Решение по иску о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включении в стаж периодов работы



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 июля 2011 года г.Н.Новгород

Московский районный суд г. Н. Новгорода в составе:

председательствующего судьи Айдовой О.В.

с участием истца Матросовой В.А., адвоката Глазковой Л.К.

при секретаре Пузановой О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Матросовой В. А. к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в М* районе г. Н. Новгорода о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включении в стаж периодов работы,

УСТАНОВИЛ:

Истец Матросова В.А. обратилась в суд с иском к ответчику, указывая, что 15 марта 2011г. она обратилась в УПФ М* района с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости по п.п. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Однако решением ГУ-УПФ РФ в М* районе г.Н.Новгорода № * от 08.04.2011г. ей было отказано в связи с отсутствием требуемого педагогического стажа. Не были приняты во внимание некоторые периоды ее работы, в результате специальный стаж, по мнению ответчика составил 15 лет 10 месяцев 28 дней.

С решением ГУ УПФ РФ в М* районе г.Н.Новгорода она не согласна, считает отказ в назначении досрочной трудовой пенсии необоснованным. При подсчете продолжительности специального стажа не были включены периоды работы в должности п* дополнительного образования: с 09.09.2000г. по 22.06.2006г. в К* «Ю*» С* УО и МП, поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости; с 23.06.2006г. по 31.12.2010г. в МОУ Д*«Ю*», т.к. не выполняются условия, предусмотренные п.12 Правил начисления периодов работы.

Просит признать отказ ГУ УПФ РФ в М* районе г.Н.Новгорода об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, обязать ответчика включить в специальный стаж периоды ее работы с 09.09.2000г. по 22.06.2006г. в должности п* дополнительного образования в К*«Ю*» С* УО и МП и с 23.06.2006г. по 31.12.2010г. в должности п* дополнительного образования в МОУ Д*«Ю*».

В судебном заседании истец Матросова В.А. иск поддержала в полном объеме.

Представитель ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в М* районе г.Н.Новгорода в суд не явился, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. Допрошенная ранее представитель ответчика Шильникова М.В. иск не признала, пояснила суду, что период работы Матросовой В.А. с 09.09.2000г. по 22.06.2006г. не предоставляется возможным включить в педагогический стаж, так как наименование учреждения не предусмотрено Списком. Период работы с 23.06.2006г. по 31.12.2010г. не предоставляется возможным включить в педагогический стаж, так как не выполняются условия, предусмотренные п. 12 Правил начисления периодов работы. Согласно материалов пенсионного дела педагогический стаж Матросовой В.А. на 01.01.2001г. составляет 15 лет 10 месяцев 28 дней, а с учетом требований истицы на 01.01.2001г. - 16 лет 02 месяца 20 дней. Таким образом, закрепленное законодателем условие о наличии на 01.01.2001г. педагогического стажа продолжительностью не менее 16 лет 08 месяцев, не выполняется. Кроме того, второе необходимое условие о наличии факта работы в период с 01.11.1999г. по 31.12.2000г. в должностях и учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка также не выполнятся, так как в период с 01.11.1999г. по 08.09.2000г. Матросова В.А. работала воспитателем детского сада, т.е. в учреждении, не предусмотренном пунктом 2 раздела "Наименование учреждений" списка. Считает, что на момент обращения в УПФ для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, права у Матросовой В.А. не было.

Выслушав объяснения истца, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании ст. 28 ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ:

1. Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам:

10) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста;

3. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно Списку должностей и профессий, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденному постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, предусмотрена должность п* дополнительного образования, наименование учреждения – учреждения дополнительного образования детей (внешкольные учреждения): центр дополнительного образования для детей, детско-юношеский, детского творчества, детский (подростковый)…

В соответствии с п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды начиная с 1 января 2001г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

на 1 января 2001г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999г. по 31 декабря 2000г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

В соответствии с п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11 июля 2002 года основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

В п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 "О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, ВОЗНИКШИХ У СУДОВ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ, СВЯЗАННЫХ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ ГРАЖДАНАМИ ПРАВА НА ТРУДОВЫЕ ПЕНСИИ" разъяснено, что … необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Судом установлено, что истец Матросова В. А., **.**.**** года рождения, обратилась с заявлением в ГУ УПФ РФ в М* районе о назначении досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью 15 марта 2011г.

Решением ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в М* районе г.Н.Новгорода № * от 08 апреля 2011г. истцу было отказано в назначении досрочной пении, не были включены в специальный стаж периоды ее работы в должности п* дополнительного образования с 09.09.2000г. по 22.06.2006г. в должности п* дополнительного образования в К*«Ю*» С* УО и МП, поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости; с 23.06.2006г. по 31.12.2010г. в МОУ Д*«Ю*», т.к. не выполняются условия, предусмотренные п.12 Правил начисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, а именно: на 01.01.2001г. – наличие стажа работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; факт работы в период с 01.11.1999г. по 31.12.2000г. в должностях в учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименование должностей» и в п.2 раздела «Наименовании учреждений» списка.

Материалами дела установлено, что истец Матросова В.А. с 1984г. осуществляет педагогическую деятельность в дошкольных образовательных учреждениях для детей, что подтверждается трудовой книжкой (л.д.11).

Как видно из представленных материалов, с 09.09.2000г. истец принята на должность методиста в порядке совмещения профессий; 28.02.2003г. ей присвоена первая квалификационная категория п* дополнительного образования; 27.02.2008г. присвоена высшая квалификационная категория п* дополнительного образования; 28.04.2006г. присвоена квалификационная категория м*. В настоящее время Матросова В.А. работает в МОУ Д*«Ю*» (л.д.13-14).

В период с 09.09.2000г. по 31.12.2000г. данная работа выполнялась истцом фактически в государственных и муниципальных учреждениях для детей, поскольку направлением её деятельности было дополнительное образование детей. Матросова В.А. работала только с детьми. Должность п* дополнительного образования и учреждения, в которых работала истица в спорные периоды, предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781. Трудовые функции Матросовой В.А. за время работы в различных организациях не менялись.

Согласно должностной инструкции п* дополнительного образования от 27.08.2007г., основными направлениями деятельности п* являются: обучение и воспитание детей с учетом специфики объединения и возраста воспитанников, развитие их творческих способностей.

Указанные обстоятельства также подтверждаются Уставом МОУ ДОД «К*«Ю*» в редакции 1996г., из которого следует, что работа истца в данном учреждении была связана с детьми. Согласно п.1.1. настоящая некоммерческая организация, именуемая как «К*» является муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей. Основной формой работы является проведение занятий с учащимися в объединениях (л.д.60-70).

Учитывая изложенное, суд считает необходимым включить период с 09.09.2000г. по 31.12.2000г. в стаж работы истца Матросовой В.А. дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, поскольку работа истца в должности п* дополнительного образования в К*«Ю*» тождественна по характеру, спецификации, условиям работы в образовательных структурных подразделения, предусмотренных Перечнем.

Периоды работы истца в качестве п* дополнительного образования с 01.01.2001г. по 22.06.2006г., с 23.06.2006г. по 31.12.2010г. не подлежат включению в специальный трудовой стаж в силу следующего.

Пункт 12 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, предусматривает включение в специальный стаж только при наличии одновременно двух условий следующих условий:

- на 1 января 2001г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

- у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999г. по 31 декабря 2000г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

Однако у истца Матросовой В.А. на 01.01.2001г. стаж работы в должностях и в учреждениях, указанных в Списке, составляет 16 лет 02 месяца 20 дней.

С доводами Матросовой В.А. и ее представителя о том, что на момент работы истца действовало Постановление Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999г., которое не предусматривало ограничений по сроку продолжительности работы по специальности, суд считает несостоятельными, поскольку абз.3 п.3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1067, предусматривал аналогичный порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Таким образом, условия выхода на досрочную трудовую пенсию, изложенные в п.12 Правил от 29.10.2002г. № 781 и п.3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1067 (с учетом изменений от 01.02.2002г.) применяются, начиная с 01 ноября 1999г. В связи с этим подлежал применению п.12 указанных Правил, в соответствии с которым периоды, начиная с 01 января 2001г., засчитываются в стаж работы при наличии условий, перечисленных в данном пункте.

Таким образом, работа истца в качестве п* дополнительного образования в указанные спорные периоды могла быть зачтена в специальный стаж только в том случае, если бы истец на 01 января 2001г. имел стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.

Поскольку у истца на дату обращения к ответчику с заявлением не имеется необходимого стажа работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости – 25 лет, в удовлетворении исковых требований о назначении досрочной трудовой пенсии с момента обращения 15 марта 2011г. суд отказывает.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Матросовой В. А. удовлетворить частично.

Включить Матросовой В. А. в стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью период работы с 09.09.2000г. 31.12.2000г. в должности п* дополнительного образования в К*«Ю*».

В остальной части иска отказать.

Взыскать с ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в М* районе г.Н.Новгорода в пользу Матросовой В. А. госпошлину 100 руб.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней через районный суд.