Решение по заявлению о признании достоверными подписей избирателей, признании незаконными действий комиссии, признании незаконным постановления окружной избирательной комиссии



Р е ш е н и е

Именем Российской Федерации

14 сентября 2010 г. г.Н.Новгород

Московский районный суд г.Н.Новгорода в составе:

председательствующего Никитиной Л.П.

с участием прокурора Григорьевой О.В.

с участием представителей Жуковой О.И., Захарова О.Ю.

при секретаре Деминой И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Зотина Г. М. о признании достоверными подписей избирателей, признании незаконными действий комиссии, признании незаконным постановления окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №** по выборам депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода от 3 сентября 2010 года № ** об отказе в регистрации Зотину Г.М. кандидатом в депутаты городской Думы города Нижнего Новгорода пятого созыва по одномандатному избирательному округу № **, обязании окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №**по выборам депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода зарегистрировать Зотина Г.М. кандидатом в депутаты городской Думы города Нижнего Новгорода пятого созыва по одномандатному избирательному округу № **;

у с т а н о в и л:

Зотин Г.М. обратился в суд с заявлением, указывая, что решением городской Думы г. Н. Новгорода назначены выборы депутатов городской Думы г. Н. Новгорода пятого созыва на 10 октября 2010 года.

6 августа 2010г. он подал в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа №** по выборам депутатов городской Думы г. Н. Новгорода пятого созыва заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты в порядке самовыдвижения, представив все необходимые документы.

25 августа 2010г. представил в окружную избирательную комиссию №** документы, необходимые для регистрации в качестве кандидата, в том числе и подписные листы с подписями избирателей в поддержку своего выдвижения.

Постановлением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №** по выборам депутатов городской Думы г. Н. Новгорода от 03.09.2010 г. №** ему было отказано в регистрации кандидатом в депутаты городской Думы г. Н. Новгорода пятого созыва в связи с недостаточностью количества достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

Считает отказ в регистрации незаконным по ряду оснований: все представленные в подписных листах подписи избирателей достоверные и действительные. Комиссией при проверке допущены нарушения требований закона. А именно, незаконно была назначена повторная проверка подписных листов после составления протокола об итогах проверки 30 августа 2010 года, незаконно был привлечен к повторной проверке эксперт, заключение эксперта не отвечает предъявляемым требованиям, незаконно использовалась программа ГАС «В*» и привлечены специалисты Управления федеральной миграционной службы, а результаты повторной проверки доведены до сведения заявителя с вручением протокола менее чем за два дня до заседания комиссии по вопросу регистрации, комиссией не были приняты во внимание личные заявления избирателей о подлинности их подписи; в ведомостях повторной проверки подписей избирателей сделана ссылка на нарушение п.п.9 п.10 ст.33 Закона 108-З, хотя таких нарушений установлено не было.

В судебное заседание заявитель не явился, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель заявителя по доверенности Жукова О.И. просила заявление удовлетворить.

Представитель окружной избирательной комиссии №** по доверенности Захаров О.Ю. заявление просил оставить без удовлетворения, пояснив, что отказ в регистрации Зотина Г.М. в качестве кандидата в депутаты городской Думы носит законный характер, поскольку комиссией установлен ряд недостоверных и недействительных подписей избирателей в поддержку кандидата. Оставшихся подписей недостаточно для регистрации. Комиссия заседала правомочным составом, рабочая группа работала в соответствии с требованиями закона. При этом дополнил, что помимо нарушений, указанных в 2х протоколах проверки подписных листов от 30 августа и 3 сентября 2010 года, в остальных подписных листах имеются аналогичные нарушения, в общей сложности в количестве 122. Комиссией допущены некоторые отступления от процедуры проведения проверки и решения вопроса о регистрации кандидата Зотина Г.М., однако, эти нарушения не являются основанием для признания подписей избирателей достоверными и подлинными.

Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, заключение прокурора Григорьевой О.В.. полагавшей заявление Зотина Г.М. оставить без удовлетворения, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявления Зотина Г.М.

Согласно статье 2. Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 22.05.2002)

п.5) адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации;

12) ГАС "Выборы" - Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Выборы";

12.1) государственная система регистрации (учета) избирателей, участников референдума - комплекс обеспечивающих гарантии и реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации мер по сбору, систематизации и использованию сведений об избирателях, участниках референдума;

44) недействительная подпись - подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа;

45) недостоверная подпись - подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом;

Согласно статье 25 Закона 67-ФЗ п.1. Окружные избирательные комиссии формируются в случаях, предусмотренных законом, при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. Полномочия окружных избирательных комиссий могут возлагаться на иные избирательные комиссии.

8. Окружная избирательная комиссия:

а) осуществляет на территории избирательного округа контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации;

б) взаимодействует с органами государственной власти, органами местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в избирательном округе;

в) осуществляет регистрацию кандидатов;

Согласно статье 37 указанного Закона 1. В поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей. Количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона; количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения местного референдума, устанавливается законом и не может превышать 5 процентов от

числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 25 подписей.

6. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов, или среди участников референдума, обладающих правом на участие в соответствующем референдуме.

8. Форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно.

Согласно статье 38 указанного закона п.1. Регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата,

3. Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными.

5. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя, участника референдума недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, участнике референдума, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.

7. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов, проведении референдума.

18. Избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.

23. В случае отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов, отказа в проведении референдума соответствующая комиссия в течение одних суток с момента принятия ею решения об отказе в регистрации, исключении из списка, отказе в проведении референдума обязана выдать соответственно кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов, уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума копию соответствующего решения с изложением оснований отказа, исключения кандидата из списка кандидатов.

24. Основаниями отказа в регистрации кандидата являются:

д) недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата;

Аналогичные положения предусмотрены статьями 12, 16, 19, 21,25, 30, Закона Нижегородской области от 06.09.2007 N 108-З "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области" (принят постановлением ЗС НО от 30.08.2007 N 697-IV))

Согласно статье 29 п. 5. указанного закона подписные листы изготавливаются при самовыдвижении кандидата по форме, приведенной в приложении 1, а при выдвижении кандидата избирательными объединениями - по форме, приведенной в приложении 2.

6. При сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата в каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, наименование субъекта Российской Федерации, города, района, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата, основное место работы или службы и занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) кандидата, а также наименование выборов, номер избирательного округа, в котором он выдвинут. В случае наличия у кандидата неснятой или непогашенной судимости в подписном листе должны указываться сведения о судимости кандидата. Если кандидат, сведения о котором содержатся в подписном листе, является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, по желанию кандидата в подписном листе могут указываться сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа. По желанию кандидата, сведения о котором содержатся в подписном листе, в нем могут также указываться сведения о его принадлежности к общественному объединению, если это указано в его заявлении о согласии баллотироваться, и о его статусе в этом общественном объединении.

Согласно статье 31 Закона №108-З п. 6. При сборе подписей избирателей в поддержку кандидата, выдвинутого по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, серию, номер и дату выдачи паспорта или заменяющего его документа с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства, ставит свою подпись и дату ее внесения, и кандидатом, который напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения.

В соответствии с ч.2 ст. 33 Закона Нижегородской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» от 6 сентября 2007г. № 108-3 соответствующая окружная избирательная комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона. Если кандидатом представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях, а так же достоверность подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах.

Согласно ч. 4 ст.33 того же Закона, соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, а так же достоверности подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, создает своим решением рабочие группы из числа членов избирательной комиссии и привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел Российской Федерации, органов юстиции Российской Федерации, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации, и другие специалисты. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными данных, недостоверности и недействительности подписей, содержащихся в подписных листах. Для установления достоверности подписей, иных данных, содержащихся в подписных листах, избирательные комиссии вправе использовать Государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума, списки избирателей, использовавшиеся на предыдущих выборах, документы из органов регистрационного учета граждан, иные документы, содержащие сведения об избирателях и (или) их подписи.

9. Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом.

10. Недействительными считаются:

2) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности, - на основании справки уполномоченного органа либо заключения эксперта;

3) подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом сведений либо без собственноручного указания даты внесения избирателем своей подписи;

4) подписи избирателей, данные о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;

5) подписи избирателей с исправлением в дате ее внесения в подписной лист, если это исправление специально не оговорено избирателем;

6) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы;

7) все подписи в подписном листе в случаях, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей, и (или) уполномоченного представителя избирательного объединения, кандидатом, либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, в дате внесения подписи указанным лицом, уполномоченным представителем избирательного объединения, кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом,

осуществлявшим сбор подписей, уполномоченным представителем, кандидатом, либо если подписи собраны лицом, не имеющим права сбора подписей, либо если подписной лист заверен с нарушениями, указанными в пунктах 2 - 6, 8 и 10 настоящей части применительно к лицу, заверяющему подписной лист;

Судом установлено следующее.

Решением городской Думы г.Н.Новгорода №33 от 14 июля 2010г. назначены выборы депутатов городской Думы г. Н. Новгорода пятого созыва на 10 октября 2010 года.

6 августа 2010г. Зотиным Г.М. в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа №** по выборам депутатов городской Думы г. Н. Новгорода пятого созыва было подано заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты в порядке самовыдвижения, представлены все необходимые документы.

25 августа 2010 заявителем представлены в окружную избирательную комиссию №** документы, необходимые для регистрации в качестве кандидата, в том числе и подписные листы с подписями избирателей в поддержку своего выдвижения.

Решением окружной избирательной комиссии №** от 10 августа 2010 года избраны две рабочие группы по проверке подписных листов (Протокол № * от 10.08.2010г).

30 августа 2010г. рабочей группой в составе С*, Ш*, К* были составлены и подписаны ведомость проверки подписных листов и протокол, согласно которым были признаны недостоверными 10 подписей избирателей.

Протокол вручен кандидату в депутаты Зотину Г.М. 30 августа 2010г.

В тот же день председателем окружной избирательной комиссии С** было подписано и отправлено письмо на имя начальника экспертно-криминалистического центра при ГУВД по Нижегородской области с просьбой о выделении эксперта-почерковеда для проверки достоверности подписей.

На экспертизу были представлены подписные листы кандидата Зотина Г.М., по которым экспертом К*** 31 августа 2010г. было дано заключение, согласно которому в ряде листов выявлены записи даты подписи нескольких избирателей, выполненные одним лицом, ряд подписей вызвали сомнение эксперта, как вероятно выполненные одним лицом. Всего 38.

На заседании избирательной комиссии №14 1 сентября 2010г. в связи с полученным результатом экспертизы было принято решение о проведении проверки подписных листов кандидата Зотина Г.М. в составе двух рабочих групп с использованием системы ГАС «В*», с привлечением специалистов Управления федеральной миграционной службы.

Проверка по программе ГАС «В*» показала, что данные о личностях избирателей, отраженные в подписных листах, содержат недостоверные сведения, в связи с чем был сделан запрос для проверки этих сведений в Управление федеральной миграционной службы России по Нижегородской области в Московском районе (УФМС).

3 сентября 2010 года из службы УФМС получен ответ, с приложением перечня несоответствий данных подписных листов с базой данных, согласно которому проверено было 36 граждан, несоответствующие сведения имеют место в отношении 10, частично соответствуют сведения в отношении 17, отсутствуют сведения вообще в отношении 2, а всего 29 лиц, сведения о которых не соответствуют действительности.

Визуальная проверка подписных листов выявила дополнительно нарушения порядка заполнения подписных листов, а именно: не оговоренные исправления, отсутствие полных сведений о сборщике подписей, в количестве 12.

Всего установлено недостоверных и недействительных подписей избирателей в подписных листах 79, достоверных и действительных – 673.

По окончании проверки подписных листов рабочей группой в составе С*, Ш*, К*, Ш**, Д*, К** 3 сентября 2010 года была составлена ведомость и протокол об итогах проверки подписных листов, которыми 79 подписей избирателей признаны недействительными.

Протокол об итогах проверки и ведомость проверки подписных листов были вручены в тот же день кандидату в депутаты Зотину г.М.

Постановлением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №**по выборам депутатов городской Думы г. Н. Новгорода от 03.09.2010 г. №15 Зотину Г.М. было отказано в регистрации кандидатом в депутаты городской Думы г. Н. Новгорода пятого созыва в связи с недостаточностью количества достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата - 674 из представленных 753 (заявлено 752), при том, что минимальное число достоверных подписей, необходимых для регистрации кандидата составляет 684 (2% от 34198).

Заявитель обжалует решение окружной избирательной комиссии избирательного округа №** по выборам депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода от 3 сентября 2010 года. Заявление об отмене постановления окружной избирательной комиссии поступило в суд 08.09.2010г. Решением городской Думы города Нижнего Новгорода выборы депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода пятого созыва назначены на 10 октября 2010 года.

Таким образом, процессуальные условия - сроки обращения в суд соблюдены.

Суд не находит оснований для удовлетворения требования Зотина Г.М., поскольку все подписи, собранные и представленные в поддержку его кандидатуры надлежит отнести к числу недействительных.

Законом Нижегородской области от 02.07.2010 N 109-З "О внесении изменений в отдельные законы Нижегородской области по вопросам проведения муниципальных выборов" (принят постановлением ЗС НО от 24.06.2010 N 2112-IV) изменена форма подписного листа приложения 1 к закону Нижегородской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области». Изменения вступили в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования 29.07.2010 в газете (приложение к газете) "Правовая среда", N 81(1203), 29.07.2010 (приложение к газете "Нижегородские новости", N 135(4507), 29.07.2010).

Форма подписного листа установлена в приложении № 1 к Закону области.

Согласно пп.11 п.10 ст.33 Закона 108-З недействительными считаются: все подписи в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных настоящим Законом, либо в подписном листе, в котором сведения о выборах и (или) об избирательном объединении, кандидате неполные либо не соответствуют действительности.

Подписные листы кандидата Зотина Г.М. изготовлены с нарушением требований закона, поскольку не содержат все необходимые сведения о кандидате, в частности строку (иные сведения о кандидате).

Действующее избирательное законодательство не содержит норм, обязывающих суд выяснить, не препятствует ли однозначному восприятию избирателями отсутствие вышеуказанных сведений, исключающих иное толкование о кандидате. Выяснение степени восприятия и толкования таких сведений нарушило бы принцип равенства всех перед законом.

Как усматривается из подписных листов, представленных заявителем, сбор подписей в его был начат после вступления Закона Нижегородской области от 02.07.2010 N 109-З "О внесении изменений в отдельные законы Нижегородской области по вопросам проведения муниципальных выборов", о чем заявитель не знать не мог, Закон со дня вступления в законную силу становится обязательным к исполнению.

Кроме того, суд не находит оснований для признания незаконным решения окружной избирательной комиссии №** об отказе Зотину Г. М в депутаты городской Думы города Нижнего Новгорода пятого созыва, поскольку комиссией признаны подписные листы недействительными и недостоверными обоснованно.

В ходе судебного разбирательства установлено отсутствие достаточного количества достоверных и действительных подписей избирателей в подписных листах кандидата, по иным основаниям, кроме сбора их на подписных листах ненадлежащего образца.

По протоколу проверки подписных листов от 30.08.2010г. недостоверными являются подписи в листе 29, строка 2 – отсутствие номера паспорта, пятая цифра «S»; в листе 186 строка 1 указан З*, который по сведениям УФМС зарегистрированным в Московском районе г.Н.Новгорода не значится. Всего 2 подписи.

9 подписей сомнений не вызывают.

Анализ протоколов показал, что недостатки, отраженные в протоколе от 30 августа 2010г., не включены в протокол от 3 сентября 2010г., по двум протоколам рабочими группами признаны недостоверными и недействительными 80 подписей.

В ходе судебного разбирательства установлены – 70.

Поскольку в обоих протоколах отмечена строка 1 лист 186, всего по обоим протоколам недействительных и недостоверных подписей 70.

При этом, суд не относит к числу недействительных подписи, указанные в экспертном заключении, как «вероятно выполненные одним лицом», т.е. листы 17 строки 2.3., 51-1,52-1.2, 29-3,5, 67 -3.4.5.

Подписи в листах 1-4,5; 3-1,2; 15-1,2; 17-1-5; 51-1-4; 52-1-4; 29-1; 34-1; 35-3; 40-2,3; 52-3,4; 146-1,2,4; 159-4,5; 172-2,3, всего в количестве 33, где даты и сами подписи по заключению эксперта заполнены одним лицом, в силу требований п.9 ст.33 Закона Нижегородской области №108-З являются недостоверными.

Суд не может согласиться с доводами заявителя относительно незаконного привлечения эксперта к проведению проверки достоверности подписей избирателей, принимая во внимание следующее.

П.4 ст.33 Закона нижегородской области №108-З не предусматривает обязательного включения эксперта в состав рабочей группы комиссии. Комиссия вправе привлекать эксперта для проведения исследования в связи с возникшими сомнениями. Что и было сделано.

Оснований не доверять в компетентности и объективности эксперта у суда не имеется. В заключении специалиста, составленном 31 августа 2010г., отражаются исследования в форме простого логического силлогизма. Различная глубина исследования специалистом и экспертом объектов, применение ими в ходе исследования различных наборов методов и инструментальных средств не препятствуют достоверности выводов как специалиста.

Требования к заключению, изложенные заявителем, предусмотрены для экспертного заключения, а не специалиста. Специальная методика составления заключения специалиста отсутствует.

Это подтвердила в судебном заседании опрошенная в порядке ст.188 ГПК РФ в качестве специалиста по ходатайству представителя заявителя П***. При этом, ее пояснениями выводы заключения от 31 августа 2010г. не опровергнуты. Лишь высказана точка зрения относительно возможных погрешностей.

При этом суд критически оценивает ее показания, принимая во внимание недостаточный опыт работы указанного специалиста, с января 2010 года. Как показала П*** ранее она работала экспертом 5 лет с 1992 по 1997 года в УВД О* области, без специализации по какому либо одному виду экспертиз.

Не предусмотрено законом и принятие коллегиального решения рабочей группой для привлечения специалиста, в связи с чем выделение специалиста по письму за подписью председателя окружной избирательной комиссии является правомерным. Судом установлено, что С** на день подписания письма в экспертное учреждение являлась председателем, наличие заболевания и подача ею в тот же день 30.08.2010г. заявления об освобождении от этой должности, не лишало ее права до принятия решения по заявлению, подписывать официальные документы от избирательной комиссии.

Заявления граждан, обратившихся в комиссию с подтверждением подлинности своей подписи, к числу доказательств отнесены быть не могут, поскольку такая форма проверки достоверности и действительности подписей избирателей законом не предусмотрена.

Судом допрошены в качестве свидетелей граждане С***, В*, П**, К** подтвердившие наличие личных подписей в подписных листах в поддержку выдвижения кандидатом Зотина Г.М.

Показания данных свидетелей не могут повлиять на решение суда о достоверности их подписей. Принимая во внимание вышеуказанное, а также то, что подписи С**, В* судом не приняты в расчет как недействительные, а подписи П* и К** отнесены к недостоверным ни по подлинности подписи, а по выполнению даты подписи одним лицом. Что показаниями свидетелей не опровергнуто.

По сведениям УФМС к числу недействительных, в силу требований п.п.2 п.10 ст.33 Закона Нижегородской области №108-З суд относит следующие подписи избирателей: не соответствующие действительности паспортные данные – лист 1, строка 5; 21-3, 30-1, 30-2, 53-2, 71-2, 83-2; не соответствующие действительности указанные адреса проживания – 6-4; 9-5; 11-2; 21-2; 29-4; 54-4; 53-1; 88-4; 180-4; 185_1; 185_2; 185-5; не соответствующие действительности фамилия, имя, отчество избирателя – 23-3; 52-1; 59-1; 74-3; 89-1; 102-5; не соответствующая действительности дата рождения – 36-5; 89-2; отсутствие в базе данных, как лиц, проживающих в Московском районе г.Н.Новгорода – 17-3; 186- 1. Всего 29.

Суд не может согласиться с доводами заявителя о незаконном использовании рабочей группой данных ГАС «В*», поскольку сведения готовил оператор, а не член группы. А также о недоверии к сведениям УФМС, поскольку в письме за подписью начальника ОУФМС в Московском районе не указаны номера листов и строки.

Закон не запрещает рабочей группе обращаться к помощи специалиста, в том числе и оператору ГАС «П*».

К письму УФМС от 3 сентября 2010 года №**** имеется приложение с указанием номеров листа и строк, содержащих недостоверные сведения об избирателе.

Кроме того, в листах 161-5, 162-1, 170-5, 143-4, имеются исправления, не оговоренные избирателем, что влечет их неддействительность в силу требований п.п.5 п.10 ст.33 Закона 108-З; в листе 182- строки 1-3 подписи недостоверны в связи с отсутствием даты удостоверения подписного листа лицом, собирающем подписи - основание п.п.7, п.10 ст.33 Закона 108-З.

Всего 7 подписей.

Таким образом из числа подписей, признанных рабочей группой недействительными и недостоверными, суд таковыми признает 70 ((33+29+7) – по протоколу от 3 сентября +1по протоколу от 30 августа 2010г.).

Число достоверных подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов в депутаты городской думы Зотина г.М. составляет от числа заявленных 682, от числа представленных – 683, что является недостаточным для регистрации кандидата.

При этом судебная проверка показала, что в подписных листах дополнительно содержатся нарушения требований закона, делающих недействительными 11 подписей: лист 169 строки 1,2,3 – п.6,7. ч.10 ст.33 Закона 108-З; 46-1,2,4,5; 142-2,3,4,5 – п.п.7 п.10 ст.33 Закона 108-З (отсутствие даты рождения сборщика подписей), 26-5; 25-1; - неоговоренные избирателем исправления даты рождения – п.п.5, п.10 ст.33 Закона 108-З; 36-5 – отсутствует число и месяц рождения избирателя, 1992 года – п.п. 3 п.10 ст.33 Закона 108-З.

В связи с отсутствием оснований для регистрации кандидата в депутаты городской думы г.Н.Новгорода Зотина Г.М., его заявление о понуждении окружной избирательной комиссии к регистрации удовлетворению не подлежит.

Указанные в листах 34-5; 36-4; 117-3; 119-2; 161-4; 173-2, 173-3; 178-3; 186-2 подписи также не могут быть признаны действительными, поскольку исполнены в листах неустановленного образца.

Суд не соглашается с доводами заявителя о том, что при проверке достоверности и действительности подписей избирателей в подписных листах был нарушен принцип равенства кандидатов, поскольку избирательная комиссия зарегистрировала кандидатом в депутаты Ко* кандидатом по тому же избирательному округу на основании подписей избирателей, представленных им для регистрации. При этом комиссия не проверяла подписи избирателей, представленные Ко* для регистрации, ни по системе ГАС «В*», ни с привлечением экспертов либо иных специалистов или работников УФМС.

Привлечение специалистов и использование системы ГАС «В*» является правом, а не обязанностью рабочей комиссии в отношении всех кандидатов без исключения.

Кроме того, законность регистрации иных кандидатов не является предметов настоящего судебного разбирательства.

Необоснованными являются доводы заявителя относительно незаконного проведения повторной проверки подписных листов, представленных Зотиным Г.М., поскольку составление двух протоколов рабочими группами в процессе проведения проверки, до вынесения вопроса и принятия решения о регистрации кандидата, законом не запрещено. Проверка проведена одна, в пределах установленного законом 10-дневного срока, оформлена двумя протоколами 30 августа и 3 сентября 2010 года, оба вручены кандидату, решение было принято по итогам окончания проверки 3 сентября 2010 года.

То обстоятельство, что кандидат Зотин Г.М. не был поставлен в известность о проверке с привлечением эксперта. ГАС «В*», а также был ознакомлен с результатами проверки позднее предусмотренного законом двухдневного срока, в день рассмотрения комиссией вопроса о регистрации его в качестве кандидата, не является юридически значимым для решения вопроса о достоверности и действительности подписей избирателей в подписных листах.

Не влияет на достоверность и действительность подписей избирателей и наличие родственных отношений между некими членами комиссии.

В ведомости проверки окружной комиссии подписных листов от 3 сентября 2010 года по подписям, признанным недостоверными по заключению специалиста, имеется ссылка на нарушение п.п.9 п.10 ст.33 Закона 108-З, согласно которому подписи, собранные с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, либо с принуждением избирателей в процессе сбора представленных подписей, либо с вознаграждением избирателей за внесение представленных подписей, либо на рабочих местах, либо в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат;

Ошибка авторов ведомости является формальной, поскольку эти подписи относит к числу недостоверных п.9 статьи 33 указанного закона, а основание должно было быть указано – п.п.10. п.10 ст.33 этого закона, строка ведомости расположена рядом, в связи с чем это можно отнести к описке в документе, что, безусловно, не является основанием для признании этих подписей достоверными.

Оценку доводам заявителя относительно законности действий окружной комиссии по направлению подписных листов эксперту, проведения проверки по системе ГАС «В*» суд дал ранее. Эти действия комиссии не выходят за рамки полномочий, предоставленных им законом.

Принимая во внимание изложенное,

руководствуясь ст.ст.194-198, 261 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Заявления Зотина Г. М. о признании достоверными подписей избирателей, признании незаконными действий комиссии, признании незаконным постановления окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №**по выборам депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода от 3 сентября 2010 года № ** об отказе в регистрации Зотину Г.М. кандидатом в депутаты городской Думы города Нижнего Новгорода пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 14, обязании окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №**по выборам депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода зарегистрировать Зотина Г.М. кандидатом в депутаты городской Думы города Нижнего Новгорода пятого созыва по одномандатному избирательному округу № ** оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через суд его вынесший в течение 5 дней.