Решение по заявлению прокурора о признании неправомерными действий администрации



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Н.Новгород 30 августа 2010 года

Московский районный суд г. Н. Новгорода в составе:

председательствующего судьи Шавенковой Е.Б.

с участием представителя Глушко Т.В.,

прокурора Григорьевой О.В.

при секретаре Алышевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Московского района г. Нижнего Новгорода, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании неправомерными действий администрации Московского района г.Н.Новгорода,

установил:

Прокурор Московского района г. Нижнего Новгорода, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании неправомерными действий администрации Московского района г.Н.Новгорода, указывая, что в нарушение действующего законодательства Положением об Отделе предпринимательства и потребительского рынка, утвержденным главой администрации Московского района г.Н.Новгорода 18 июня 2009 года, к основным задачам отдела отнесена организация контроля за хозяйствующими субъектами по соблюдению законодательства о сертификации, Правил торговли, Правил оказания услуг общественного питания, Правил бытового обслуживания населения. 7 июня 2010 года прокуратурой Московского района г.Н.Новгорода принесен протест на указанное положение. Ответом первого заместителя главы администрации Х. от 5 июля 2010 года в удовлетворении протеста отказано, поскольку данная функция подразумевает направление в контролирующие органы обращений граждан по вопросам нарушения в сфере торговли. Истец просит признать неправомерными действия администрации Московского района г.Н.Новгорода, выразившиеся в отказе привести в соответствие с действующим законодательством п.2.4 Положения об отделе предпринимательства и потребительского рынка администрации Московского района г. Н.Новгорода, утвержденного главой администрации района 18 июня 2009 года; обязать администрацию Московского района г.Н.Новгорода привести в соответствие с действующим законодательством п.2.4 Положения об отделе предпринимательства и потребительского рынка администрации Московского района г.Н.Новгорода, исключив из задач отдела организацию контроля за хозяйствующими субъектами по соблюдению законодательства о сертификации, Правил торговли, Правил оказания услуг общественного питания, Правил бытового обслуживания населения.

В судебном заседании представитель истца Григорьева О.С. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика Глушко Т.В., действующая на основании доверенности, иск не признала.

Выслушав доводы сторон, исследовав письменные доказательства, суд, с учетом заключения прокурора, полагавшего иск обоснованным, находит иск обоснованным, подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» муниципальный контроль - это деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Согласно ч.1 ст. 6 Федерального закона от 26.12.2008 года №294-ФЗ указано, что определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности осуществляется в соответствии с уставом муниципального образования.

В соответствии с п.3 ст. 34, ч.1 ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления определяются Уставом муниципального образования. Уставом муниципального образования должны определяться: структура и порядок формирования органов местного самоуправления, наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных ли местного самоуправления.

Согласно пп. 19 п.9 ст. 43 Устава г.Н.Новгорода, принятого постановлением Городской Думы Г.Н.Новгорода от 23.11.2005 г. №91, к полномочиям администрации Г.Н.Новгорода в области жилищного, жилищно-коммунального обслуживания, предоставления услуг торговли, общественного питания и бытовых услуг относится создание условий для развития торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, организация рынков, торговых (ярмарочные) площадок.

Согласно ст. 45 Устава города Нижнего Новгорода глава администрации района обеспечивает на территории района исполнение решений органов местного самоуправления, а также наделяется следующими полномочиями:

постановка проживающих в городе граждан на учет в качестве
нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам
социального найма, и снятие с учета;

принятие решений о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые;

согласование переустройства и перепланировки жилых помещений;

присвоение адресов объектам недвижимости (установление нумерации домов, зданий);

организация деятельности администрации района;

Согласно ст. 44 Закона РФ от 07.02.1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе: рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей; обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей). При выявлении по жалобе потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).

В соответствии с п.1 «Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 года №322. контроль и надзор в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка возложен на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Основными задачами Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области являются организация и осуществление надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка.

Согласно п.2 «Положения об организации и осуществлении государственного контроля и надзора в области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации», утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.05.2003 г. №287, государственный контроль и надзор в области стандартизации, обеспечения единства измерений осуществляется в порядке, определяемом Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии с учетом положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".

Должностные лица вышеназванных органов государственного контроля являются самостоятельными и при осуществлении контроля обязаны руководствоваться Конституцией РФ, действующим законодательством и указаниями вышестоящих лиц.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» организация проверок включает в себя издание руководителем (заместителем) органа государственного контроля (надзора) либо муниципального контроля распоряжения (приказа) о проверке, вручение распоряжения (приказа) представителю проверяемого лица и т.п.

Согласно ч.2 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Судом установлено, что согласно п. 2.4 Положения об Отделе предпринимательства и потребительского рынка администрации Московского района г. Н.Новгорода, утвержденного главой администрации Московского района г. Н.Новгорода 18 июня 2009 года, к основным задачам отдела отнесена организация контроля за хозяйствующими субъектами по соблюдению законодательства о сертификации, Правил торговли, Правил оказания услуг общественного питания, Правил бытового обслуживания населения.

Возложение на структурное подразделение администрации Московского района г. Н.Новгорода указанной функции противоречит действующему законодательству Российской Федерации, в том числе ФЗ от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)», ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закону РФ от 07.02.1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей».

7 июня 2010 года прокуратурой Московского района г.Н.Новгорода принесен протест на п. 2.4 Положения об Отделе предпринимательства и потребительского рынка администрации Московского района г. Н.Новгорода.

Ответом первого заместителя главы администрации Московского района г.Н.Новгорода Х. от 5 июля 2010 года в удовлетворении протеста отказано, поскольку данная функция подразумевает направление в контролирующие органы обращений граждан по вопросам нарушения в сфере торговли.

Суд не соглашается с доводами ответчика, поскольку информация о нарушениях сфере торговли и бытового обслуживания граждан, а
также поступающие обращения граждан направляются администрацией района
в соответствующие органы государственного контроля (надзора) для
организации и проведения указанными органами проверок хозяйствующих
субъектов.

На основании изложенного суд удовлетворяет иск Прокурора Московского района г.Н.Новгорода, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, признает неправомерными действия администрации Московского района г.Н.Новгорода, выразившиеся в отказе привести в соответствие с действующим законодательством п.2.4 Положения об отделе предпринимательства и потребительского рынка администрации Московского района г. Н.Новгорода, утвержденного главой администрации района 18 июня 2009 года; обязывает администрацию Московского района г.Н.Новгорода привести в соответствие с действующим законодательством п.2.4 Положения об отделе предпринимательства и потребительского рынка администрации Московского района г.Н.Новгорода, исключив из задач отдела организацию контроля за хозяйствующими субъектами по соблюдению законодательства о сертификации, Правил торговли, Правил оказания услуг общественного питания, Правил бытового обслуживания населения.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Прокурора Московского района г. Нижнего Новгорода, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать неправомерными действия администрации Московского района г.Н.Новгорода, выразившиеся в отказе привести в соответствие с действующим законодательством п.2.4 Положения об отделе предпринимательства и потребительского рынка администрации Московского района г. Н.Новгорода, утвержденного главой администрации района 18 июня 2009 года.

Обязать администрацию Московского района г.Н.Новгорода привести в соответствие с действующим законодательством п.2.4 Положения об отделе предпринимательства и потребительского рынка администрации Московского района г.Н.Новгорода, исключив из задач отдела организацию контроля за хозяйствующими субъектами по соблюдению законодательства о сертификации, Правил торговли, Правил оказания услуг общественного питания, Правил бытового обслуживания населения.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через районный суд в течение 10 дней.