РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 января 2011 года.
Московский районный суд г. Н. Новгорода в составе
председательствующего судьи Якимова И.А.
с участием представителя Кузнецовой Т.А, Глушко Т.В.,
при секретаре Массовой М.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Толстолуцкой А. В. к администрации Московского района г. Н. Новгорода, Министерству социальной политики Нижегородской области, о признании незаконным решения об отказе в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
Истица обратилась в суд с иском к администрации Московского района г. Н. Новгорода, указывая, что она является участницей Великой Отечественной войны. Проживает в квартире, общей площадью 38,7 кв. м, жилой площадью 16,9 кв. м по адресу: г. Н. Новгород, ул. К*, **-***. Квартира находится в собственности ее внука. Кроме нее в квартире постоянно проживают и зарегистрированы еще три человека. Другое жилье у нее отсутствует. На нее и каждого из проживающих в квартире приходится 9,6 кв. м общей жилой площади, что менее учетной нормы для г. Н. Новгорода. Истица в соответствии с требованиями закона, собрав все необходимые документы, 30.03.2010 года обратилась в администрацию Московского района г. Н. Новгорода с заявлением о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий участников Великой Отечественной войны. Однако письмом от 20.04.2010 года администрация Московского района сообщила ей об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как участнику Великой Отечественной войны, в связи с тем, что она в 2007 году произвела отчуждение жилого помещения, расположенного по адресу: ул. Б*, ** кв. *, что расценено органом местного самоуправления как совершение действий, приведших к ухудшению жилищных условий. В связи с этим постановка на учет возможна не ранее чем через пять лет со дня совершения этих действий.
Она не согласна с данной мотивировкой отказа. Намерения продавать квартиру, чтобы встать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий у нее не было. Квартира гостиного типа приобретена по семейной договоренности на определенный срок до нуждаемости ее внука, которому в **** г. было 18 лет, в жилье. Квартира приобретена не на ее средства, а на заемные средства членами ее семьи, в том числе на кредитные средства, полученные ее дочерью в С* на покупку данной квартиры. Кредит выплачивала ее дочь. Внук после вступления в брак жил на частной квартире, давая ей возможность жить в гостинке. В 2006 году у него родился ребенок и семья стала нуждаться в жилье, что и послужило причиной отчуждения ею жилого помещения. С момента отчуждения квартиры и до момента обращения с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении прошло более двух лет, в связи с чем в ее действиях, не было намеренности. Преднамеренно она не ухудшала жилищные условия с целью встать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Кроме того, ей разъяснили на тот момент, что для постановки на учет семья должна быть малообеспеченной, и на очередь надо было встать до 1.01.2005 года. Поэтому на получение жилья она не рассчитывала. Она обратилась с заявлением о постановке на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, с целью обеспечения жильем, как участника Великой Отечественной войны, на основании Указа Президента РФ от 7.05.2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Об этом Указе она в 2007 году не могла знать, что подтверждает, что ее действия не носили намеренного характера. Истица просила признать отказ ответчика в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий необоснованным. Обязать администрацию Московского района г. Н. Новгорода поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Кузнецова Т.А. поддержала иск.
Судом к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство социальной политики Нижегородской области, в качестве третьего лица – администрация г. Н. Новгорода.
Представитель администрации Московского района г. Н. Новгорода Глушко Т.В. иск не признала. При этом пояснила, что единственным критерием для получения ветеранами Великой Отечественной войны мер социальной поддержки по обеспечению жильем является нуждаемость указанных категорий граждан в улучшении жилищных условий. Порядок постановки на учет указанной категории граждан регулируется Законом Нижегородской области от 16.11.2005 N 179-З "О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
Статья 3 Закона предусматривает основанием для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма обеспеченность общей жилой площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Учетная норма по г. Н. Новгороду установлена 10 кв. м общей жилой площади жилого помещения на одного человека. Истица имела в собственности однокомнатную благоустроенную квартиру общей площадью 26,7 кв. м, право собственности на которую прекращено 10.09.2007 года путем ее передачи (продажи без денег) в собственность семьи внука К*.С регистрационного учета из указанной квартиры она снялась лишь через два года – 26.10.2009 года. С 26.10.2009 года около двух недель была зарегистрирована в трехкомнатной квартире своей дочери, Кузнецовой Т.А., на регистрационном учете в данном жилом помещении дочь истицы состоит одна. Но истица вновь ухудшила свои жилищные условия, зарегистрировалась в однокомнатной квартире внука, где потом были зарегистрированы лица, не являющиеся родственниками истицы и ее внука. Считает, что администрация Московского района обоснованно приняла решение об отказе в постановке Толстолуцкой А.В. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л.д. 34,35).
Представитель Министерства социальной политики Нижегородской области иск также не признал. В возражениях на иск указывает, что истица проживает в квартире по К*, **-***, площадь которой составляет 38,7 кв. м, в квартире зарегистрировано 4 человека. В связи с этим обеспеченность Толстолуцкой А.В. общей жилой площадью менее 10 кв. м, то есть меньше учетной нормы по г. Н. Новгороду. Однако администрацией Московского района установлено, что имел место факт отчуждения Толстолуцкой А.В. жилого помещения по адресу: ул. Б*, **-*. Данный объект является жилым помещением. Сделка по отчуждению совершена перед обращением истца в администрацию, что относится к действиям, приведшим к ухудшению жилищных условий, в связи с чем истица может быть принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. В связи с этим распоряжение администрации Московского района от 20.04.2010 года об отказе истцу в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях является правомерным. Для предоставления мер социальной поддержки в виде однократной выплаты на приобретение жилья Толстолуцкая А.В. должна быть признана нуждающейся в жилом помещении органом местного самоуправления по месту ее проживания. Министерство данными полномочиями не наделено и является ненадлежащим ответчиком (л.д. 67-69).
Представитель администрации г. Н. Новгорода в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Возражений по иску не представил. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 51 ЖК РФ предусматривает основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма
1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно статье 54 ЖК РФ:
1. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
В силу статьи 53 ЖК РФ:
Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Статья 5 Закона Нижегородской области от 16.11.2005 N 179-З "О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусматривает:
1. Основанием для принятия на учет является заявление гражданина о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма, (далее - заявление) в орган, осуществляющий принятие на учет.
3. Гражданин подает заявление по форме, установленной Правительством Нижегородской области. Заявление подписывается проживающими совместно с ним членами семьи, желающими получить другое жилое помещение по договору социального найма вместе с заявителем.
4. С заявлением представляются:
2) документы, подтверждающие отнесение заявителя к категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений по договорам социального найма в соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (для иных категорий граждан, определенных федеральными законами и законами Нижегородской области);
3) документы, подтверждающие право заявителя быть признанным нуждающимся в жилом помещении, а именно:
а) документы, подтверждающие состав семьи (паспорт, иные документы, удостоверяющие личность и степень родства членов семьи заявителя: свидетельство о рождении (для несовершеннолетних), свидетельство о заключении (расторжении) брака, судебное решение о признании членом семьи);
б) выписка из домовой книги и выписка из финансового лицевого счета;
в) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор социального найма, ордер, решение о предоставлении жилого помещения);
г) документы о наличии или отсутствии у заявителя и каждого члена его семьи жилых помещений на праве собственности, выданные органами государственной регистрации недвижимого имущества;
е) документы, подтверждающие наличие предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях (при наличии таких оснований).
В силу статьи 7 Закона Нижегородской области от 16.11.2005 N 179-З:
1. В соответствии с частью 5 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации решение о принятии на учет либо об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления и иных представленных документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
2. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет (об отказе в принятии на учет) выдает или направляет гражданину, подавшему заявление, документ, подтверждающий принятие такого решения.
3. Решение об отказе в принятии на учет может быть обжаловано в судебном порядке.
Статья 14 федерального закона РФ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» предусматривает меры социальной поддержки инвалидов войны
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения;
(в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ, от 06.05.2010 N 79-ФЗ)
Статья 15. Меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
3) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения;
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ, от 06.05.2010 N 79-ФЗ)
Статья 2 федерального закона от 6.05.2010 года № 79-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» предусматривает:
2. Действие положений подпункта 4 пункта 1 статьи 14, подпункта 3 пункта 1 статьи 15, подпункта 4 статьи 17, подпункта 3 пункта 1 статьи 18 и подпункта 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.
Статья 23.2. Обеспечение мер социальной поддержки ветеранов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению их жильем
(введена Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ)
1. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
(в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ)
6. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
(ст. 23, Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (принят ГД ФС РФ 16.12.1994))
Принятый во исполнение указанных положений федерального закона «О ветеранах» Закон Нижегородской области № 68-З от 7.07.2006 года «О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области» предусматривает формы предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем:
Статья 2 (в ред. Закона Нижегородской области от 04.02.2010 N 17-З)
1. Меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются отдельным категориям граждан, установленным подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", в форме предоставления жилого помещения по договорам социального найма.
2. По письменным заявлениям отдельных категорий граждан, установленных подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", обеспечение жильем может осуществляться в форме однократного предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома).
Постановлением Правительства Нижегородской области от 24.03.2010 N 148 "Об организации работы по реализации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области" утвержден Порядок организации работы по реализации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области, который предусматривает:
3.2. По письменным заявлениям отдельных категорий граждан, установленных подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", обеспечение жильем может осуществляться в форме однократного предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома).
В судебном заседании установлено, что истица Толстолуцкая А.В., **.**.**** года рождения, является участником Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением, выданным военным комиссариатом 3.06.1981 г., имеет право на льготы, установленные ст. 14 федерального закона «О ветеранах» (л.д. 10). С 11.11.2009 года она зарегистрирована и проживает по месту жительства: г. Н. Новгород, ул. К*, **-***. Вместе с истицей по указанному адресу зарегистрированы и проживают ее внук, К*,собственник жилого помещения, а также М* и гражданская жена внука истицы, Г* (л.д. 8). Жилое помещение – однокомнатная квартира общей площадью 38,70 кв. м, в том числе жилой площадью 16,90 кв. м, принадлежит на праве собственности внуку истицы – К*.
Как следует из материалов дела, истица первоначально обратилась с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении 28.12.2009 года (л.д. 93). Ей был дан ответ за подписью исполняющего обязанности главы администрации Московского района о необходимости представить выписки из лицевого счета и домовой книги по квартирам, где она проживала в течение последних 5 лет: ул. Б*, **-* и ул. П*, *-** (л.д. 94). Истица повторно обратилась с заявлением в администрацию Московского района с приложением предусмотренных указанным законом Нижегородской области документов 30.03.2010 года (л.д. 95). Распоряжением главы администрации Московского района от 20.04.2010 года № * Толстолуцкой А.В., участнику Великой Отечественной войны, было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях в соответствии со ст. 53 ЖК РФ, ст. 8 Закона Нижегородской области N 179-З "О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" вследствие намеренного ухудшения жилищных условий (л.д. 77).
20.04.2010 года Толстолуцкой А.В. направлено сообщение об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, представляемых по договорам социального найма, как участнику Великой Отечественной войны, в связи с тем, что ею 10.09.2007 года произведено отчуждение жилого помещения, расположенного по адресу: ул. Б*, **-*, что в соответствии со ст. 8 Закона Нижегородской области от 16.11.2005 года «О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договором социального найма» относится к действиям, приведшим к ухудшению жилищных условий и является основанием для отказа в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 7). При этом разъяснено, что она может быть принята на учет нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Не согласившись с данным распоряжением, Толстолуцкая А.В. обратилась в суд с указанным иском.
Согласно ст. 8 Закона Нижегородской области от 16.11.2005 N 179-З "О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (принят постановлением ЗС НО от 27.10.2005 N 1688-III))
1. Отказ в принятии граждан на учет в соответствии с частью 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации допускается в случае, если:
3) граждане с намерением приобрести право состоять на учете в течение пяти лет до дня подачи заявления совершили действия, приведшие к ухудшению жилищных условий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
3. К действиям, приведшим к ухудшению жилищных условий, относятся, в частности,
5) отчуждение жилого помещения, доли жилого помещения, за исключением безвозмездной передачи жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 года № 258-О-О: по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Действительно согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе права на объект недвижимого имущества от 13.04.2010 года, Толстолуцкой А.В. принадлежала на праве собственности однокомнатная квартира по ул. Б*, **-* г. Н. Новгорода общей площадью 26,70 кв. м. По договору купли-продажи 22.08.2007 года она передала указанную квартиру своему внуку, К*, его жене, К** и сыну К***. (л.д. 90,84,85).
Однако, оценивая фактические обстоятельства дела, представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что нет оснований полагать, что истица совершила умышленные и недобросовестные действия, приведшие к искусственному ухудшению жилищных условий, с намерением приобрести право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
Как установлено в судебном заседании, фактически квартира * дома ** по ул. Б* была приобретена дочерью истицы Кузнецовой Т.А. за счет кредитных средств по кредитному договору со С* от 22.06.2001 года, а также на заемные средства. Истица денежных средств в приобретение квартиры не вкладывала. Погашала кредит Кузнецова Т.А. Кузнецовой Т.А. жилое помещение приобреталось изначально для ее сына, К*, о чем было известно и Толстолуцкой А.В. По договоренности между членами семьи квартира в 2001 году была формально зарегистрирована на Толстолуцкую А.В., поскольку К* было 18 лет и его мать опасалась, что квартиру он может не сохранить. Проживание истицы в данном жилом помещении было временным. Впоследсвии К* женился, **** года в семье К* родился ребенок, в связи с чем они стали нуждаться в улучшении жилищных условий. В соответствии с ранее имевшейся договоренностью Толстолуцкая квартиру передала семье внука по договору купли-продажи. При этом каких-либо денежных средств по договору истица не получала, что не отрицается представителем администрации Московского района.
Эти обстоятельства, кроме указанных документов, подтверждаются копией кредитного договора с Кузнецовой Т.А. от 22.06.2001 года, согласно которому ей был предоставлен кредит на приобретение квартиры по ул. Б*, **-* (л.д. 37-43), обязательством заемщика (л.д. 44).
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля К* пояснил, что квартира по ул. Б*, **-* приобреталась его матерью, Кузнецовой Т.А., для него в 2001 году, на кредитные средства. Также он сам для покупки квартиры занимал деньги. Первоначально в квартире проживала его бабушка, истица Толстолуцкая А.В., с 2001 года до 2007 года, но фактически все коммунальные платежи оплачивал он, периодически пользовался квартирой. Но когда у него родился ребенок, члены семьи решили, что в данной квартире будет проживать он с семьей, поскольку до этого они вынуждены были жить на съемных квартирах. В 2007 году был заключен договор купли-продажи квартиры с Толстолуцкой А.В., по которому он, его жена и ребенок стали собственниками квартиры в равных долях. Однако фактически денежных средств по договору они истице не передавали. В настоящее время истица проживает в однокомнатной квартире по ул. К*, **-*** с его братом, гражданской женой брата и их родственником М*. Эта квартира осталась брату по наследству после смерти их отца. Другого жилья у истицы нет (л.д. 101).
Свидетель К. пояснил, что является знакомым К* С 2001 года он периодически приходил к К* в квартиру на ул. Б*, **-*. В данной квартире проживала бабушка К*- Толстолуцкая А.В., сам С. с женой также периодически проживал в квартире. В 2007 году К* с женой стали постоянно проживать в данной квартире. Ему известно, что эту квартиру С. купила мать в 2001 году. Также он давал К* взаймы деньги для приобретения данной квартиры (л.д. 102).
Таким образом, истица, являясь номинально собственником квартиры * дома ** по ул. Б* г. Н. Новгорода, реально данную квартиру не приобретала, не несла расходов по ее содержанию, по договоренности с членами семьи: дочерью Кузнецовой Т.А. и внуком К*,квартира была приобретена для внука истицы. Вопросы по содержанию жилого помещения, распоряжению квартирой также решали фактические собственники: внук и дочь истицы.
При таких обстоятельствах сделка по регистрации данного жилого помещения на истицу была совершена без намерения создать соответствующие правовые последствия и реально прав и обязанностей в отношении жилого помещения она не осуществляла. Об этом свидетельствует и то, что переход права собственности на внука истицы и членов его семьи оформлен по договору продажи от 22.08.2007 года без оплаты денежных средств. В связи с этим сам по себе указанный договор не свидетельствует о каком-либо намеренном ухудшении истицей жилищных условий.
Кроме того, суд учитывает, что Толстолуцкая А.В. заключила договор продажи квартиры в августе 2007 года. На указанный период времени она не состояла на учете нуждающихся в жилых помещениях, не обращалась с заявлениями о постановке ее на учет нуждающихся в жилых помещениях. С заявлением о постановке на учет она обратилась впервые в декабре 2009 года, по истечении более двух лет со дня продажи квартиры.
По действующему законодательству на указанный период времени – 2007 год, обеспечению жильем подлежали ветераны Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1.01.2005 года. Только с принятием Указа Президента РФ от 7.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» в редакции от 9.01.2010 года данное ограничение было отменено.
Действия фактических собственников квартиры также являются разумными и добросовестными: Кузнецова Т.А. для обеспечения жильем своего сына, К*,на свои средства и с его материальным участием приобрела квартиру по ул. Б*, **-*, рассчитывая, что К* будет проживать там после создания собственной семьи. Они также не могли знать в 2007 году о том, что истица, как участник Великой Отечественной войны, может быть поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Основания для постановки на учет Толстолуцкой А.В. появились лишь после издания Указа Президента РФ от 9.01.2010 года.
Эти обстоятельства, установленные в судебном заседании, свидетельствуют о том, что истица при оформлении квартиры на своего внука в 2007 году не имела и не могла иметь намерения искусственно ухудшить свои жилищные условия с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма. В соответствии с положениями ст. 10 ГК РФ, согласно которым разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются, правовой позицией, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 года № 258-О-О, ее действия следует признать добросовестными, в них не усматривается какого-либо злоупотребления правом.
До 2001 года Толстолуцкая А.В. также не имела в собственности либо в пользовании по договору найма жилого помещения, с разрешения своей дочери временно проживала в ее квартире в г. Д* Н* области.
Что касается возражений администрации г. Н. Новгорода, изложенных в письменном отзыве, о том, что истица снялась с регистрационного учета из квартиры по ул. Б*, **-* только в 2009 году, после чего с 26.10.2009 года около двух недель была зарегистрирована в трехкомнатной квартире дочери, Кузнецовой Т.А., и вновь ухудшила жилищные условия, выписавшись из трехкомнатной квартиры и зарегистрировавшись в однокомнатной квартире внука, то суд считает их неосновательными.
В судебном заседании установлено, что истица в квартире дочери Кузнецовой Т.А. по ул. П* *-**, была зарегистрирована с 26.10.2009 г. по 17.11.2009 года (л.д. 83), фактически не вселялась в квартиру и не проживала в ней. Регистрацию в квартире объясняет необходимостью сохранить возможность медицинского обслуживания в поликлинике по месту жительства. Право пользования жилым помещением связано не с регистрацией в жилом помещении, а с вселением в него в установленном порядке. Поскольку права пользования данной квартирой истица не приобрела, жилое помещение не может учитываться при определении обеспеченности ее жилой площадью. Из квартиры по ул. Б*, **-*, она сразу вселилась в однокомнатную квартиру по ул. К* **-***. В данной квартире Толстолуцкая А.В. фактически проживает до настоящего времени, зарегистрирована в ней в соответствии с требованиями закона (л.д. 79).
Кроме того, данное обстоятельство не указывалось администрацией Московского района в качестве основания для отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, поэтому ссылка в отзыве на него не обоснована.
Таким образом, истица в настоящее время проживает в однокомнатной квартире по ул. К*, **-***, общей площадью 38,7 кв. м, в которой зарегистрировано 4 человека, на каждого из проживающих приходится менее 10 кв. м общей площади жилого помещения.
Постановлением Городской думы г. Н. Новгорода от 16.03.2005 г. № 14 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения в г. Н. Новгороде» учетная норма в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена в размере 10 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека для проживающих в отдельных квартирах (доме).
В связи с этим отказ администрации Московского района г. Н. Новгорода в постановке истицы на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не может быть признан законным и обоснованным.
В соответствии с указанным законом Нижегородской области № 179 –З Толстолуцкая А.В. подлежит принятию на учет нуждающихся в жилых помещениях, как участник Великой Отечественной войны. Оснований для отказа в постановке ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не имеется.
Для включения Министерством социальной политики Нижегородской области в сводный список граждан, вставших на учет и имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» истица должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий органом местного самоуправления. Кроме того, для предоставления мер социальной поддержки необходимо письменное заявление лица, принятого на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем истица вправе подать такое заявление после принятия ее на учет. В исковом заявлении Толстолуцкая А.В. требует обязать администрацию Московского района поставить ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Иных требований истица не заявляла, в связи с чем суд полагает, что Министерство социальной политики является ненадлежащим ответчиком по заявленному иску. Иск к Министерству социальной политики Нижегородской области не подлежит удовлетворению.
С учетом изложенного исковые требования Толстолуцкой А.В. подлежат частичному удовлетворению. В остальной части иска суд отказывает за необоснованностью.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Толстолуцкой А. В. удовлетворить частично: признать незаконным отказ администрации Московского района г. Н. Новгорода в принятии ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Обязать администрацию Московского района г. Н. Новгорода поставить Толстолуцкую А. В. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, как участника Великой Отечественной войны.
В части иска к Министерству социальной политики Нижегородской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через районный суд в течение 10 дней.