РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 августа 2010 года г. Н.Новгород
Московский районный суд г. Н. Новгорода в составе
председательствующего судьи Кочиной Ю.П.
с участием представителя истца Кириченко Г.Г.,
при секретаре Волковой К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кирюхиной Т.П. к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области о признании права на приватизацию, признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Кирюхина Т.П. обратилась в суд с иском к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, указывая, что на основании ордера № * от 21 декабря 1985 года является нанимателем комнаты №* в доме * по ул. Б. г.Н.Новгорода, произвела в комнате необходимый ремонт, своевременно осуществляет коммунальные платежи за занимаемое жилое помещение. 17 мая 2010г. истица обратилась в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области с заявлением о предоставлении ей указанного жилого помещения в собственность в порядке приватизации, в чем ей было отказано, поскольку общежития относятся к специализированному жилищному фонду и приватизации не подлежит, кроме того, Территориальное управление не обладает полномочиями по исключению жилых помещений из состава специализированного жилого фонда. С указанным отказом истица не согласна, просит признать за ней право на приватизацию комнаты в доме * по ул. Б. г.Н.Новгорода, признать за ней право собственности на указанное жилое помещение и на долю в праве собственности на общее имущество жилого дома.
В судебное заседание истица не явилась, обратилась с письменным заявлением о рассмотрении дела в ее отсутствие, при участии ее представителя. Представитель истицы Кириченко Г.Г. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Ответчик Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области в судебное заседание своего представителя не направило, просило о рассмотрении дела в его отсутствие, оставив вынесение решения на усмотрения суда.
Третье лицо Администрация г.Н.Новгорода в судебное заседание своего представителя не направила, в письменном заявлении просила о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что спорная квартира в реестре муниципального имущества не числится.
Третье лицо ОАО «Н*» в судебное заседание своего представителя не направило, письменно просило о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений не представило.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителей ответчика, третьих лиц.
Выслушав объяснения представителя истицы, проверив материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст.2 п.5 Закона РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» от 3 июля 1991 года №1531, приватизация жилищного фонда регулируется иными законодательными актами.
Согласно п.2 Постановления Верховного Совета РСФСР от 4 июля 1991 года «О введении в действие закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» до приведения действующего законодательства РСФСР и республик в составе РСФСР в соответствие с Законом РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» оно применяется постольку, поскольку не противоречит этому Закону.
Согласно п.п.3,4,2 Указа Президента РФ от 29 января 1992 года №66 с приложением №3 Временного положения о преобразовании государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества, деятельность акционерного общества, созданного путем преобразования государственного или муниципального предприятия, регулируется действующим законодательством РФ и нормативными актами Правительства РФ с учетом особенностей, установленных настоящим положением. В состав имущества государственного, муниципального предприятия, передаваемого в уставной капитал акционерного общества, не включаются и передаются акционерному обществу по договору: объекты, для которых действующим законодательством установлен особый режим приватизации;
Из Указа Президента РФ от 1 июля 1992 года №721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества и п.5 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа следует, что при приватизации государственных предприятий путем их преобразования в акционерные общества открытого типа стоимость объектов, в отношении которых установлен особый режим приватизации, не подлежала включению в уставной капитал акционерного общества.
Изложенное также было закреплено в Указе Президента РФ от 10 января 1993 года №8, согласно которому в целях сохранения функционального назначения и установленного порядка приватизации объектов социальной инфраструктуры при приватизации предприятий, находящихся в государственной собственности, в состав приватизируемого имущества не включаются жилые помещения, жилищный фонд.
Согласно ст.7 Федерального закона РФ от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Согласно п.1 ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ст.60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
2. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Согласно ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991г. № 1541-1 (в ред. от 11.06.2008г.) каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз (в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ).
Согласно ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений (в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федеральных законов от 20.05.2002 N 55-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
Согласно ч.ч. 1, 2, 3 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В силу ч.ч. 1 и 2 ст. 213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
2. Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом в целях, предусмотренных пунктом 2 статьи 1 настоящего Кодекса.
Судом установлено следующее.
Согласно сообщению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области здание жилого дома (общежития № *), расположенного по адресу: г.Н.Новгород, ул.Б., д.* относится к федеральной собственности, числится в реестре федерального имущества как объект казны Российской Федерации и находится на балансе ОАО «Н *». Данный объект недвижимости имеет статус общежития.
Судом установлено, что здание общежития ОАО «Н *» по адресу: г.Н.Новгород, ул.Б., д.* до настоящего времени в нарушение действующего законодательства не передано в муниципальную собственность, находится на балансе ОАО «Н*».
В соответствии с Указом Президента РФ №8 от 10 января 1993г. в состав приватизируемого имущества объекты жилищного фонда включению не подлежали, общежитие по адресу: г.Н.Новгород, Б., д. * должно было быть передано в муниципальную собственность. Суд не может признать указанные действия законными, поскольку в нарушение законодательства после приватизации государственного предприятия общежитие, возведенное до приватизации завода, не было передано в муниципальную собственность, чем нарушены права проживающих в нем граждан на приобретение жилья в порядке приватизации.
Указанное нашло свое отражение в п.20 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2006года, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2006 г., согласно которому на практике имелись случаи, когда в нарушение действующего законодательства после приватизации государственных и муниципальных предприятий жилые помещения в общежитиях не передавались в муниципальную собственность. На данные правоотношения должны распространяться те же положения, регулирующие порядок приватизации, что и при приватизации жилых помещений в общежитиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям. Таким образом, суд считает необходимым применить к спорным правоотношениям положения ЖК РФ о договоре социального найма, нормы Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».
Судом также установлено, что Кирюхина Т.П. зарегистрирована и постоянно проживает по адресу: г.Н.Новгород, ул. Б., д. *, комн.*** с 25.12.1985г., предоставленной ей на основании дубликата ордера № * от 21 декабря 1985г.л.д.13). 01 марта 2010г. ОАО «Н*» заключил с истицей договор найма жилого помещения в общежитии № *, согласно которому в пользование истицы передана комната № *** дома * по ул.Б* г.Н.Новгорода, договор является бессрочным л.д. 9-11). На имя истицы открыт лицевой счет №*, свои обязанности по содержанию жилого помещения Кирюхина Т.П. исполняет надлежащим образом, задолженности по оплате комнаты не имеет.
Согласно выписке из домовой книги истица состоит в спорной комнате на регистрационном учете с 25 декабря 1985г., иных зарегистрированных в указанном жилом помещении лиц не имеется л.д.7-8).
Судом не установлено обстоятельств, свидетельствовавших бы о нахождении спорного жилого помещения в специализированном жилищном фонде. Жилой дом по адресу: г.Н.Новгород, ул.Б*, д.* не имеет атрибутов общежития: обслуживающего персонала, ведомственной мебели, предметов домашнего обихода, все имущество в комнатах приобретается жильцами самостоятельно.
В настоящее время Кирюхина Т.П. намерена реализовать свое право на приватизацию, оформив в собственность комнату *** дома * по ул. Б* г.Н.Новгорода, общая площадь которой, согласно экспликации от 15.06.2010г. составляет 13, 2 кв.м.
Как следует из сообщений Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области от 13.07.2010г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав на спорный объект недвижимости отсутствуют л.д.29).
Учитывая, что ответчик оставил вынесение решения на усмотрение суда, ОАО «Н*» с исковыми требованиями согласилось, суд находит, что спорное жилое помещение подлежит приватизации. В свою очередь поскольку истица правомерно владеет спорным жилым помещением, оплачивает коммунальные платежи, зарегистрирована и постоянно проживает в комнате, ранее в приватизации не участвовала, однако лишена возможности получить указанное жилое помещение в общежитии в собственность в порядке приватизации, суд полагает возможным признать за Кирюхиной Т.П. право на приватизацию и признать за ней право собственности на занимаемое жилое помещение по адресу: г.Н.Новгород, ул. Б*, д. *, комната ***.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Кирюхиной Т.П. удовлетворить.
Признать за Кирюхиной Т.П. право на приватизацию жилого помещения по адресу: г.Н.Новгород, ул. Б*, д. *, комната №***, общей площадью 13, 2 кв.м.
Признать за Кирюхиной Т.П. право собственности на жилое помещение в виде комнаты №*** в доме №* по ул. Б* г.Н.Новгорода, общей площадью 13,2 кв.м. и на долю в праве собственности на общее имущество жилого дома.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через районный суд в течение 10 дней.