Р е ш е н и е
Именем Российской Федерации
13 сентября 2010 г. Московский районный суд г.Н.Новгорода в составе:
председательствующего Никитиной Л.П.
с участием прокурора Годухиной Е.В.
представителей Мингалеева В.Ш., Шиляковой М.А.
при секретаре Деминой И.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Клюева А. В. о признании подписей избирателей достоверными, признании незаконным постановления №** окружной избирательной комиссии одномандатного округа №** по выборам депутатов городской Думы города нижнего Новгорода пятого созыва от 3 сентября 2010 года; регистрации кандидатом в депутаты городской Думы города Нижнего Новгорода пятого созыва по одномандатному избирательному округу;
у с т а н о в и л:
Клюев А.В. обратился в суд с заявлением, указывая, что решением городской Думы города Нижнего Новгорода назначены выборы депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода пятого созыва на 10 октября 2010 г.. 6 августа 2010 года он подал в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № ** по выборам депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода пятого созыва заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты в порядке самовыдвижения, представив все необходимые для выдвижения документы.
25 августа 2010 года представил в окружную избирательную комиссию № ** для регистрации подписные листы с подписями избирателей в поддержку своего выдвижения и другие необходимые документы.
Постановлением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № ** по выборам депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода от 3 сентября 2010 года № ** ему было отказано в регистрации кандидатом в депутаты городской Думы города Нижнего Новгорода пятого созыва по одномандатному избирательному округу № ** в связи с недостаточностью количества достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Считает данное постановление незаконным и подлежащим отмене, поскольку все подписи избирателей, кроме подписи в строке 5 в листе 78 указанные в Протоколе об итогах проверки от 30 августа 2010 года, являются достоверными.
Заявитель Клюев А.В. в судебное заседание не явился. В письменном заявлении, адресованном в суд, просил рассмотреть дело в его отсутствие, с участием представителя по доверенности – Мингалеева В.Ш.
Представитель заявителя заявление просил удовлетворить.
Представитель окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу №** Шилякова М.А. просила заявление оставить без удовлетворения, поскольку комиссией постановление №** от 3 сентября 2010г. об отказе в регистрации кандидатом в депутаты городской Думы города Нижнего Новгорода пятого созыва по одномандатному избирательному округу №** Клюеву А.В. было принято в соответствии с требованиями закона, в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей в подписных листах для регистрации, на основании п.7 части 8 статьи 34 Закона Нижегородской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области».
Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, заключение прокурора, полагавшего заявление подлежащим удовлетворению, изучив материалы дела, суд находит заявление Клюева А.В. подлежащим удовлетворению.
Согласно статье 2. Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 22.05.2002)
п.5) адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации;
44) недействительная подпись - подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа;
45) недостоверная подпись - подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом;
Согласно статье 28 закона 67-ФЗ п.13. Решения комиссии об избрании, о назначении на должность либо об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии, а также о внесении предложений по кандидатурам на указанные должности, о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов, референдума, о регистрации кандидатов, списков кандидатов и об обращении в суд с заявлением об отмене их регистрации, об итогах голосования или о результатах выборов, референдума, о признании выборов, референдума несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решения комиссии в порядке, предусмотренном пунктом 11 статьи 20 и пунктами 6 и 7 статьи 75 настоящего Федерального закона, принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
Согласно статье 30 Закона 67-ФЗ 1. На всех заседаниях комиссии, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума и осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками избирателей, участников референдума, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. Для присутствия на заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, указанным лицам не требуется дополнительное разрешение.
Согласно статье 37 указанного Закона 1. В поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей.
6. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов, или среди участников референдума, обладающих правом на участие в соответствующем референдуме.
8. Форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно.
Согласно статье 38 указанного закона п.1. Регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата,
3. Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными.
5. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя, участника референдума недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, участнике референдума, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
7. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов, проведении референдума.
18. Избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.
23. В случае отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов, отказа в проведении референдума соответствующая комиссия в течение одних суток с момента принятия ею решения об отказе в регистрации, исключении из списка, отказе в проведении референдума обязана выдать соответственно кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов, уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума копию соответствующего решения с изложением оснований отказа, исключения кандидата из списка кандидатов.
24. Основаниями отказа в регистрации кандидата являются:
д) недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата;
Аналогичные положения предусмотрены статьями 12, 16, 19, 21,25, 30, Закона Нижегородской области от 06.09.2007 N 108-З "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области" (принят постановлением ЗС НО от 30.08.2007 N 697-IV))
Согласно статье 29 п. 5. указанного закона подписные листы изготавливаются при самовыдвижении кандидата по форме, приведенной в приложении 1, а при выдвижении кандидата избирательными объединениями - по форме, приведенной в приложении 2.
6. При сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата в каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, наименование субъекта Российской Федерации, города, района, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата, основное место работы или службы и занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) кандидата, а также наименование выборов, номер избирательного округа, в котором он выдвинут. В случае наличия у кандидата неснятой или непогашенной судимости в подписном листе должны указываться сведения о судимости кандидата. Если кандидат, сведения о котором содержатся в подписном листе, является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, по желанию кандидата в подписном листе могут указываться сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа. По желанию кандидата, сведения о котором содержатся в подписном листе, в нем могут также указываться сведения о его принадлежности к общественному объединению, если это указано в его заявлении о согласии баллотироваться, и о его статусе в этом общественном объединении.
Согласно статье 31 Закона №108-З п. 6. При сборе подписей избирателей в поддержку кандидата, выдвинутого по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, серию, номер и дату выдачи паспорта или заменяющего его документа с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства, ставит свою подпись и дату ее внесения, и кандидатом, который напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения.
Согласно статье 33 указанного Закона п. 4. Соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, а также достоверности подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, создает своим решением рабочие группы из числа членов избирательной комиссии и привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел Российской Федерации, органов юстиции Российской Федерации, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации, и другие специалисты. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными данных, недостоверности и недействительности подписей, содержащихся в подписных листах. Для установления достоверности подписей, иных данных, содержащихся в подписных листах, избирательные комиссии вправе использовать Государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума, списки избирателей, использовавшиеся на предыдущих выборах, документы из органов регистрационного учета граждан, иные документы, содержащие сведения об избирателях и (или) их подписи.
10. Недействительными считаются:
2) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности, - на основании справки уполномоченного органа либо заключения эксперта;
3) подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом сведений либо без собственноручного указания даты внесения избирателем своей подписи;
4) подписи избирателей, данные о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
5) подписи избирателей с исправлением в дате ее внесения в подписной лист, если это исправление специально не оговорено избирателем;
6) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы;
7) все подписи в подписном листе в случаях, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей, и (или) уполномоченного представителя избирательного объединения, кандидатом, либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, в дате внесения подписи указанным лицом, уполномоченным представителем избирательного объединения, кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом,
осуществлявшим сбор подписей, уполномоченным представителем, кандидатом, либо если подписи собраны лицом, не имеющим права сбора подписей, либо если подписной лист заверен с нарушениями, указанными в пунктах 2 - 6, 8 и 10 настоящей части применительно к лицу, заверяющему подписной лист;
Судом установлено следующее.
Решением городской Думы города Нижнего Новгорода назначены выборы депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода пятого созыва на 10 октября 2010 г.
6 августа 2010 года Клюев А.В. подал в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № ** по выборам депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода пятого созыва заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты в порядке самовыдвижения, представив все необходимые для выдвижения документы.
25 августа 2010 года заявитель представил в окружную избирательную комиссию № ** для регистрации подписные листы с подписями избирателей в поддержку своего выдвижения и другие необходимые документы.
Постановлением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № ** по выборам депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода от 3 сентября 2010 года № ** заявителю отказано в регистрации кандидатом в депутаты городской Думы города Нижнего Новгорода пятого созыва по одномандатному избирательному округу № ** в связи с недостаточностью количества достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Проверка подписных листов Клюева А.В. проводилась рабочей группой 30 августа 2010 г. По итогам проверки был составлен протокол об итогах проверки подписных листов и ведомость проверки подписных листов, копии которых вручены представителю заявителя.
В протоколе 138 подписи избирателей из представленных 752 подписей признаны недействительными по основаниям, предусмотренным п.24 п.п. «д», статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ, и статьей 33 п.10 п.п.7 Закона НО №108-З.
Суду представлены подлинные подписные листы в поддержку выдвижения кандидатом в депутаты городской Думы г.Н.Новгорода Клюева А.В., которые прияты к обозрению и проверке.
Комиссией признана недостоверной подпись Р* в подписном листе 5 строка 2, поскольку имеется запись карандашом. Однако, как усматривается из всего объема записи, все предусмотренные законом сведения внесены рукописным способом, имеется подпись и дата, Р*. Приписка карандашом не относится к указанным сведениям и не влияет на их достоверность. В связи с чем подпись должна быть признана достоверной.
В подписных листах с 18 по 27, с 99-102 комиссией признаны недействительными подписи с 1 по 5 по подпункту 7, части 10 ст. 33 Закона 108-З, поскольку лицом, собиравшим подписи, в данных о своем месте жительства, сделано исправление, зачеркнуто «П* р-н».
При этом суд не может отнести подписи избирателей к числу недостоверных, поскольку данное исправление оговорено Н*, собиравшей подписи, записью «вычеркнуто верно, подпись, дата».
Возражения представителя избирательной комиссии о том. что запись об исправлении должна быть более развернутой и подробной не основано на законе.
В подписном листе 52, 86-88 признаны недействительными подписи с 1 по 5 по тому же основанию: подпункту 7, части 10 ст. 33, при этом, в подписных листах в данных о лице, собиравшем подписи, имеются все необходимые сведения, требуемые в законе, и указанные в бланке подписного листа, в том числе, фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия, номер паспорта, дата выдачи, код органа, выдавшего паспорт, адрес места жительства, подпись и дата ее внесения.
Незначительные сокращения не могут служить основанием для признания подписи избирателей недействительными, поскольку сведения, содержащиеся в подписных листах, не препятствуют однозначному восприятию этих сведений. (статья 33 п.12 Закона 67-З).
Оснований для признания указанных подписей в подписных листах недействительными не имеется.
В подписном листе 105 в строке 1 подпись избирателя признана недействительной по основанию, предусмотренному подпунктом 4) части 10 ст. 33 Закона - подписи избирателей, данные о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом.
Осмотром подписного листа установлено, что все данные об избирателе внесены рукописным способом, включая собственноручную подпись избирателя и дату ее проставления. Особенность написания подписи в том, что она похожа на написание печатными буквами, однако, оснований сомневаться в ее действительности не имеется.
Таким образом, из 752 подписей избирателей, сданных заявителем для регистрации, 706 являются достоверными, такого количества подписей достаточно для регистрации кандидата.
Требуемое количество достоверных подписей, необходимых для регистрации кандидата составляет 684.
При этом судом признаны недостоверными следующие подписи, в подписных листах.
В подписных листах с 58-62, 98, 110, 111, 127 признаны недействительными подписи с 1 по 5 по тому же основанию подпункту 7 части 10 ст. 33 Закона 67-З, поскольку сборщиком подписей вместо указания документа, удостоверяющего личность, даты и места выдачи паспорта, даты рождения, указан лишь набор цифр, значение которых неизвестно.
В подписном листе 78 в строке 5 подпись избирателя признана недействительной на законных основаниях, данные об избирателе не содержат адреса, не указан номер дома и квартиры.
Всего 46 подписей.
Принимая во внимание выполнение кандидатом Клюевым А.В. требований Закона об условиях регистрации в качестве кандидата в депутаты городской Думы г.Н.Новгорода пятого созыва, суд считает его заявление о признании незаконным постановления окружной избирательной комиссии одномандатного округа №** по выборам депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода пятого созыва от 3 сентября 2010 года от отказе в регистрации Клюева А. В. кандидатом в депутаты городской Думы города Нижнего Новгорода пятого созыва по одномандатному округу №**, и о регистрации его в качестве кандидата подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 261 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Признать действительными подписи избирателей в следующих подписных листах в поддержку выдвижения кандидатом в депутаты городской Думы города Нижнего Новгорода по одномандатному избирательному округу №** Клюева А. В.: 5 – строка 2; 18-27, 52 – строки с 1-5; 86-88, 99-102,– строки с 1-5; 105 – строка 1.
Признать незаконным постановление №** окружной избирательной комиссии одномандатного округа №** по выборам депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода пятого созыва от 3 сентября 2010 года от отказе в регистрации Клюева А. В. кандидатом в депутаты городской Думы города Нижнего Новгорода пятого созыва по одномандатному округу №**.
Обязать окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа №** по выборам депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода зарегистрировать Клюева А. В. кандидатом в депутаты городской Думы города Нижнего Новгорода пятого созыва по одномандатному избирательному округу №**.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через суд его вынесший в течение 5 дней.