решение по иску о признании права единоличного владения, пользования и распоряжения гаражом



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 ноября 2011г.

Московский районный суд г.Н.Новгорода в составе председательствующего судьи Лопатиной И.В., при секретаре Птушко Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Чернова Н. В. к Чернову А. В. о признании недействительными заявлений о перерегистрации членов гаражного кооператива, протокола заседания президиума районного совета автомобилистов М* района г.Н.Новгорода, признании гаража наследственным имуществом и признании права владения, пользования и распоряжения на 1/2 долю гаража,

По встречному иску Чернова А. В. к Чернову Н. В. о признании права единоличного владения, пользования и распоряжения гаражом,

Установил:

Чернов Н.В. обратился в суд с иском к Чернову А.В. указывая, что в 1985 году их отцу Ч* был выделен земельный участок под строительство гаража в гаражном кооперативе №*, расположенному по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Б*. В дальнейшем на данном земельном участке своими силами и за счет собственных средств был построен гараж, в строительстве которого принимал участие истец и его родной брат Чернов А. В. Гаражу был присвоен № * бокс №* в гаражном кооперативе № * М* района г. Нижнего Новгорода. Пока Чернов В.П. был жив, истец и ответчик совместно пользовались вышеуказанным гаражом. Право собственности на данный гараж при жизни Чернова В.П. зарегистрировать не представилось возможным, ввиду того, что на протяжении своих последних лет жизни он очень сильно болел и нуждался в постоянном постороннем уходе. Самостоятельно осуществлять свои гражданские права он не мог, так как являлся и* * группы. После смерти отца Ч*, 22.09.2008 года, истец и его брат Чернов А.В. обратились к нотариусу для определения долей наследства. Однако, им был дан ответ, что это невозможно, поскольку данный гараж в собственность не был надлежащим образом оформлен, в связи с чем истец обратился к председателю ГК №* Романцову А.А за справкой, о том, что вышеуказанный гараж действительно принадлежал их отцу. При этом ему стало известно, что 28 марта 2008 году ответчиком в правление гаражного кооператива было предоставлено заявление якобы от имени их отца о переведении гаража на свое имя. Сам Чернов В.П. в гаражный кооператив не приходил, никаких личных просьб с его стороны по поводу переоформления гаража не поступало, он являлся и* * группы по зрению, поэтому самостоятельно не мог ничего подписывать. Истец просит признать недействительным заявление, поданное в президиум Московского районного совета автомобилистов написанное Черновым А.В. от имени Чернова В.П., признать недействительным заявление, поданное в президиум М* районного совета автомобилистов о перерегистрации гаража на имя Чернова А.В., признать недействительным протокол № * заседания президиума районного совета автомобилистов М* района от 28 марта 2008 года. Признать за истцом, право владения, пользования и распоряжения 1/2 долей гаража * бокс * в гаражном кооперативе №*, расположенного адресу: *, г. Нижний Новгород, ул. Б*, а/я *.

В ходе рассмотрения дела истец Чернов Н.В. дополнил исковые требования, просил также включить в состав наследуемого имущества гараж № * бокс № * в гаражном кооперативе № * М* района г.Н.Новгорода и признать за ним право собственности на 1/2 долю гаража № * бокс № * в гаражном кооперативе № * М* района г.Н.Новгорода.

Ответчик Чернов А.В. обратился со встречным иском к Чернову Н.В., в котором просил признать за ним право единоличного владения, пользования и распоряжения гаражом № * бокс * в гаражном кооперативе № * М* района г.Н.Новгорода по адресу: г.Н.Новгород, ул. Б*, мотивируя тем, что в марте 2008г. его отец Чернов В.П. предложил ему оформить гараж. Черновым В.П. было подписано заявление в М* районный совет автомобилистов о перерегистрации гаража на его имя. Это заявление он, Чернов А.В., отнес в правление гаражного кооператива. 28 марта 2008г. выпиской из протокола № * заседания президиума районного совета автомобилистов М* района было дано разрешение на перерегистрацию спорного гаража с Чернова В.П. на Чернова А.В.

В судебном заседании истец Чернов Н.В. свои исковые требования поддержал в полном объеме, встречные исковые требования Чернова А.В. не признал.

Ответчик Чернов А.В., его представитель Авдеева С.Б., действующая на основании доверенности, исковые требования Чернова Н.В. не признали, встречные исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель ответчика Гаражного кооператива № *, Романцов А.А., являющийся его председателем, указал, что Чернов А.В. в настоящее время владеет гаражом на законном основании, платит все взносы, никаких претензий к нему со стороны кооператива не имеется. Признание права собственности на данный гараж в настоящее время невозможно, поскольку земельный участок, на котором расположена линия * бокс № *, находится в федеральной собственности и передан в аренду на 49 лет ОАО «Р*».

Представитель ответчика администрации г.Н.Новгорода в судебное заседание не явился о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствии, в удовлетворении исковых требований просил отказать, поскольку отсутствуют правовые основания для признания права собственности на спорный гараж.

Представитель третьего лица Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по Нижегородской области, в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствии.

Представитель ответчика Московского районного совета автомобилистов в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещался надлежащим образом, заказным письмом с уведомлением.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся представителей ответчиков, представителя третьего лица.

Выслушав истца Чернова Н.В., ответчика Чернова А.В., представителя ГК № *, исследовав письменные материалы дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 4 ст. 218 ГК РФ член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.

В силу ст. 222 ч. 1 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Судом установлено, что решением исполкома Горсовета депутатов трудящихся от 03.10.1980 г. № 529 исполкому Московского райсовета было разрешено проектирование гаража боксового типа на земельном участке площадью 1,15 га по ул. К* в М* районе. Границы земельного участка были определены чертежом главного архитектурно-планировочного управления № *.

Решением исполкома горсовета депутатов трудящихся от 31.08.1981 г. № 454 «Об отводе земельных участков» исполкому Московского райсовета земельный участок площадью 1,15 га по ул. К* в М* районе был предоставлен на праве бессрочного пользования под строительство гаражей боксового типа.

В соответствии с Положением о порядке размещения, отвода земельных участков, строительства и эксплуатации гаражей для легковых автомашин индивидуальных владельцев, утвержденным решением Горьковского горсовета депутатов трудящихся от 14.08.1972 г. N 429, земельные участки под строительство капитальных гаражей боксового типа для машин индивидуального пользования отводятся решениями исполкома горсовета только райкомхозам на основании заявок райисполкомов после создания при них гаражно-строительных кооперативов.

Решением исполкома Московского райсовета народных депутатов от 23.07.1981 г. «Об образовании кооператива № * по ул. К* по строительству и эксплуатации гаражей» был образован кооператив по строительству и эксплуатации гаражей № *. (л.д.125, 168).

Гаражный кооператив № * зарегистрирован 11.04.1996 г. по адресу: г.Н.Новгород, ул. Б*. (л.д.119-122).

Выпиской из протокола № * заседания экспертного совета при Московском райисполкоме от 20.06.1985 г. Ч* было разрешено строительство автогаража в кооперативе № * ул. К*, бокс № * размером 3,0 х 6,0 м из силикатного кирпича согласно типовому проекту. Строительство гаража вести через подрядную строительную организацию (л.д.157).

Факт строительства гаража подтверждается председателем гаражного кооператива № * Романцовым А.А., который пояснил, что строительство гаражей велось с разрешения Московского райисполкома с привлечением строительной организации РСУ и собственными средствами владельцев гаражей. Строилось одновременно несколько гаражей – целый бокс.

Свидетель П* показал суду, что жил по соседству с семьей Черновых, поскольку у них была машина, им выделили земельный участок под строительство гаража. Непосредственно он помогал строить этот гараж. Гаражом пользовались оба брата Чернов Н.В. и Чернов А.В.

Свидетель Г* показал суду, что ему принадлежит соседний с Черновыми гараж. Спорный гараж строил Чернов А.В., а Чернов Н.В. ему помогал. Все взносы за гараж оплачивает Чернов А.В. Отец Черновых при жизни в гараже повалялся очень редко, сам он машину не водил.

Справкой ГК № * подтверждается, что Ч* являлся членом гаражного кооператива № * М* района с 1985 года и ему по праву собственности принадлежал гараж № * бокс № *. Задолженности по паевым, годовым и целевым взносам по данному гаражу не числится (л.д.6).

Согласно техническому паспорту нежилое здание - гараж, находящийся по адресу: г.Н.Новгород, М* район, ул. Б*, ГК № *, линия *, гараж N *, введен в эксплуатацию в 1992 г., назначение - нежилое, стены кирпичные, имеет общую площадь – 23,5 кв. м., чтоимостью 121002 руб. (л.д. 98).

То обстоятельство, что гараж строился не самим Ч*, а его сыновьями, юридического значения не имеет, поскольку членом гаражного кооператива являлся Ч*.

В марте 2008 г. Ч* обратился в президиум М* районного совета автомобилистов с заявлением о перерегистрации принадлежащего ему гаража № * бокс № * на имя Чернова А. В.Выпиской из протокола № * заседания президиума районного совета автомобилистов М* района от 28 марта 2008 г. подтверждается, что была разрешена перерегистрация гаража № * бокс № * на Чернова А. В. (л.д.7-9). Платежной книжкой от 27 марта 2008 г. подтверждается, что Чернов А.В. с 2008 года является членом ГК № * и производит регулярно оплату членских взносов (л.д.162).

Согласно п.5.10 Устава ГК № * член кооператива имеет право отчуждать свой гараж в пользу третьих лиц, при условии их вступления в члены кооператива.

Согласно пункту 4.17 Устава правление кооператива осуществляет прием в члены кооператива.

Таким образом, Чернов А.В. является законным владельцем гаража, которым при жизни распорядился Ч*. В этой части иск Чернова А.В. подлежит удовлетворению.

Оснований для признания недействительными заявления, поданного в президиум Московского районного совета автомобилистов написанное Черновым А.В. от имени Ч*, заявление, поданное в президиум М* районного совета автомобилистов о перерегистрации гаража на имя Чернова А.В., протокол № * заседания президиума районного совета автомобилистов М* района от 28 марта 2008 года, по следующим основаниям.

В соответствии со ст.177 ГК РФ сделка, совершенная гражданином, хотя и дееспособным, но находившимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признана судом недействительной по иску этого гражданина либо иных лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены в результате ее совершения.

Истец Чернов Н.В. в качестве основания недействительности указанных документов указал, что его отец Ч* являлся и* * группы по зрению и в последнее время лежал, вставал редко, сам не расписывался и в силу своего физического состояния не мог понимать значение своих действий или руководить ими. В связи с чем, подписывая заявление о передаче гаража одному из сыновей, не понимал последствий этого действия.

Согласно ст. 12, ст. 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности сторон и каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Истцом Черновым Н.В. не было представлено доказательств, подтверждающих, что в силу своего физического состояния Ч* не мог понимать значение своих действий или руководить ими. Одного наличия инвалидности в данном случае недостаточно. Не было представлено суду доказательств и того, что заявление было подписано не самим Ч*.

Таким образом, оснований для признания недействительными указанных выше документов не имеется.

Поскольку Ч*,умерший 22.09.2008 г. (л.д.4), при жизни распорядился принадлежащим ему гаражом, оснований для включения гаража в наследственную массу также не имеется.

Истцом по встречному иску Черновым А.В. заявлено требование о признании за ним права владения, пользования и распоряжения спорным гаражом. Исковые требования полежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 209 ч.1 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Следовательно, заявляя требование о признании права владения, пользования и распоряжения гаражом, истец предполагал о наличии у него права собственности на указанное строение, составляющими которого являются указанные им права.

Судом также установлено, что гараж № * бокс № * ГК № * расположен на земельном участке, который в настоящее время вошел в границы земельного участка, занятого полосой отвода железной дороги, является федеральной собственностью с 3.11.2004 г. и предоставлен в аренду на 49 лет ОАО «Р*» на основании договора от 05.09.2005 г. (л.д.101, 141-143).

Согласно генеральному плану города Нижнего Новгорода, утвержденного постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 17.03.2010 г. № *, земельный участок, на котором расположен гараж № *, определен как категория улиц и дорог для строительства городской дороги с непрерывным движением (л.д.193). Доказательств того, что земельный участок, на котором расположен спорный гараж, был предоставлен гаражному кооперативу под строительство гаражей в установленном законом порядке, суду представлено не было.

Однако, учитывая, что все действия по строительству гаража производились первоначально Ч* на основании разрешения на строительство (л.д.157), о том, что земельный участок не предоставлялся под строительство гаражному кооперативу в установленном законом порядке, ему известно не было, следовательно, его действия носили правомерный характер. Спорный гараж не может являться самовольной постройкой. Оснований к отказу в иске Чернову А.В. не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В иске Чернову Н. В. к Чернову А. В. о признании недействительными заявлений о перерегистрации членов гаражного кооператива, протокола заседания президиума районного совета автомобилистов М* района г.Н.Новгорода, признании гаража наследственным имуществом и признании права владения, пользования и распоряжения на 1/2 долю гаража отказать.

Иск Чернова А.В. удовлетворить.

Признать за Черновым А. В. право владения, пользования и распоряжения гаражом, расположенным в гаражном кооперативе № * М* района по адресу: г.Нижний Новгород, ул. Б*, бокс № *, * линия, гараж № * площадью 23,5 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.