решение по иску о взыскании неосновательного обогащения и признании незаконным направления сумм переплаты за тепловую энергию в резервный фонд



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 ноября 2011г. г.Н.Новгород

Московский районный суд г.Н.Новгорода в составе: председательствующего судьи Лопатиной И.В., при секретаре Птушко Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Бровко Г. А. к ТСЖ «Б*» о взыскании неосновательного обогащения и признании незаконным направления сумм переплаты за тепловую энергию в резервный фонд,

у с т а н о в и л :

Бровко Г.А. обратился в суд с иском к ТСЖ «Б*», указывая, что 30.10.2008г. между ответчиком и ОАО «Т*» был заключен договор № * поставки тепловой энергии в горячей воде. Поскольку в доме * по ул. Б* г.Н.Новгорода на момент заключения договора не был установлен общедомовой счетчик тепловой энергии, ее оплата осуществлялась по тарифам, утвержденным органами государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном Правительством РФ. В 2008г. – 2009г. по итогам года делался перерасчет платы за тепловую энергию и выявленная переплата зачитывалась в счет будущих платежей плательщиков. В октябре 2010г. на дом * по ул. Б* был установлен общедомовой прибор учета, что дало право собственникам помещений в доме оплачивать поставленную тепловую энергию по показаниям прибора учета, а на ТСЖ возложило обязанность произвести перерасчет платы за тепловую энергию. Однако на собрании собственников помещений вместо утверждения перерасчета и возврата излишне уплаченных денежных средств, как того требует п. 27 Постановления № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», ТСЖ утвердило создание резервного фонда за счет средств переплаты. Указанное решение было утверждено с серьезными нарушениями жилищного законодательства, поскольку принималось путем заочного голосования, на котором заявленная повестка дня отличалась от вопросов, поставленных на голосование. В течение 2010г. истцом в адрес ТСЖ было уплачено 260683 руб. 86 коп. за тепловую энергию, тогда как согласно счет – фактурам, выставленным ОАО «Т*», истец был обязан выплатить только 100869 руб. 48 коп. Кроме того, с 2008г. по настоящее время ответчик выставляет истцу счет на оплату отопления помещения П-12, которое является неотапливаемым, так как в нем отсутствуют тепловые коммуникации и ОАО «Т*» счетов на его оплату не выставляет. Под давлением ТСЖ истец несколько раз произвел оплату неполученной тепловой энергии на общую сумму 58499 руб. 83 коп. Истец неоднократно обращался в адрес ответчика с требованием произвести перерасчет, на что каждый раз получал отказ. Просит взыскать с ТСЖ «Б*» в его пользу сумму неосновательного обогащения в размере 260683 руб. 86 коп., расходы по оплате госпошлины – 5383 руб. 14 коп., обязать ТСЖ «Б*» осуществить перерасчет платы за тепловую энергию за 2010г. и ликвидировать незаконно созданный резервный фонд.

В ходе рассмотрения дела истец в порядке ст. 39 ГПК РФ изменил исковые требования, просил взыскать с ответчика сумму неосновательного обогащения в размере 184871 руб. 64 коп., расходы по оплате госпошлины – 5383 руб. 14 коп., признать незаконным направление сумм переплаты за тепловую энергию за 2010г. в резервный фонд.

В судебное заседание истец не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, его представитель Степанов С.А. в судебном заседании просил прекратить производство по делу в части требования о взыскании с ответчика оплаты за отопление нежилого помещения П-21 в размере 58499 руб. 83 коп., в связи с отказом от иска в данной части. Определением Московского районного суда г.Н.Новгорода о 15 ноября 2011г. производство по делу в этой части прекращено. Остальные исковые требования поддержал.

Представитель ответчика ТСЖ «Б*» Добруник М.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила суду, что при проведении ревизии финансово – хозяйственной деятельности ТСЖ «Б*» за 2010г. ревизионной комиссией была выявлена экономия денежных средств, уплаченных жителями за отопление в размере 279266 руб. На основании решения общего собрания членов ТСЖ от 30.03.2011г. указанные денежные средства были направлены в резервный фонд. Это решение в течение 6 месяцев никем не обжаловалось, поэтому оно является обязательным для всех собственников помещений в доме * по ул. Б* г.Н.Новгорода. Представленный истцом расчет суммы неосновательного обогащения считает необоснованным и несоответствующим действительности.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

В силу статьи 137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе:

1) заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества;

2) определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели;

Согласно ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у:

5) собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

В силу ч. 5 ст. 155 ЖК РФ, члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив), вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.

Судом установлено, что истцу Бровко Г.А. на праве собственности принадлежат нежилые помещения в доме * по ул. Б* г. Н.Новгорода литера П-5, П-6, П-7, П-8, П-15, П-16, П-17, П-21, П-23, П-24 общей площадью 1235, 70 кв. м (л.д. 97-107).

В указанном жилом доме создано ТСЖ «Б*» - объединение собственников помещений в многоквартирном доме, для совместного управления и обеспечения эксплуатации общего имущества дома, а также осуществления правомочий по владению, пользованию и распоряжению общим имуществом в пределах, предусмотренных законом. При этом ТСЖ «Б*» является представителем собственников жилых и нежилых помещений и заключает договоры с энергоснабжающими организациями и иными поставщиками от имени и за счет собственников, что закреплено в его уставе (л.д. 44-55).

Как установлено судом на заседании правления ТСЖ «Б*» от 07 апреля 2010г. было принято решение провести аудиторскую проверку финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ «Б*» (л.д. 56). В ходе проведенной проверки было установлено наличие экономии денежных средств в 2010г., уплаченных жителями при оплате за ГВС и отопление в размере 279266 руб., которая представляет собой разницу между суммами начисленными за отопление исходя из норматива потребления 0,01667 Гкал/м2 и суммами, начисленными ОАО «Т*» в счет – фактурах, что подтверждается актом ревизии финансово – хозяйственной деятельности от 13 марта 2011г. (л.д. 64-67).

26 марта 2011г. было проведено внеочередное плановое собрание членов ТСЖ «Б*» в форме очно-заочного голосования, в повестке дня которого значился вопрос формирования средств резервного фонда за счет суммы переплаты по центральному отоплению по итогам 2010г. При проведении голосования имелся необходимый кворум, составивший 62,5 % членов ТСЖ. За формирование резервного фонда проголосовало – 84,5 %, против -9,6 %, воздержались -5,9 % (л.д. 36).

Согласно ст. 145 ЖК РФ Общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества.

2. К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся:

5) утверждение порядка образования резервного фонда товарищества, иных специальных фондов товарищества (в том числе фондов на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме) и их использования, а также утверждение отчетов об использовании таких фондов;

Протоколом № * от 18.10.2010 г. общего собрания членов ТСЖ «Б*», проведенного в форме очно-заочного голосования, принято Положение о резервном фонде (л.д.57).

Согласно Положения о резервном фонде резервный фонд формируется за счет средств собственников жилых и нежилых помещений жилого дома № * по ул. Б* г.Н.Новгорода (л.д.60).

На основании ст. 45 ЖК РФ проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников.

Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.

Собственник, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязан сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.

В соответствии со ст. 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1-3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме.

Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня данного собрания, а также изменять повестку дня данного собрания.

Решения, принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, а также итоги голосования доводятся до сведения собственников помещений в данном доме собственником, по инициативе которого было созвано такое собрание, путем размещения соответствующего сообщения об этом в помещении данного дома, определенном решением общего собрания собственников помещений в данном доме и доступном для всех собственников помещений в данном доме, не позднее чем через десять дней со дня принятия этих решений.

Собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными, и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику (ч. 6).

На основании ст. 47 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может быть принято без проведения собрания (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование) путем проведения заочного голосования - передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование.

Анализируя указанные нормы закона, суд полагает, что ТСЖ «Б*» было вправе создавать резервный фонд и направлять в него денежные средства собственников жилых и нежилых помещений жилого дома № * по ул. Б* г.Н.Новгорода на основании решений общего собрания собственников.

Оснований для признания незаконным направления сумм переплаты за тепловую энергию за 2010 г. в резервный фонд, по мнению суда, не имеется, поскольку данный вопрос был решен на общем собрании собственников жилья 30 марта 2011 г. большинством голосов. Бровко Г.А. своим правом на обжалование решения общего собрания не воспользовался, срок на обжалование в настоящее время истек. Ходатайство о восстановлении срока на обжалование решения общего собрания, как и само требование о признании указанного решения незаконным истцом и его представителем не заявлялось.

Также суд не находит оснований и для удовлетворения требования истца о взыскании неосновательного обогащения в сумме 218314 руб. 21 коп., коим, по его мнению, является сумма переплаты, рассчитанная ТСЖ «Б*» за отопление и ГВС по итогам 2010 г.

Часть 3 ст. 30 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правила предоставления коммунальных услуг гражданам утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 (далее - Правила) в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

В соответствии с пунктом 13 данных Правил, основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов.

Согласно п. 16 Правил, срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами.

Пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг N 307, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 также предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить указанным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Нормой, содержащейся в абзаце втором пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг N 307, предусмотрено, что приобретение исполнителем коммунальных услуг тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Согласно пункту 19 Правил предоставления коммунальных услуг N 307, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Согласно ответа на запрос суда между ТСЖ «Б*» и ОАО «Т*» имеется договор № * от 30.10.2008 г. на теплоснабжение жилого дома и офисов по ул. Б*, д.* (л.д.81).

Как пояснил представитель ТСЖ «Б*» прибор учета установлен на доме № * по ул. Б* г.Н.Новгорода 14 сентября 2010 г., до этого времени прибор учета тепловой энергии на доме отсутствовал. Данное обстоятельство в судебном заседании не оспаритвалось.

Согласно части 3 статьи 19 Федерального закона от 30.12.2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", плата за коммунальные услуги для граждан - нанимателей и собственников жилых помещений устанавливается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации с учетом надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, устанавливаемых в соответствии с указанным Федеральным законом.

Федеральным законом от 14.04.1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" также установлено, что срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (части 1, 4 статьи 2).

Поскольку тарифы, являющиеся составной частью платы за коммунальные услуги, устанавливаются на очередной финансовый год, плата за коммунальные услуги также подлежит ежегодной корректировке или в сторону увеличения или в сторону уменьшения.

Таким образом, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 предусмотрено два способа корректировки платы за отопление: при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета - исходя из показаний таких приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета - исходя из изменений норматива либо тарифа потребления тепловой энергии в виде отопления.

То обстоятельство, что ОАО «Т*» выставляет счета ТСЖ «Б*» на основании своих данных о фактически отпущенной тепловой энергии на конкретный дом, не может являться достаточным основанием для корректировки платы за отопление в нежилых помещениях истца при отсутствии изменения тарифов потребления. Изменение тарифов в указанный истцом период времени не производилось.

Таким образом, сумма переплаты, полученная от разницы сумм, оплаченных ТСЖ «Б*» в течение 2010 года ОАО «Т*» за тепловую энергию и выставленных ресурсоснабжающей организацией на оплату ТСЖ, не может в силу положений ст. 1102 ГК РФ являться неосновательным обогащением, а является экономией денежных средств при осуществлении ТСЖ «Б*» хозяйственной деятельности.

Кроме того, истцом и его представителем не было представлено обоснованного нормативными актами расчета переплаты, который предлагался суду. Суммы неосновательного обогащения, указанные истцом, не подтверждены ни атом ревизионной комиссии, ни другими доказательствами. В связи с этим, иск Бровко Г.А. удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В иске Бровко Г.А. к ТСЖ «Б*» о взыскании неосновательного обогащения в сумме 184871 руб. 64 коп. и признании незаконным направление сумм переплаты за тепловую энергию за 2010г. в резервный фонд отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.