Л.А. было вынесено постановление о привлечении ее к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.15 КоАП РФ. В постановлении указана дата выдачи копии постановления Чесалиной Л.А. хх.хх.хх, дата вступления в законную силу – хх.хх.хх.
Жалоба на постановление от Чесалиной Л.А. поступила хх.хх.хх, то есть в предусмотренный КоАП РФ срок.
В соответствии с частью 2 статьи 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях допущение лицом, ответственным за соблюдение правил регистрационного учета, проживания гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства, а равно допущение гражданином проживания в занимаемом им или в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении лиц без удостоверения личности гражданина (паспорта) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства – влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.
Ни из протокола, ни из постановления невозможно установить за какие действия или бездействия привлекается Чесалина Л.А. к административной ответственности:
- за допущение лицом, ответственным за соблюдение правил регистрационного учета, проживания гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства, либо
- за допущение гражданином проживания в занимаемом им или в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении лиц без удостоверения личности гражданина (паспорта) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства.
Начальник ОУФМС России по Рязанской области в Московском районе г. Рязани Андерсон С.А. в судебном заседании пояснил, что Чесалина Л.А. привлекалась к административной ответственности за допущение лицом, ответственным за соблюдение правил регистрационного учета, проживания гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства.
Согласно пункту 4 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года №713, ответственным за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.
Таким образом, субъектом данного административного правонарушения будет являться должностное лицо.
В силу Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года, к ним относятся:
1. Должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, ответственные за регистрацию в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда.
2. Собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда.
3. Уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами, ответственные за регистрацию в жилых помещениях, находящихся в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов.
4. Уполномоченные должностные лица, ответственные за регистрацию в гостиницах, кемпингах, туристских базах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, больницах, домах-интернатах для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиницах-приютах и других учреждениях социального назначения.
На основании ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные подтверждаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, заключениями эксперта, иными документами, а также вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Судом установлено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении ОУФМС России по Рязанской области в Московском районе г. Рязани нарушен ряд норм Кодекса РФ об административных правонарушениях при привлечении Чесалиной Л.А. к административной ответственности.
В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Однако в нарушение указанных требований в протоколе не указано место совершения административного правонарушения, то есть место, где ребенок проживал без регистрации с хх.хх.хх, а также доказательства, что Чесалина Л.А. относится к должностным лицам, ответственным за регистрацию в соответствии с Перечнем, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года №713, то есть является субъектом административного правонарушения. Согласно протоколу об административном правонарушении, пояснениям Чесалиной Л.А. она не работает, находится в отпуске по уходу за ребенком.
Кроме того, ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Как установлено судом, ОУФМС России по Рязанской области в Московском районе г. Рязани не извещало Чесалину Л.А. о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
В протоколе указано, что рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на хх.хх.хх с 9 часов до 18 часов.
Однако согласно постановлению по делу об административном правонарушении, оно было вынесено хх.хх.хх. В постановлении указано, что оно получено Чесалиной Л.А. хх.хх.хх. Однако Чесалина Л.А. в судебном заседании пояснила, что получила его через несколько дней после составления протокола, при вынесении постановления не присутствовала. То обстоятельство, что в постановлении указана дата вступления в силу хх.хх.хх, также свидетельствует о том, что постановление было получено позже даты хх.хх.хх. Начальник ОУФМС России по Рязанской области в Московском районе г. Рязани не оспаривает указанный факт. В протоколе время его рассмотрения указано с 9 до 18 часов, что уже само по себе свидетельствует, что Чесалина Л.А. не была извещена надлежащем образом о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, а также о грубом нарушении ее прав, предусмотренных ст. 25.1 КоАП РФ.
Согласно ст. 29.1 КоАП РФ орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют вопросы, необходимые для рассмотрения дела, в том числе правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; имеются ли ходатайства и отводы.
При рассмотрении дела об административном правонарушении в соответствии со ст. 29.7 КоАП РФ устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела, а также выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела и другие обстоятельства.
В нарушение указанных норм ОУФМС России по Рязанской области в Московском районе г. Рязани не приняты меры по надлежащему извещению Чесалиной Л.А. о времени и месте рассмотрения дела, не выяснены причины ее неявки для рассмотрения дела, не рассмотрен вопрос о правильности составления протокола об административном правонарушении. Постановление от хх.хх.хх о привлечении Чесалиной Л.А. к административной ответственности принималось в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Кроме того, постановление вынесено в отсутствие доказательств того, что ЧесалинаЛ.А. относится к должностным лицам, ответственным за регистрацию.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В нарушение указанной статьи закона при вынесении постановления не учтены характер совершенного Чесалиной Л.А. административного правонарушения, ее личность, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, постановление в части наказания не мотивировано.
Поскольку при рассмотрении данного административного дела допущен ряд существенных процессуальных нарушений, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, то постановление начальника ОУФМС России по Рязанской области в Московском районе г.Рязани, о привлечении Чесалиной Л.А. к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 19.15 КоАП РФ нельзя признать законным и обоснованным, а потому оно подлежит отмене.
Так как срок привлечения к административной ответственности по ст. 4.5 КоАП РФ, не истек, дело подлежит направлению на новое рассмотрение должностному лицу, вынесшему постановление.
При новом рассмотрении дела должностному лицу следует уточнить – подлежит ли административной ответственности Чесалина Л.А. как лицо, ответственное за соблюдение регистрационного учета, либо как гражданин, допустивший проживание в занимаемом им или в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении лиц без регистрации по месту пребывания или по месту жительства; место совершения административного правонарушения; учесть характер совершенного Чесалиной Л.А. административного правонарушения, ее личность, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Отменить постановление по делу об административном правонарушении от хх.хх.хх, вынесенное начальником ОУФМС России по Рязанской области в Московском районе г. Рязани, о привлечении Чесалиной Л.А. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и возвратить дело на новое рассмотрение.
Судья М.А.Васильева