Решение по иску о признании незаконным решение об отказе в назначении трудовой пенсии по старости



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Н.Новгород 15 ноября 2010 года

Московский районный суд г. Н. Новгорода в составе:

председательствующего судьи Айдовой О.В.

с участием представителей Мамлиной Л.С., Мельниковой Г.Ф.

при секретаре Денисовой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козырева А. Н. к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Московском районе г. Н. Новгорода о признании незаконным решения об отказе в назначении трудовой пенсии по старости, включении в страховой стаж периодов работы, назначении досрочной трудовой пенсии,

у с т а н о в и л:

Истец обратился в суд с иском к ответчику, указывая, что с 01.01.1982г. по 01.01.1986г. работал в должности авиационного механика по планеру и двигателям, с 02.07.2007г. по 05.07.2010г. в летно-испытательном цехе № ** (56) Г*, переименованного в ОАО «Н*» и постоянно был занят на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов. Таким образом, за весь период его работы стаж для назначения досрочной пенсии составил 20 лет 3 месяцев и 18 дней, страховой стаж в гражданской авиации составил 27 лет 11 месяцев 06 дней.

Решением ГУ-УПФ в Московском районе № *** от 11.06.2010г. истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Причиной отказа послужило выделение гражданской авиации в самостоятельный вид авиации Воздушным кодексом РФ, утвержденным ФЗ от 19.03.1997г. № 60-ФЗ. При этом период работы с 01.01.1997г. по 31.03.1997г. учесть в стаж в качестве инженерно-технического состава, так и стаж гражданской авиации не представляется возможным, т.к. согласно акта проверки от 18 мая 2010г. Козырев А.Н. находился в административном отпуске. Периоды его работы в указанных выше должностях в летно-испытательном цехе №** (**) до 31.12.1996г. включены в специальный стаж, и, по мнению ответчика, составляют 13 лет 2 месяца и 17 дней при требуемых 20 годах, Кроме того, как указывает ответчик, у истца не хватает страхового стажа в гражданской авиации, который составляет на 31.12.1996г. 20 лет 2 месяца и 27 дней при требуемых 25 годах.

Считает отказ Пенсионного фонда необоснованным, полагает, что имеет право на получение пенсии с учетом данных периодов работы.

Просит признать решение ГУ УПФ РФ в Московском районе г.Н.Новгорода об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, включить в специальный стаж работы в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, период работы с 01.04.1997г. по 03.12.2006г. и с 02.07.2007г. по 14.03.2010г. в должности авиационного техника по планеру и двигателям летно-испытательного цеха № ** (**) Г*, переименованного в ОАО «Н*»; в страховой стаж период работы с 01.04.1997г. по 03.12.2006г. и с 02.07.2007г. по 14.03.2010г. в должности авиационного техника по планеру и двигателям летно-испытательного цеха №** (**); обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию с даты обращения, т.е. с 15 марта 2010г.

В судебном заседании истец поддержал исковые требования.

Представитель ответчика Мамлина Л.С., действующая по доверенности, исковые требования не признала, при этом пояснила, что Постановлением № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд. Вступивший в силу с 01.04.1997г. Воздушный Кодекс РФ от 19.03.1997г. № 60-ФЗ подразделил авиацию на три вида: гражданскую, государственную и экспериментальную, т.е. он определил гражданскую авиацию как самостоятельный вид авиации. В льготной справке не отражено, что истец был занят в гражданской авиации. Завод не предоставил документов, подтверждающих занятость на судах гражданской авиации, а также не подтвердил особые условия труда. В Пенсионный фонд истец обратился 15 марта 2010г. В случае удовлетворения исковых требований, истцу достаточно стажа для удовлетворения исковых требований.

Третье лицо - ОАО «Н*», извещенное надлежащим образом о рассмотрении дела, в судебное заседание своего представителя также не направил, в письменном отзыве просили о рассмотрении дела в его отсутствие, при этом, указывая, что иск Козырева А.Н. считают обоснованным и подлежащим удовлетворению. Согласно Устава ОАО «Н*» основными видами деятельности завода являются разработка, производство и реализация летательных аппаратов военного и гражданского назначения, испытание и ремонт авиационной техники военного и гражданского назначения; согласно сертификата ОАО «Н*» изготавливает самолеты М-*** «Г*» и является держателем Сертификата Типа на это изделие. Согласно Норм летной годности воздушное судно М-*** «Г*» относится к легким воздушным самолетам (л.д.51-52).

Выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом. Государственная пенсия устанавливается законом.

В соответствии с п.п. 15 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста (ст. 7 Закона) мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 и 15 лет и имеющим страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 и 20 лет.

В силу ч.3 ст. 79 ФЗ «О государственных пенсиях в РФ» пенсия в связи с работой в инженерно-техническом составе по обслуживанию воздушных судов устанавливается: мужчинам по достижении возраста 55 лет и при общем трудовом стаже работы в гражданской авиации не менее 25 лет, из них не менее 20 лет по непосредственному обслуживанию воздушных судов;…

Постановлением Совета Министров РСФСР № 459 от 4.09.1991 года «Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением» в указанный список включен п.1 – авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований (л.д. 19-21). Право на пенсию за выслугу лет имеют авиационные техники (механик и, мотористы) всех наименований, мастера всех наименований, инженеры вех наименований, начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, МВД ССР и КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно-исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации. Занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями (л.д. 38-42).

Согласно п.п. «и» п.1 Постановления Правительства РФ № 537 от 18.07.2002г. «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам инженерно-технического состава, занятым на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, - Список должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991г. № 459, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации, засчитываются периоды работы в гражданской авиации в должностях, предусмотренных Списком должностей работников летного состава авиации, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991г. № 459, а также периоды работы в указанных должностях в государственной и экспериментальной авиации.

Судом установлено, что истец Козырев А.Н., 19** года рождения, имеет общий страховой стаж с 1972г., в том числе страховой стаж более 25 лет, в том числе: с 01.01.1982г. по 01.01.1986г. работал в должности авиационного механика по планеру и двигателям ЛИС (летно-испытательной службы), с 02.01.1986г. по 03.12.2006г. и с 02.07.2007г. по 05.07.2010г. – авиационным механиком по планеру и двигателям в летно-испытательном цехе № ** (**) Г*, переименованного в 2002 году в ОАО «Н*». При этом истец был непосредственно занят полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромно-техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, что следует из трудовой книжки истца Козырева А.Н. (л.д.10-20), справок, уточняющих особый характер работ (21-23), списка профессий, дающих право для зачета стажа на пенсию за выслугу лет согласно Постановлению совета Министров СССР № 1412 от 11.12.1987г. (л.д.24-26), списка должностей инженерно-технического состава (л.д.31), а также копий лицевых счетов, заверенных печатью ОАО «Н*» (л.д. 66-137).

В соответствии с Уставами, сертификатом ОАО «Н*» является правопреемником «Н*», Г*, основными видами деятельности которого являются разработка, производство, испытание и ремонт авиационной техники военного и гражданского назначения, её составных частей и систем. Предприятие относится к Министерству авиационной промышленности (в настоящее время Управление авиационной промышленности Федерального агентства по промышленности РФ) (л.д.32,35-42).

Согласно сертификата и сообщения ОАО «Н*» изготавливает самолет М-*** «Г*» и является держателем Сертификата Типа на это изделие, № **********. Назначение самолета – пассажирские и грузовые перевозки. В соответствии с Нормами летной годности М-*** «Г*» относится к легким гражданским самолетам (л.д.32,52).

Как следует из материалов данного гражданского дела решением № *** от 11.06.2010 года истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии ввиду отсутствия требуемого стажа, при этом в специальный стаж включены периоды работы до 01.01.1997г., при этом указано, что с 01.04.1997г. вступил в действие Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997г. № 60-ФЗ, который подразделил авиацию на три вида: гражданскую, государственную и экспериментальную, т.е. он определил гражданскую авиацию как самостоятельный вид авиации, к которой относится авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики. ГУ-УПФ РФ в Московском районе указал, что период работы с 01.01.1997г. по 31.03.1997г. учесть в стаж в качестве инженерно-технического состава, так и стаж гражданской авиации не представляется возможным, т.к. согласно акта проверки от 18 мая 2010г. Козырев А.Н. находился в административном отпуске. Периоды его работы в указанных выше должностях в летно-испытательном цехе №** (**) до 31.12.1996г. включены в специальный стаж, и, по мнению ответчика, составляют 13 лет 2 месяца и 17 дней при требуемых 20 годах, Кроме того, у истца не хватает страхового стажа в гражданской авиации, который составляет на 31.12.1996г. 20 лет 2 месяца и 27 дней при требуемых 25 годах. Кроме того, в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Козырева А.Н. в системе персонифицированного учета за период с 01.04.1997г. по 31.12.2009г. сведения о трудовом стаже указаны без особых условий труда; за период с 01.01.2002г. по 31.12.2003г. сведения, указывающие на особые условия труда имеют расхождения со сведениями указанными в справке, выданной 10.06.2010г. и не подтверждаются первичными документами.

В письме Министерства социального обеспечения РСФСР указывается, что к гражданской авиации относятся предприятия, учреждения и организации Министерства гражданской авиации СССР, Минавиапрома СССР (л.д. 33).

Согласно справки ОАО «Н*» от 28.09.2010г. страховой стаж истца в гражданской авиации с 01.01.1982г. по 03.12.2006г. и с 02.07.2007г. на дату обращения в Пенсионный фонд (15.03.2010г) составляет 27 лет 11 месяцев 06 дней (л.д.23).

Из справки ОАО «Н*» от 10.06.2010г. усматривается, что Козырев А.Н. работал в ОАО «Н*» в производствах и должностях, дающих прав на пенсию за выслугу лет в соответствии с п.п.15 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в качестве авиационного техника (механика) ЛИС в период с 01.01.1982г. по 01.01.1986г., авиационного техника (механика) по планеру и двигателям с 02.01.1986г. по 03.12.2006г. и с 02.07.2007г. (л.д.21). Таким образом, суд приходит к выводу, что на момент обращения истца специальный стаж, дающий право на льготную пенсию, с учетом включения спорных периодов составлял на момент обращения в ПФ РФ более 20 лет.

Учитывая то обстоятельство, что из первичных документов о трудовой деятельности истца – трудовой книжки, льготной справки, которые ответчиком не оспариваются, усматривается, что Козырев А.Н. с 25.09.1972г. по 05.07.2010г. работал в должностях авиационного механика и авиационного техника по планеру и двигателям ЛИС в цехе № ** Г*, переименованного в 2002г. в ОАО «Н*» на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, в том числе в оспариваемые периоды с 01.04.1997г. по 03.12.2006г. и с 02.07.2007г. по 14.03.2010г., суд удовлетворяет требования истца и включает данные периоды в специальный стаж истца, дающий право на досрочную пенсию по старости.

Поскольку на дату 15 марта 2010 года, с которой Козырев А.Н. просит обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пению по старости, истец имел необходимый предусмотренный законом возраст 55 лет (л.д.46), общий страховой стаж более 25 лет, из них более 20 лет в авиационной промышленности в указанных выше должностях, дающих право на досрочное назначение пении по старости, суд признает за истцом с 15 марта 2010 года право на досрочную трудовую пенсию согласно ст. 27 п.1 п.п.15 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», признав незаконным решение ГУ-УПФ РФ в Московском районе г.Н.Новгорода № *** от 11.06.2010г. об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Суд не может согласиться с доводами ответчика об отсутствии у истца требуемого стажа и права на пенсию с момента введения в действие Воздушного кодекса РФ и разграничением авиации на различные виды, поскольку ст. 20 Воздушного кодекса РФ, определившая виды авиации: гражданская, государственная, экспериментальная - относится к главе 3 Кодекса «Государственное регулирование деятельности в области авиации», в связи с чем пенсионные отношения не регулирует. Кроме того, ранее действующее пенсионное законодательство, в том числе ст. 79 Закона «О государственных пенсиях в РФ» по этому вопросу распространялось на указанную категорию инженерно-технического состава, обслуживающих все воздушные суда независимо от вида авиации, о чем также указано в действующем Списке, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР № 459 от 04.09.1991г. При этом ни ст. 27 п.1 п.п.15 Закона «О государственных пенсиях в РФ», ни иное пенсионное законодательство, принятое после введения в действие Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» не регламентирует пенсионного вопроса работников государственной и экспериментальной авиации, в связи, с чем суд полагает, что пенсионные права истца Козырева А.Н., гарантированные Конституцией РФ, не могут быть ущемлены и должны сохраняться до урегулирования их в законодательном порядке, к тому же ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» регулирует сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии и относится к главе 4 «Порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных прав».

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины в размере 200 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Козырева А. Н. удовлетворить.

Признать незаконным решение ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Московском районе г.Н.Новгорода № *** от 11 июня 2010 года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Московском районе г. Н. Новгорода включить в специальный стаж работы Козырева А. Н. в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, исчисленный по фактически отработанному времени период работы с 01.04.1997г. по 03.12.2006г. и с 02.07.2007г. по 14.03.2010г. в должности авиационного техника (механика) по планеру и двигателям летно-испытательного цеха № ** (**) Г*, переименованного в ОАО «Н*», а также в страховой стаж работы в гражданской авиации, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии периоды работы с 01.04.1997г. по 03.12.2006г. и с 02.07.2007г. по 14.03.2010г. в должности авиационного техника (механика) по планеру и двигателям летно-испытательного цеха № ** (**) Г*, переименованного в ОАО «Н*».

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Московском районе г. Н. Новгорода назначить досрочную трудовую пенсию Козыреву А.Н. с 15 марта 2010 года, с учетом указанных периодов работы.

Взыскать с ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Московском районе г. Н. Новгорода в пользу Козырева А. Н. госпошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через районный суд в течение 10 дней.