Именем Российской Федерации
г.Н.Новгород 19 января 2011 года
Московский районный суд г.Н.Новгорода в составе председательствующего судьи Лопатиной И.В., при секретаре Птушко Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
Заявлению Калюта Н. А. об обжаловании действий Управления социальной защиты населения Московского района г.Н.Новгорода,
У С Т А Н О В И Л:
Калюта Н.А. обратилась в суд с заявлением об обжаловании действий Управления социальной защиты населения Московского района, указывая, что обратилась в органы социальной защиты населения Московского района для получения статуса вдовы участника Великой отечественной войны. В соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», вдовы участников ВОВ имеют право на льготы, в том числе и на получение социального жилья. Свое жилье семья Калюта утратила в результате мошеннических действий. При жизни К* и Калюта Н.А. обратились в администрацию Московского района г.Н.Новгорода для постановки на учет в качестве семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий. 03 сентября 2010г. К* умер. Чтобы иметь возможность получить жилье в соответствии с ФЗ «О ветеранах», Калюта Н.А. необходимо получить справку в органах социальной защиты о том, что она является вдовой участника Великой отечественной войны. С этой целью, Калюта Н.А. направила в органы социальной защиты заявление с соответствующим пакетом документов. 20 декабря 2010г. Калюта Н.А. получила официальный отказ, в виду того, что удостоверение участника Великой отечественной войны на имя К* выдано республикой К*, а это значит, что данное удостоверение не имеет юридической силы на территории Российской Федерации. Заявительница считает, что Управлением социальной защиты населения Московского района принято незаконное решение об отказе в выдаче документа, подтверждающего статус вдовы участника Великой отечественной войны, в результате чего ей созданы препятствия для реализации права на меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом «О ветеранах», в том числе на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем. Заявительница просит признать отказ Управления социальной защиты населения Московского района выдать справку, устанавливающую статус Калюта Н. А., как вдовы участника ВОВ незаконным, создающим препятствие к осуществлению Калюта Н.А. мер социальной поддержки, гарантированных федеральным законом «О ветеранах». Обязать Управление социальной защиты населения Московского района, выдать справку, устанавливающую статус Калюта Н.А., как вдовы участника ВОВ.
В судебное заседание заявительница Калюта Н.А. не явилась, о месте и времени рассмотрения заявления извещена надлежащим образом, представители заявителя Рустамова Н.Г., Павлова Л.Г., действующие на основании доверенности, заявление поддержали.
Представители заинтересованного лица УСЗН Московского района, Решанова М.Н., Козырева О.В., заявление посчитали необоснованным, дополнительно пояснили суду, что выдать справку Калюта Н.А., как вдове участника ВОВ не представляется возможным, поскольку основным документом, подтверждающим статус участника ВОВ, является удостоверение участника ВОВ, представленный дубликат удостоверения серия * № * от 20.07.1994г., выданный Советским районным военным комиссариатом г.А*, республики К* на имя К*,не имеет юридической силы на территории РФ, как выданное другим государством. Кроме того, согласно ответам на запросы, поступившим из Центрального архива Министерства обороны РФ, в приказе Я* № 8 от 25 августа 1945г. значится «Полагать прибывшими … кандидата Калюта, из краткосрочного отпуска, г.П*, с 18 августа 1945г.» В приказах данной школы за июнь-ноябрь 1945г., зачисление и убытие курсантского, сержантского, рядового состава и кандидатов в курсанты, отражено количественно и частично списками, в которых К* не значится. Янковская военная школа авиационных механиков в 1945г. в состав действующей армии не входила.
Выслушав доводы представителей заявителя, представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявления.
Согласно ч. 1 ст. 2 ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995г. № 5 -ФЗ, ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
Согласно ч. 1 ст. 21 ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995г. № 5 –ФЗ, меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.06.2009 N 135-ФЗ)
1) льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
2) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
3) преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;
4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения;
(в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ, от 06.05.2010 N 79-ФЗ)
5) - 6) утратили силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
7) сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены при жизни погибшего (умершего) в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а в поликлиниках и других медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации - законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
(пп. 7 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
8) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
9) оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семьи погибшего (умершего), совместно с ним проживавшими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
10) оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации); лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом семей погибших (умерших) производится в первоочередном порядке. Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда. Указанные меры социальной поддержки предоставляются независимо от того, кто из членов семьи погибшего (умершего) является нанимателем (собственником) жилого помещения;
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 27.07.2010 N 237-ФЗ)
11) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
12) при наличии медицинских показаний преимущественное обеспечение по последнему месту работы погибшего (умершего) путевками в санаторно-курортные организации;
13) - 14) утратили силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
15) первоочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, внеочередной прием на обслуживание отделениями социальной помощи на дому супруги (супруга) погибшего (умершего).
Согласно п. 2 Постановления Минтруда РФ от 11.10.2000г. № 69 « Об утверждении Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов ВОВ, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных ФЗ «О ветеранах», права и льготы, установленные Федеральным законом "О ветеранах", предоставляются в следующем порядке:
участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а", "б", "г", "ж" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", - на основании удостоверения участника войны, выданного в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1978 г. N 907, либо на основании удостоверения ветерана Великой Отечественной войны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 1999 г. N 1122.
Подтверждающими документами могут служить: личные дела военнослужащих, военные билеты, красноармейские книжки, выданные в период войны или период других боевых операций по защите Отечества предписания, справки архивных учреждений (в том числе Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной пограничной службы Российской Федерации), справки военно - лечебных учреждений о ранениях, контузиях или заболеваниях, полученных на фронте, а в отношении партизан и членов подпольных организаций, действовавших в период войны или период других боевых операций по защите Отечества на оккупированной территории, - удостоверение партизана Великой Отечественной войны, справки штабов партизанского движения Великой Отечественной войны, справки архивных учреждений и решения областных комиссий по делам бывших партизан о принадлежности к партизанам и подпольщикам; документы, подтверждающие участие в боевых действиях против фашистской Германии и ее союзников на территориях зарубежных стран в составе антифашистских формирований (документы о наградах зарубежных стран за участие в антифашистском движении, справки архивных учреждений, справки компетентных органов, общественных ветеранских организаций зарубежных стран и другие документальные подтверждения участия в боевых действиях).
Судом установлено, что 22.11.2010г. Калюта Н.А. обратилась в УСЗН Московского района г.Н.Новгорода с заявлением на получение справки о том, что она является вдовой участника ВОВ, К*.умершего 03.09.2010г. К заявлению были приложены следующие документы: свидетельство о браке, справка о смерти К*,дубликат удостоверения участника ВОВ на имя К*,военный билет на имя К*.
17.12.2010г. Калюта Н.А. был получен ответ УСЗН Московского района г.Н.Новгорода, согласно которому, выдать справку Калюта Н.А., как вдове участника ВОВ, не представляется возможным, поскольку основным документом, подтверждающим статус участника ВОВ, является удостоверение участника ВОВ, представленный дубликат удостоверения серия * № * от 20.07.1994г., выданный Советским районным военным комиссариатом г.А*, республики К* на имя К*,не имеет юридической силы на территории РФ, как выданное другим государством. На основании всех представленных архивных документов, служба К* подтверждается только с 17 ноября 1945г., в связи с чем, признать К* ветераном ВОВ не представляется возможным.
Заявитель Калюта Н.А. не согласна с отказом УСЗН Московского района г.Н.Новгорода, поскольку считает, что представленный ею дубликат удостоверения участника ВОВ на имя К* должен быть принят как доказательство участия ее умершего супруга в ВОВ.
В соответствии со ст. 246 ч.3 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Действительно согласно ст.13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года, ратифицированной Российской Федерацией и Республикой Казахстан, документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения.
Однако суд считает, что в данном случае положения Конвенции не могут быть применены, поскольку документ—удостоверение серия *№ *, выданное 20 июля 1994 года, не отвечает требованиям, в ней указанным, а именно: гербовая печать размыта, нет указания на лицо, подписавшее данное удостоверение, а, следовательно, не возможно проверить в пределах ли своей компетенции оно действовало, представленный документ является дубликатом, а не подлинником.
Кроме того, на печати, проставленной в удостоверении, указано «К*», тогда как дата выдачи удостоверения «20 июля 1994 г.» На 1994 год К* уже не существовало. В Республике К* Декларация о государственном суверенитете (независимости) была принята 25 октября 1990 года. Что также позволяет усомниться в подлинности данного документа.
В соответствии с ч.4 ст. 71 ГПК РФ документ, полученный в иностранном государстве, признается письменным доказательством в суде, если не опровергается его подлинность, и он легализован в установленном порядке.
Легализация документов не требуется в отношениях между странами - участниками Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, от 5 октября 1961 г. Участниками этой Конвенции являются и К* (с 5 апреля 2000 г..), и Российская Федерация (с 31 мая 1992 г.).
Вместо легализации страны - участницы Конвенции для подтверждения подлинности документа используют проставление апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен. Апостиль в соответствии со ст. 4 Конвенции проставляется на самом документе или на отдельном листе, скрепляемом с документом, он должен соответствовать образцу, приложенному к Конвенции.
Апостиль к удостоверению К* не приложен, что не позволяет установить его подлинность.
Учитывая, что наличие справки, подтверждающей статус заявителя Калюты Н.А. как вдовы участника ВОВ, предоставит ей возможность пользоваться льготами, предоставленными ст. 21 ч.1 ФЗ «О ветеранах», а удостоверение участника ВОВ на имя Калюты Н.А. вызывает сомнения в его подлинности, суд считает невозможным признать заявление истицы обоснованным.
Таким образом, действия УСЗН Московского района г.Н.Новгорода являются законными и оснований для обязания данного органа выдать заявителю справку, устанавливающую статус Калюта Н.А., как вдовы участника ВОВ, на основании дубликата удостоверения участника ВОВ, выданного Советским районным военным комиссариатом г.А* К*, не имеется.
Отказ в удовлетворении заявления о признании незаконными действий УСЗН Московского района г.Н.Новгорода не лишает заявителя Калюта Н.А. права на обращение в суд с иском об установлении статуса вдовы участника ВОВ на основании иных документов, подтверждающих статус ее супруга К* как участника ВОВ (архивных справок, личного дела и т.п.).
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199,250,258 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления Калюта Н. А. о признании незаконным отказа Управления социальной защиты населения Московского района г.Н.Новгорода в выдаче справки, устанавливающей статус Калюта Н. А. как вдовы участника ВОВ, и обязании УСЗН Московского района г.Н.Новгорода выдать такую справку отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.