РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 января 2011 года г.Н.Новгород
Московский районный суд г. Н. Новгорода в составе:
председательствующего судьи Будько Е.В.
при секретаре Поповой А.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Климовой Л. Н. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области о признании права собственности на жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Истица обратилась в суд с иском к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, указывая, что является нанимателем комнаты *** в доме *** по ул.Б* г.Н.Новгорода на основании договора найма от №* от 15.09.2010 года, правомерно занимает жилое помещение, зарегистрирована, несет расходы по его содержанию. В настоящее время истица намерена реализовать свое право на приватизацию занимаемого жилого помещения, однако заявление о приватизации в администрации Московского района не приняли, также как и в Территориальном управлении федерального агентства по управлению государственным имуществом не приняли. На обращение в ОАО «Н*» с заявлением о приватизации истицы было отказано ввиду отсутствия полномочий. Считает, что данные отказы связаны с нежеланием заниматься указанным вопросом. Просит признать за ней право на приватизацию комнаты №*** в доме №*** по ул. Б* г.Н.Новгорода, признать за ней право собственности на указанное жилое помещение в порядке приватизации.
Истица в судебное заседание не явилась, обратились с заявлением о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчик – Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, извещенный надлежащим образом о дне и месте слушания дела в судебное заседание своего представителя не направил, возражений в адрес суда не направил.
Представитель третьего лица - Администрация г.Н.Новгорода, извещенный надлежащим образом о рассмотрении дела, в судебное заседание представителя не направил, письменно просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, оставив вынесения решения на усмотрения суда.
Третье лицо – ОАО «Н*» в суд своего представителя не направил, обратился с письменным заявлением, указав, что спорный дом по адресу: г.Н.Новгород, ул. Б*, д.*** был предан ТСЖ «Б*» по акту приема-передачи от 30.11.2010 года, в связи с чем не является собственником жилого помещения и стороной по делу, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст.2 п.5 Закона РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» от 3 июля 1991 года №1531, приватизация жилищного фонда регулируется иными законодательными актами.
Согласно п.2 Постановления Верховного Совета РСФСР от 4 июля 1991 года «О введении в действие закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» до приведения действующего законодательства РСФСР и республик в составе РСФСР в соответствие с Законом РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» оно применяется постольку, поскольку не противоречит этому Закону.
Согласно п.п.3,4,2 Указа Президента РФ от 29 января 1992 года №66 с приложением №3 Временного положения о преобразовании государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества, деятельность акционерного общества, созданного путем преобразования государственного или муниципального предприятия, регулируется действующим законодательством РФ и нормативными актами Правительства РФ с учетом особенностей, установленных настоящим положением. В состав имущества государственного, муниципального предприятия, передаваемого в уставной капитал акционерного общества, не включаются и передаются акционерному обществу по договору: объекты, для которых действующим законодательством установлен особый режим приватизации;
Из Указа Президента РФ от 1 июля 1992 года №721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества и п.5 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа следует, что при приватизации государственных предприятий путем их преобразования в акционерные общества открытого типа стоимость объектов, в отношении которых установлен особый режим приватизации, не подлежала включению в уставной капитал акционерного общества.
Изложенное также было закреплено в Указе Президента РФ от 10 января 1993 года №8, согласно которому в целях сохранения функционального назначения и установленного порядка приватизации объектов социальной инфраструктуры при приватизации предприятий, находящихся в государственной собственности, в состав приватизируемого имущества не включаются жилые помещения, жилищный фонд.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Согласно ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991г. № 1541-1 каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Согласно ч.ч. 1, 2, 3 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В силу ч.ч. 1 и 2 ст. 213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
2. Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом в целях, предусмотренных пунктом 2 статьи 1 настоящего Кодекса.
Судом установлено следующее.
Согласно сообщению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области здание жилого дома, расположенного по адресу: г.Н.Новгород, ул. Б*, д. ***, относится к федеральной собственности, числится в реестре федерального имущества как объект казны Российской Федерации и находится на балансе ОАО «Н*. Данный объект недвижимости имеет статус общежития, относится к специализированному жилищному фонду. В полномочия Территориального управления не входит исключение жилых помещений из состава специализированного жилищного фонда.
Таким образом, здание общежития ОАО «Н*» по адресу: г.Н.Новгород, ул.Б*, д.*** до настоящего времени в нарушение действующего законодательства не передано в муниципальную собственность, находится на балансе ОАО «Н*».
В соответствии с Указом Президента РФ №8 от 10 января 1993г. в состав приватизируемого имущества объекты жилищного фонда включению не подлежали, общежитие по адресу: г.Н.Новгород, Б*, д.*** должно было быть передано в муниципальную собственность. Суд не может признать указанные действия законными, поскольку в нарушение законодательства после приватизации государственного предприятия общежитие, возведенное до приватизации завода, не было передано в муниципальную собственность, чем нарушены права проживающих в нем граждан на приобретение жилья в порядке приватизации.
Указанное нашло свое отражение в п.20 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2006года, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2006 г., согласно которому на практике имелись случаи, когда в нарушение действующего законодательства после приватизации государственных и муниципальных предприятий жилые помещения в общежитиях не передавались в муниципальную собственность. На данные правоотношения должны распространяться те же положения, регулирующие порядок приватизации, что и при приватизации жилых помещений в общежитиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям. Таким образом, суд считает необходимым применить к спорным правоотношениям нормы Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».
Судом установлено, что Климова Л.Н. занимает комнату *** дома *** по ул.Б* г.Н.Новгорода на основании договора найма жилого помещения в общежитии №* от 15.09.2010 года. Из выписки из домовой книги следует, что истица постоянно зарегистрирована в спорном жилом помещении с 15.04.1998 года.
В настоящее время истица намерена реализовать свое право на приватизацию, оформив в собственность комнату №*** в доме *** по ул. Б* г.Н.Новгорода, при этом истица ранее в приватизации не участвовала.
Как следует из сообщений Федерального агентства кадастра объектов недвижимости ФГУП «Р*» от 29.06.2010 года по данным Поземельной книги с 30 апреля 1996 года по 1 июля 1998 года регистрация права собственности на объект недвижимого имущества ком.*** дома *** по ул. Б* не производилась, также по данным реестровой книги Московского районного ОТИ регистрация права не производилась (л.д.13,14).
Согласно представленного суду ОАО «Н*» акта приема-передачи от 30.11.2010 года по спорному дому в настоящее время передана техническая документация для управления домом *** по ул. Б* г.Н.Новгорода ТСЖ «Б*» (л.д.30-35).
Судом не установлено обстоятельств, свидетельствовавших бы о нахождении спорного жилого помещения в специализированном жилищном фонде.
Учитывая, что ответчик возражений суду не представил, спорное жилое помещение подлежит приватизации, истица правомерно владеет спорным жилым помещением, оплачивает коммунальные платежи, зарегистрирована и постоянно проживает в комнате, ранее в приватизации не участвовала, лишена возможности получить указанное жилое помещение в общежитии в собственность в порядке приватизации, суд полагает возможным признать за Климовой Л.Н. право на приватизацию и признать за ней право собственности на занимаемое жилое помещение по адресу: г.Н.Новгород, ул. Б*, д. ***, комната №*** в порядке приватизации.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Климовой Л. Н. удовлетворить.
Признать за Климовой Л. Н. право на приватизацию жилого помещения №*** в доме № *** по ул. Б* г.Н.Новгорода.
Признать за Климовой Л. Н. право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: г.Н.Новгород, ул.Б*, д.*** комната ***, общей площадью 13,3 кв.м., жилой площадью 13,3 кв.м. в порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через районный суд в течение 10 дней.