РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 28 ноября 2011 года г.Н.Новгород Московский районный суд г.Н.Новгород в составе: председательствующего судьи Лопатиной И.В., при секретаре Птушко Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Морозова Ю. И. к администрации Московского района города Нижнего Новгорода о признании распоряжения недействительным, У С Т А Н О В И Л: Морозов Ю.И. обратился в суд с иском к Администрации Московского района г.Н.Новгорода, указывая, что решением районной жилищной комиссии от 10.02.1998 года при администрации Московского района г.Н.Новгорода, мать истца М* и члены ее семьи, в том числе истец, были поставлены на учет в Администрации Московского района в качестве граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Распоряжением главы администрации Московского района № 682-р от 11.07.2011г. они сняты с учета в качестве граждан, нуждающихся в жилых помещениях на основании подп.2 п.1 ст. 11 Закона Нижегородской области от 16.11.2005 года № 179-3 «О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», ввиду утраты основания дающего право на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с п.2 ст.51 ЖК РФ. Как следует из письма № * от 11.07.2011г. снятие с учета было произведено на основании того, что на одного человека в семье матери истца М* приходится 20,38 кв.м. обшей площади жилых помещений и 14, 26 кв.м. жилой, что выше указанных учетных норм. При этом расчет общей площади всех жилых помещений на количество членов семьи производился исходя из общей и жилой площади квартиры № * дома № * по ул. Б* в городе Нижнем Новгороде (общей площадью 59,7 кв.м.. жилой – 42,8 кв.м.), в которой зарегистрированы все ранее состоявшие на учете нуждающихся в жилых помещениях и общей и жилой площади квартиры № * дома № * по пр. К* в городе Нижнем Новгороде, принадлежащей на праве собственности супругу матери истца М*. Истец считает, что расчет учетной нормы площади жилого помещения в отношении него произведен неверно. Согласно договору о безвозмездной передаче жилья в собственность от 15.08.2005г. в собственности истца и собственности членов его семьи: матери М*, бабушки К*, сестры М**, находится по 1\4 доли в праве общей долевой собственности. Общая площадь квартиры составляет 42.2 кв.м. Согласно выписке из домовой книги от 13.05.2011г. в указанной квартире зарегистрированы 5 человек - собственники квартиры и М*. Членом семьи М*, истец не является, поскольку он не является его отцом, он его не усыновлял, в принадлежащую ему на праве собственности квартиру № * дома № * по проспекту К* в качестве члена своей семьи не вселял, на регистрационном учете в данной квартире истец также не состоит. Следовательно, общая площадь квартиры, принадлежащей на праве собственности М* не должна учитываться при расчете приходящейся на истца общей площади жилого помещения. Таким образом, размер приходящейся на истца обшей площади составляет 8,44 кв.м., что менее установленной законодательством учетной нормы обшей площади 10 кв.м. на человека. Истец просит признать пункт 1 и подпункт 1.1. распоряжения администрации Московского района г.Н.Новгорода № 682-р от 11.07.2011г. в части снятия его с учета в качестве гражданина, нуждающегося в жилом помещении, недействительным, обязать администрацию Московского района г.Н.Новгорода восстановить его в очередности в списке граждан, состоящих на учете в качестве гражданина нуждающегося в жилом помещении, в администрации Московского района г.Н.Новгорода. В судебное заседание истец Морозов Ю.И. не явился, о мете и времени слушания дела извещен надлежащим образом, его представитель Губанова Е.Ю., действующая на основании ордера в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме. Представитель ответчика Администрации Московского района г.Н.Новгорода Лощилова И.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, и пояснила, что определение нуждаемости в жилых помещениях семьи Морозовых в составе 5 человек, проживающих по адресу: г.Нижний Новгород, ул. Б*, д. *, кв. *, произведено в соответствии с условиями п. 2 ст. 51 ЖК РФ. Общая площадь жилого помещения по месту их регистрации (Б*, д. 7, кв. 49) – составляет 42,2 кв.м., общая площадь квартиры в собственности М* (пр. К*, д. *, кв. *) составляет 59,70 кв.м. Таким образом, на одного человека приходится 20,38 кв.м., что превышает установленную на территории города Нижнего Новгорода учетную норму. Оснований для восстановления в очередности в списке граждан, состоящих на учете в качестве граждан, нуждающихся в жилом помещении только Морозова Ю.И. в соответствии с действующим законодательством РФ, не имеется. Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено что 10 февраля 1998 года М* и члены ее семьи мать К*, муж М*, дочь М*, сын С* были поставлены на учет в администрации Московского района г.Н.Новгорода как нуждающиеся в жилых помещениях, как одна семья в составе 5 человек, поскольку указанные граждане проживали в квартире * дома * по ул. Б* г.Н.Новгорода, общей площадью 42,2 кв.м. Указанная квартира находится в общей долевой собственности М*, К*, М*, С* по 1/4 доле у каждого. В июне 2011г. от М* поступило обращение в Управление по учету и распределению жилья Администрации г.Н.Новгорода с целью постановки на учет для получения социальной выплаты на компенсацию части платежа по полученному ипотечному жилищному кредиту в рамках областной целевой программы «Ипотечное жилищное кредитование населения Нижегородской области». В ходе проверки обращения, было установлено, что у супруга М* – М* имеется в собственности жилое помещение по адресу: г.Н.Новгород, пр. К*, д. *, кв. *. При наличии указанных обстоятельств, на основании распоряжения главы администрации Московского района г.Н.Новгорода № 682-р от 11 июля 2011г. М* и члены ее семьи мать К*, муж М*, дочь М*, сын С* в соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 11 Закона Нижегородской области от 16.11.2005г. № 179 –З «о порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», были сняты с учета нуждающихся в жилом помещении (л.д. 6). 26 июля 2011г. М* обратилась в Администрацию г.Н.Новгорода с заявлением по вопросу сохранения за ее сыном С* очередности в списке граждан, состоящих в администрации района на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в чем ей было отказано из –за отсутствия правовых оснований, в соответствии с письмом от 16.08.2011г. (л.д.7). Суд не находит основании для признания пункта 1 и подпункта 1.1. распоряжения администрации Московского района г.Н.Новгорода № 682-р от 11.07.2011г. в части снятия Морозова Ю.И. с учета в качестве гражданина, нуждающегося в жилом помещении, недействительным, обязании администрацию Московского района г.Н.Новгорода восстановить его в очередности в списке граждан, состоящих на учете в качестве гражданина нуждающегося в жилом помещении в администрации Московского района г.Н.Новгорода, по следующим основаниям. Согласно ст. 51 ЖК РФ Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. 2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Согласно ст. 52 ЖК РФ 1. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. 2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. 3. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. 4. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. 5. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. 6. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. 7. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Согласно ч.1 ст. 56 ЖК 1. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; 6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. 2. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке. Согласно ст. 11 Закона Нижегородской области от 16.11.2005г. № 179-З «О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» граждане снимаются с учета в соответствии с частью 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае: 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 2. Решение о снятии с учета должно быть принято органом, на основании решения которого граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия такого решения. Решение о снятии с учета должно содержать основания снятия с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решение о снятии с учета выдается или направляется гражданам, в отношении которых принято такое решение, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано указанными гражданами в судебном порядке. Согласно Постановлению № 14 от 16.03.2005г. «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения в городе Нижнем Новгороде» на территории г.Н.Новгорода установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 10 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека для проживающих в отдельных квартирах (доме). Судом установлено, что М*,К*,М*,М*,Морозов Ю.И. были поставлены на учет в администрации Московского района г.Н.Новгорода в качестве нуждающихся в жилых помещения как члены одной семьи, поскольку при постановке их на учет учитывалось, что все 5 человек проживают совместно, ведут общее хозяйство и имеют единственное жилое помещение по адресу: г.Н.Новгород, ул. Б*, д. *, кв. *, общей площадью 42, 2 кв.м., следовательно, количество кв.м. на 1 человека у них составляло 8,44 кв.м., что менее учетной нормы в 10 кв.м. Поскольку в 28 декабря 2010г. М* было оформлено право собственности на квартиру * в доме * по пр. К* г.Н.Новгорода, общей площадью 59,7 кв.м., о чем выдано соответствующее свидетельство (л.д.17), администрацией Московского района г.Н.Новгорода обоснованно был произведен перерасчет количества квадратных метров, приходящихся на каждого члена семьи, поскольку в соответствии с ч.2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Проведя необходимые расчеты Администрацией было установлено, что после оформления М* права собственности на указанную квартиру, основания для постановки М*, К*, М*,М*, Сидорова (Морозова) Ю.И. на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий отпали, поскольку количество квадратных метров приходящихся на каждого члена семьи стало превышать учетную норму, в связи с чем они обоснованно были сняты с учета. В исковом заявлении истец ссылается на то обстоятельство, что при снятии их с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий Администрацией Московского района г.Н.Новгорода необоснованно при выполнении расчета приходящейся доли на каждого члена семьи была учтена площадь принадлежащей М* квартиры * в доме * по пр. К* г.Н.Новгорода общей площадью 59,70 кв.м., поскольку он, истец, не считает М* членом своей семьи. Суд находит указанный довод истца не обоснованным, поскольку при постановке их семьи на учет в качестве нуждающихся, никем не оспаривалось то обстоятельство, что Морозов Ю.И. является с ними членом одной семьи, следовательно и расчет учетной нормы производился на 5 человек с учетом Морозова Ю.И. Истец, излагая свои доводы не учитывает того обстоятельства, что в случае если бы Морозов Ю.И. не являлся членом их семьи расчет учетной нормы должен был бы производиться на четырех человек и составил бы по 10, 55 кв.м. на человека, в связи с чем, поставить М*,К*,М*, Сидорова (Морозова) Ю.И. на учет не представлялось бы возможным. Таким образом, поскольку М*,К*,М*,М*, Сидоров (Морозов) Ю.И. были поставлены на учет в администрации Московского района г.Н.Новгорода в качестве нуждающихся в жилых помещения как члены одной семьи и все вместе были сняты с учета, суд не находит оснований для признания п.1 и подпункта 1.1 распоряжения администрации Московского района г.Н.Новгорода № 682-р от 11.07.2011г. недействительным, поскольку решение о постановке на учет и снятии с учета принималось в отношении всех членов семьи в совокупности, а не в отношении каждого из них, по существу оно является законным и обоснованным. В судебном заседании представителем истца не оспаривалось то обстоятельство, что М*,К*,М*,М*, Морозов Ю.И. до настоящего времени проживают одной семьей, ведут общее хозяйство. Довод о том, что при выполнении расчетов, Администрацией Московского района г.Н.Новгорода не было учтено, что в квартире принадлежащей М* зарегистрировано 4 человека, суд находит несостоятельным, поскольку даже с учетом их проживания в квартире, количество квадратных метров на каждого, превышает учетную норму в 10 кв.м. на человека. Кроме того, суд принимает во внимание то обстоятельство, что с самостоятельным заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий истец Морозов Ю.И. в Администрацию Московского района не обращался, конкретно в отношении него одного указанный вопрос Администрацией Московского района г.Н.Новгорода не рассматривался и не решался, письменного отказа в постановке на учет не имеется. Таким образом, правовые основания для удовлетворения искового заявления Морозова Ю.И. отсутствуют. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований Морозова Ю.И. о признании недействительным пункта 1 подпункта 1.1 распоряжения администрации Московского района г.Н.Новгорода № 682-р от 11.07.2011г. в части снятии его с учета в качестве гражданина, нуждающегося в жилом помещении отказать. Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 суток со дня его принятия в окончательной форме.