решение по иску о признании действий неправомерными, признании права на внеочередное получение жилья, обязании включить в число участников подпрограммы по обеспечению жильем



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 июля 2011 года г.Н.Новгород

Московский районный суд г. Нижнего Новгорода в составе:

председательствующего Будько Е.В.

при секретаре Лапиной Н.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приваленко А. В. к Администрации Московского района г.Н.Новгорода о признании действий неправомерными, признании права на внеочередное получение жилья, обязании включить в число участников подпрограммы по обеспечению жильем,

у с т а н о в и л:

Истец обратился в суд с иском к ответчику Администрации Московского района г.Н.Новгород, указывая, что с рождения проживал в Б* области до призвания на службу в армию 24.12.2001 года. После катастрофы на Чернобыльской АЭС зоной 2 был отселен, по окончанию срока службы в армии остался работать в воинской части №*, где и был прописан 20.01.2004 года. Затем женился в феврале 2004 года и остался жить в г. Н.Новгороде, а 01.12.2009 года воинская часть была расформирована и в конце декабря 2009 года подал документы в администрацию Московского района г. Н. Новгорода для постановки на учет как нуждающегося, с правом на внеочередное получения жилья за счет средств федерального бюджета. Распоряжением главы администрации Московского района от 15.01.2010 года был принят на учет как нуждающийся в жилье, о чем имеется письмо от 18.01.2010 года. 27.01.2010 года администрация известила его письмом и предложили собрать документы, что им было исполнено. О результатах участия в данной программе обещано известить, в конце июля 2010 года известили, что документы поданы, но результат из М* еще не пришел, предложили прийти 01.04.2011 года. Прейдя в апреле 2011 года узнал, что документы отправлены не были, т. к. в 2010 году программа «Жилище» свое действие закончила. После этого был на приеме в приемной Путина, затем был на приеме у депутатов, где ему пояснили, что отказано не обоснованно, т. к. он встал на учет до 2005 года.

Просит признать действия администрации незаконными, признать право на внеочередное получение жилья за счет средств федерального бюджета, обязав администрацию Московского района г. Н. Новгорода включить его в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством».

В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме, пояснил, что относится к категории граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС. Согласно подпункта Е пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы (далее - подпрограмма), утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21. 03. 2006 №153 (далее - Правила), где указано - в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а на данный момент в соответствующие статьи внесены изменения на основании постановления Конституционного суда РФ от 10 ноября 2009 года № 17 - П, а именно положения п.2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 Закона РФ (базового чернобыльского закона)( в редакции ФЗ от22 августа 2004 г. №122 - ФЗ признаны несоответствующими Конституции РФ, ее статьям 19 (часть2), 40, 42, и 55 (часть 3), в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях, как до 1 января 2005 г., так и после этой даты. В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального Конституционного закона от 21.07. 1994 №1 - ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными утрачивают силу.

Представители ответчика Администрации Московского района г.Н.Новгорода – Лощилова И.В., Глушко Т.В., действующие по доверенности, извещенные надлежащим образом о дне и месте слушания дела в судебное заседание, ранее в судебном заседании исковые требования не признали, просили отказать в их удовлетворении, представив письменный отзыв, при этом указали, что поскольку истец был поставлен на учет после 1 января 2005 года внеочередное предоставление мер социальной поддержки Правилами для истца не предусмотрено.

Представитель третьего лица министерства социальной политики по Нижегородской области - Рабежа Д.И., действующий по доверенности, извещенный надлежащим образом о дне и месте слушания дела в судебное заседание не явился, ранее в судебном заседании исковые требования посчитал не обоснованны, представив письменный отзыв, указав, что гражданам, нуждающимся в жилой площади производится в размере и порядке установленных Правительством РФ, а нуждающиеся в улучшении жилищных условий вставшие после 01.01.2005 года на учет, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством.

Выслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п.6 ст.13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 04.06.2011) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.

В соответствии с п.7 ст. 17 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 04.06.2011) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" лицам, выехавшим добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы предоставлена льгота по обеспечению нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что Приваленко А.В., **.**.**** года рождения, с момента рождения до призыва на службу в армию 24.12.2001 года проживал в селе Р*, Г* района, Б* области, признанного после катастрофы на Чернобыльской АЭС зоной 2 отселения. По окончанию срока службы, остался работать в воинской части №*, где 20.01.2004 года получил регистрацию по месту жительства по адресу: г.Н.Новгород ул. М*, д.***, 01.12.2009 года воинская часть была расформирована, жилым помещением от Министерства обороны РФ не обеспечивался (л.д.26-30).

В декабре 2009 года подал документы в администрацию Московского района г. Н. Новгорода для постановки на учет как нуждающегося, с правом на внеочередное получения жилья за счет средств федерального бюджета.

Распоряжением главы администрации Московского района города Нижнего Новгорода от 15 января 2010 г. № 12-р "По жилищным вопросам" Приваленко А.В. принят был на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма - в соответствии с Законом Нижегородской области от 16.11.2005 № 179-3 "О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".

Впоследствии, в апреле 2011 истец обратился с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством" на 2012 год.

В принятии документов истцу было отказано, так как в представленных истцом документах: справке № * от 24.06.2003, выданной Р* сельской администрацией Г* района Б* области; удостоверении серия * № *, указано, что Приваленко А.В. проживал в зоне отселения согласно закону РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации, вследствие катастрофы на ЧАЭС" и согласно указанному закону истец относится к числу граждан, выехавших добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы (п. 6 ч. 1 ст. 13 закона). Гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 переселенным из зоны отселения предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 4,5,7,9,11 и 12 части первой статьи 14, пунктом 2 части первой и пунктом 2 части третьей статьи 15 вышеуказанного закона. При этом в перечень мер социальной поддержки, гражданам, переселенным из зоны отселения, не входит обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством РФ, поэтому у истца не имеется оснований для участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 гг.

В судебном заседании установлено, что истец действительно в силу п.6 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 04.06.2011) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" относится к гражданам, на которых распространяется действие данного закона как на выехавшего добровольно в 1986 году и в последующие годы (24.12.2001 года) из зоны отселения. Данные гражданам в соответствии с п.7 ст. 17 названного закона гарантируется обеспечение, как нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилой площадью, вставших на учет таковыми до 1 января 2005 года, в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, а нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Указанный срок установлен законодателем в качестве ограничительного условия непосредственно в отношении времени постановки граждан на учет как нуждающихся в улучшении жилищных условий и не связывается ни с основанием постановки на такой учет, ни со временем выдачи им соответствующих удостоверений, дающих право на меры социальной поддержки. Однако, как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, Приваленко А.В. обратился с заявлением в администрацию Московского района г.Н.Новгорода о постановке на учет как нуждающийся в жилищных условиях лишь в 2009 году, соответственно, обеспечиваться жильем должен в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ.

Ссылка истца на постановление Конституционного суда РФ от 10.11.2009 №17-П о признании положения пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2), 40, 42 и 55 (часть 3), в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам - инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 года, так и после этой даты, являются не обоснованным, поскольку данное решение принято в отношении инвалидов чернобыльской катастрофы и участников ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, на граждан, указанных п.6 ст.13 Закона, в том числе добровольно выехавших из зоны отселения, не распространяется.

Таким образом, Приваленко А.В. не относится к категории граждан, чье право на внеочередное получение жилья за счет средств федерального бюджета предусмотрено федеральным законодательством.

Распоряжение администрации Московского района г. Н. Новгорода от 15.01.2010 г. № 12-р вынесено в соответствии с требованиями п.6 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 04.06.2011) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

При таких обстоятельствах, у суда не имеется правовых оснований для признания действий администрации Московского района г. Н. Новгорода неправомерными, признании права истца на внеочередное получение жилья за счет средств федерального бюджета и обязании администрации включить Приваленко А.В. в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Приваленко А. В. отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через районный суд в течение 10 дней