Решение по иску о признании права собственности в порядке приватизации



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 января 2011 года г. Н.Новгород

Московский районный суд г. Н. Новгорода в составе:

председательствующего судьи Будько Е.В.

при секретаре Китовой Ю.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коломиной О. Н., к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, третьи лица: Администрация г.Н.Новгорода, ОАО «Н*», о признании права собственности в порядке приватизации.

УСТАНОВИЛ:

Истица обратилась в суд с иском к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, третьи лица: Администрация г.Н.Новгорода, ОАО «Н*», указывая, что с 1992 г. проживает и зарегистрирована в общежитии дома *** по ул. Б* г.Н.Новгорода, а с 1994 года в комнате *** названного дома ***. Истица пользуется указанным жилым помещением. В настоящий момент истица лишена возможности приватизировать указанную комнату, поскольку занимаемое ею жилое помещение является собственностью Российской Федерации и в нарушение действующего законодательства в муниципальную собственность не передано в связи с чем Администрация г. Н. Новгорода, являющаяся уполномоченным органом по передаче в собственность граждан жилых помещений, не является собственником данного жилого помещения и заключить договор о его безвозмездной передаче в собственность истца не может, ранее участником приватизации они не являлась. Просит признать за Коломиной О.Н. право собственности на жилое помещение по адресу г.Н.Новгород, ул. Б*, д. ***, ком. ***.

В судебном заседании представитель истицы Вениг З.Н. исковые требования поддержала.

Ответчик Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области в судебное заседание своего представителя не направило, возражений по иску не представило, извещено надлежащим образом.

Третье лицо ОАО «Н*», будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения настоящего дела, в судебное заседание своего представителя не направил, возражений по иску не представил.

Третье лицо Администрация г.Н.Новгорода просила суд рассмотреть дело без участия ее представителя, вопрос рассмотрение данного дела и вынесение по нему решения оставила на усмотрение суда, каких-либо возражений на предмет спора не представила.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц.

Выслушав объяснения истца, проверив материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст.2 п.5 Закона РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» от 3 июля 1991 года №1531, приватизация жилищного фонда регулируется иными законодательными актами.

Согласно п.2 Постановления Верховного Совета РСФСР от 4 июля 1991 года «О введении в действие закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» до приведения действующего законодательства РСФСР и республик в составе РСФСР в соответствие с Законом РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» оно применяется постольку, поскольку не противоречит этому Закону.

Согласно п.п.3,4,2 Указа Президента РФ от 29 января 1992 года №66 с приложением №3 Временного положения о преобразовании государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества, деятельность акционерного общества, созданного путем преобразования государственного или муниципального предприятия, регулируется действующим законодательством РФ и нормативными актами Правительства РФ с учетом особенностей, установленных настоящим положением. В состав имущества государственного, муниципального предприятия, передаваемого в уставной капитал акционерного общества, не включаются и передаются акционерному обществу по договору: объекты, для которых действующим законодательством установлен особый режим приватизации.

Из Указа Президента РФ от 1 июля 1992 года №721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества и п.5 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа следует, что при приватизации государственных предприятий путем их преобразования в акционерные общества открытого типа стоимость объектов, в отношении которых установлен особый режим приватизации, не подлежала включению в уставной капитал акционерного общества.

Изложенное также было закреплено в Указе Президента РФ от 10 января 1993 года №8, согласно которому в целях сохранения функционального назначения и установленного порядка приватизации объектов социальной инфраструктуры при приватизации предприятий, находящихся в государственной собственности, в состав приватизируемого имущества не включаются жилые помещения, жилищный фонд.

Согласно ст.7 Федерального закона РФ от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Согласно п.1 ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ст.60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

2. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Согласно ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991г. № 1541-1 (в ред. от 11.06.2008г.) каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз (в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ).

Согласно ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений (в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федеральных законов от 20.05.2002 N 55-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

Согласно ч.ч. 1, 2, 3 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

В силу ч.ч. 1 и 2 ст. 213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.

2. Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом в целях, предусмотренных пунктом 2 статьи 1 настоящего Кодекса.

Судом установлено, что согласно сообщению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области здание жилого дома (общежития № 5), расположенного по адресу: г.Н.Новгород, ул.Б*, д. ***, относится к федеральной собственности, числится в реестре федерального имущества как объект казны Российской Федерации и находится на балансе ОАО «Н*». В настоящее время Территориальное управление формирует пакет документов в соответствии с требованиями постановления правительства РФ от 13.06.2006г. № 374, необходимый для принятия решения о безвозмездной передаче указанного здания общежития в муниципальную собственности г.Н.Новгорода.

Таким образом, здание общежития ОАО «Н*» по адресу: г.Н.Новгород, ул.Б*, д.*** до настоящего времени в нарушение действующего законодательства не передано в муниципальную собственность, находится на балансе ОАО «Н*».

В соответствии с Указом Президента РФ №8 от 10 января 1993г. в состав приватизируемого имущества объекты жилищного фонда включению не подлежали, общежитие по адресу: г.Н.Новгород, Б*, д.*** должно было быть передано в муниципальную собственность. Суд не может признать указанные действия законными, поскольку в нарушение законодательства после приватизации государственного предприятия общежитие, возведенное до приватизации завода, не было передано в муниципальную собственность, чем нарушены права проживающих в нем граждан на приобретение жилья в порядке приватизации.

Указанное нашло свое отражение в п.20 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2006года, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2006 г., согласно которому на практике имелись случаи, когда в нарушение действующего законодательства после приватизации государственных и муниципальных предприятий жилые помещения в общежитиях не передавались в муниципальную собственность. На данные правоотношения должны распространяться те же положения, регулирующие порядок приватизации, что и при приватизации жилых помещений в общежитиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям. Таким образом, суд считает необходимым применить к спорным правоотношениям положения ЖК РФ о договоре социального найма, нормы Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».

Судом установлено, что Коломина О.Н. проживает в общежитии по адресу: г.Н.Новгород, ул. Б*, д. *** с 1992 года, первоначально с 08.12.1992 г. ей была предоставлена комната № **, впоследствии с 23.02.1994 г. по 05.06.1996 г. в комнате № ***, 05.06.1996 г. по 08.09.2010 в комнатах № ***, 134, с 08.09.2010 в комнате № *** (л.д.4). 16.08.2010 г. между Коломиной О.Н. и ОАО «Н*» заключен договор найма указанного жилого помещения в общежитии.

Судом не установлено обстоятельств, свидетельствовавших бы о нахождении спорного жилого помещения в специализированном жилищном фонде.

Учитывая, что истица пользуются спорным жилым помещением с 1992 года, выполняют обязанности нанимателя, её права на жилое помещение не оспариваются, суд находит Коломину О.Н. приобретшей право пользования жилым помещением по адресу: г.Н.Новгород, ул.Б*, д.*** ком.***.

Ранее Коломина О.Н. проживала и была зарегистрирована по адресу: г.Н.Новгород, ул. К*, д.**, кв. ** в период с 06.05.1992г. по адресу: д. Ч* Л* района Н* области, ул. П*, дом № ** с 12.06.1989 по 01.12.1992 г. (л.д. 5) Согласно справке В* сельсовета Л* муниципального района Н* области от 27.09.2010 № * Коломина О.Н. участия в приватизации жилья сельской администрации не принимала.

В настоящее время Коломина О.Н. намерена реализовать свое право на приватизацию, оформив в собственность комнату *** дома *** по ул. Б* г. Н.Новгорода.

Как следует из сообщений Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области от 24.12.2009г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав на спорный объект недвижимости отсутствуют (л.д.10).

Из справок НФ ФГУП «Р*» № * от 28.09.2010г. следует, что по данным из реестровой книги Московского районного ОТИ и данным Поземельной книги с 30 апреля 1996г. по 01 июля 1998г. регистрация прав собственности по адресу: г.Н.Новгород, ул. Б*, д.***, ком. *** не производилась (л.д.22,23).

Учитывая, что ответчик возражений суду не представил, спорное жилое помещение подлежит приватизации, истица правомерно владеет спорным жилым помещением, оплачивает коммунальные платежи, зарегистрирована и постоянно проживает в комнате, ранее в приватизации не участвовала, однако лишена возможности получить указанное жилое помещение в общежитии в собственность в порядке приватизации, суд полагает возможным признать за Коломиной О.Н. право собственности на занимаемое ею жилое помещение по адресу: г.Н.Новгород, ул. Б*, д. ***, комната № *** и на долю в праве собственности на общее имущество жилого дома.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Коломиной О. Н. удовлетворить.

Признать за Коломиной О. Н. право собственности на жилое помещение, состоящее из комнаты № *** в доме № *** по ул. Б* г.Н.Новгорода, общей площадью 16, 4 кв.м. и на долю в праве собственности на общее имущество жилого дома.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через районный суд в течение 10 дней.