РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Н.Новгород 14 сентября 2011 года Московский районный суд г. Н. Новгорода в составе: председательствующего судьи Шавенковой Е.Б. с участием прокурора Тульской Е.В., с участием представителей Коробовой О.В., Манькова М.П., при секретаре Кривошеевой Н.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Московского района г.Н.Новгорода, в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации г.Н.Новгорода, администрации Московского района г.Н.Новгорода о понуждении к совершению действий, установил: Прокурор Московского района г.Н.Новгорода, в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации г.Н.Новгорода, администрации Московского района г.Н.Новгорода, указывая, что в ходе проверки от 12 мая 2011 года по вопросу обеспечения органами местного самоуправления поселений и городских округов первичных мер пожарной безопасности в период подготовки к весеннее - летнему пожароопасному периоду 2011 года выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: - Не оборудованы площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года естественные водоисточники на территории п.Б*, п.О*( нарушение ППБ 01-03 п.94); - На территории п.Б*, п.О* не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара (нарушение ППБ 01 -03 п. 114); - В п. Б*, п. О* не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос), (нарушение ППБ 01 -03 п. 112); - На территории п. Б*, п. О* имеются свалки горючих отходов (нарушение ППБ 01-03 п.32); - На территории. п.Б*, п. О* у пожарных гидрантов и водоемов и по направлению к ним не установлены соответствующие указатели (нарушение ППБ 01-03 п.90); - Водонапорная башня в п. Б* не оборудована приспособлениями для отбора воды пожарной техникой и любое время года (нарушение ППБ01-03 п.95). Отсутствие твердых покрытий у естественных водоисточников на территории поселков Б* и О*, в случае возникновения пожаров затруднит их тушение. Отсутствие средств звуковой сигнализации может стать причиной несвоевременного оповещения людей о пожаре и не принятию мер по их эвакуации из опасных мест. Не выполнение мероприятий, исключающих возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания в п. Б* (опашка) может стать причиной пожаров на территории поселка. В целом, непринятие своевременных мер по устранению всех вышеуказанных нарушений требований пожарной безопасности может привести к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц- жителей данных населенных пунктов и иных лиц, которые могут находятся в поселках и непосредственной близости от них, причинить вред их жизни, здоровью и имуществу. В связи с чем истец просит обязать ответчиков устранить нарушения требований пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки 12.05.2011 года, а именно: - оборудовать площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года естественные водоисточники на территории п.Б*, п.О*; - на территории п.Б*, п.О* установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; - в п. Б*, п. О* выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос); - принять меры к ликвидации свалок горючих отходов на территории п. Б*, п. О*; - установить соответствующие указатели у пожарных гидрантов и водоемов и по направлению к ним на территории п.Б*, п. О*; - оборудовать водонапорную башню в п. Б* приспособлениями для отбора воды пожарной техникой в любое время года. Определением суда от 14 сентября 2011 года производство по делу в части требования прокурора Московского района г.Н.Новгорода к администрации г.Н.Новгорода, администрации Московского района г.Н.Новгорода в части требования об обязании оборудовать площадками с твердым покрытием п. О*, обязании установить средства звуковой сигнализации в п. О*, принять меры к ликвидации свалок в п. Б* и п. О*, установить указатели пожарных гидрантов в п. Б*, оборудовать водонапорную башню в п. Б* прекращено в связи с отказом от иска в данной части. В судебном заседании представитель истца иск поддержал в полном объеме. Представитель ответчика администрации г.Н.Новгорода Коробова О.В., действующая по доверенности, иск не признала в полном объеме, пояснив, что в соответствии с Постановлением Городской Думы г.Н.Новгорода от 25 января 2006 года № 2 функциями в области обеспечения первичных мер пожарной безопасности наделяются администрации районов г.Н.Новгорода. Представитель ответчика администрации Московского района г.Н.Новгорода Маньков М.П., действующий по доверенностям, иск признал частично, пояснив, что администрацией Московского района г.Н.Новгорода заключен муниципальный контракт № * от 05 августа 2011 года на выполнение работ по ремонту пожарного водоема(пирса), расположенного на территории п.О*, срок выполнения работ установлен до 01 сентября 2011 года, звуковые сигнализации на территории п.Б* и п.О* установлены, произведена опашка периметра лесных массивов на территории п.О* и п.Б* в доступных местах примерно 25,5 км., указатели всех пожарных гидрантов обновлены, водонапорная башня оборудована, выведен пожарный рукав. Не признали требование прокурора Московского района г.Н.Новгорода о выполнении мероприятий, исключающих возможности переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос), поскольку на администрацию Московского района г.Н.Новгорода возложено обеспечение первичных мер пожарной безопасности, к которым устройство противопожарных полос не относится. Просил установить срок для проведения данных работ до 01 марта 2012 года. Третье лицо ОГПН по Московскому району г.Н.Новгорода, извещенное о времени и месте рассмотрения дела в суд своего представителя не направило, с письменными ходатайствами не обращалось. Выслушав доводы сторон, исследовав письменные доказательства, суд, с учетом заключения прокурора, полагавшего иск обоснованным, находит иск подлежащим удовлетворению частично. Согласно п. «а» ч.2 ст. 11 № 68-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления самостоятельно: а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; Согласно ч.1,2 ст. 62 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. 2. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). Согласно п.94 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления). Согласно п.114 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" На территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны. Согласно п.112 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). Согласно п.32 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" на территориях населенных пунктов и организаций не разрешается устраивать свалки горючих отходов. Согласно п.90 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. Согласно п.95 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" водонапорные башни должны быть приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года. Согласно п.10 ст. 16 № 131-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа. В силу ст. 41 Устава Г.Н.Новгорода Администрация города Нижнего Новгорода является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным настоящим Уставом города Нижнего Новгорода собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Нижегородской области. Согласно ст. 63 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; Согласно ст. 19 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. Согласно ст. 1 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; Судом установлено, что в соответствии с предписанием ГУ МЧС России по Нижегородской области №* от 09 сентября 2010 года по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, распоряжением № * от 10 мая 2011 года о проведении внеплановой проверки 12 мая 2011 года прокуратурой Московского района г.Н.Новгорода проведена проверка обеспечения органами местного самоуправления первичных мер пожарной безопасности, по результатам которой выявлены нарушения обязательных требований в области пожарной безопасности. Согласно сообщения администрации Московского района г.Н.Новгорода от 26 мая 2011 года частично недостатки по обеспечению пожарной безопасности устранены. 08 июня 2011 года заместителем главного государственного инспектора по пожарному надзору Московского района г.Н.Новгорода проведена проверка, в результате которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности. Согласно п.п. 4.9.7 п. 4 Постановления городской Думы г.Н.Новгорода от 25 января 2006 года № 2 «Об утверждении Положений об администрациях районов города Нижнего Новгорода» в области обеспечения законности, правопорядка, охраны прав и свобод граждан администрация Московского района г.Н.Новгорода обеспечивает первичные меры пожарной безопасности. Учитывая, что непринятие своевременных мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности может привести к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц- жителей данных населенных пунктов и иных лиц, которые могут находятся в поселках и непосредственной близости от них, причинить вред их жизни, здоровью и имуществу, суд удовлетворяет иск прокурора Московского района г.Н.Новгорода частично, обязывает администрацию Московского района г. Н.Новгорода устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: - оборудовать площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года естественные водоисточники на территории п.О*, - на территории п.Б* установить средства звуковой сигнализации для оповещения населения на случай пожара; - установить соответствующие указатели у пожарных гидрантов и водоемов и по направлению к ним на территории п. О*. Срок для проведения данных работ установить до 01 марта 2012 года. Учитывая, что функциями в области обеспечения первичных мер пожарной безопасности наделены администрации районов г.Н.Новгорода, суд отказывает прокурору Московского района г.Н.Новгорода в удовлетворении иска к администрации г.Н.Новгорода в полном объеме. Поскольку администрация Московского района г.Н.Новгорода провела опашку лесных массивов в доступных местах в рамках требований п.112 ППБ 01-03, что подтверждается актом №* от 08 июля 2011 года, сторонами в судебном заседании не оспаривается, правовых основании для проведения санитарной вырубки лесов администрация Московского района г.Н.Новгорода не имеет, суд отказывает прокурору Московского района г.Н.Новгорода в удовлетворении иска к администрации Московского района г.Н.Новгорода об обязании выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос) в п. Б*, п. О*, как не основанное на законе. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Иск прокурора Московского района г. Нижнего Новгорода удовлетворить частично. Обязать администрацию Московского района города Нижнего Новгорода в срок до 01 марта 2012 года устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: - оборудовать площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года естественные водоисточники на территории п.О*, - на территории п.Б* установить средства звуковой сигнализации для оповещения населения на случай пожара; - установить соответствующие указатели у пожарных гидрантов и водоемов и по направлению к ним на территории п. О*. Отказать прокурору Московского района г.Н.Новгорода в удовлетворении иска в остальной части исковых требований. Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через районный суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.