Решение по иску о защите прав потребителя, обязанности сделать перерасчет за коммунальную услугу



РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 апреля 2011 года.

Московский районный суд г. Н. Новгорода в составе

председательствующего судьи Якимова И.А.

представителей Кисляковой Т.Ю.

при секретаре Массовой М.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Синицыной Г. Е. к ОАО «Д*» о защите прав потребителя, обязанности сделать перерасчет за коммунальную услугу,

УСТАНОВИЛ:

Истица обратилась в суд с иском к ответчику, указывая, что является собственником квартиры ** дома ** по ул. Б* г. Н. Новгорода. ОАО «Д*» оказывает ей коммунальные на основании договора от 22.11.2000 г. в период с 20.07.2010 г. по 30.09.2010 г. во всем доме отсутствовала горячая вода. 27.09.2010 г. она направила письмо в ОАО «Д*» с просьбой произвести перерасчет за коммунальную услугу «горячая вода» за указанный период. Ответа на заявление не поступило, перерасчет не произведен. Истица просила возложить на ответчика – ОАО «Д*» обязанность сделать перерасчет за коммунальную услугу «горячая вода» за период 20.07.2010 г. по 30.09.2010 г. включительно.

В судебном заседании истица поддержала иск.

Представитель ответчика ОАО «Д*» Кислякова Т.Ю. иск не признала. Пояснила, что акт о непредоставлении коммунальных услуг не составлялся. Основанием для перерасчета может служить только акт о непредставлении коммунальных услуг или о предоставлении услуг ненадлежащего качества. 22.10.2010 года произведены контрольные замеры температуры горячей воды в точках разбора жилого дома № ** по ул. Б*, актом зафиксированы только отклонения температуры горячей воды в квартирах с * по ** указанного дома. В квартире ** отклонения температуры горячей воды зафиксировано не было. Заявки жителей дома передаются подрядной организации ООО «Д*», в случае выхода по заявке данная организация должна составить акт, но актов не составлялось.

Представитель третьего лица, ООО «Д*» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании пояснил, что работы по обслуживанию жилого дома № ** по ул. Б* по договору с ОАО «Д*» производило ООО «Д*». В случае производства работ должны быть составлены акты. В случае если работы производились ОАО «Т*», данная организация должна была уведомить жильцов об отключении воды и составить акт (л.д. 31).

Выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 29 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 23.11.2009) "О защите прав потребителей» предусматривает права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги):

1. Потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:

соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги)

Согласно ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации 2. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2) плату за коммунальные услуги.

3. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

4. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает: 2. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В силу ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации 4. При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307 (ред. от 29.07.2010) "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам") устанавливает:

60. При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную приложением N 1 к настоящим Правилам продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным приложением.

61. При перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при проведении 1 раз в год профилактических работ в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил плата за коммунальные услуги при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета снижается на размер стоимости непредоставленных коммунальных услуг.

64. В случае непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба).

65. Сообщение о непредоставлении коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес проживания, а также вид непредоставленной коммунальной услуги или предоставленной коммунальной услуги ненадлежащего качества. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем заявку (фамилию, имя и отчество), регистрационный номер заявки и время ее приема.

66. В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан немедленно сообщить об этом потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок. Эта отметка является основанием для признания исполнителем факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

67. В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта непредоставления коммунальных услуг или проверки качества предоставления коммунальных услуг. По результатам проверки составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем).

68. Если потребитель (или его представитель) и исполнитель (или его представитель) не пришли к единому решению относительно качества предоставления коммунальных услуг, то ими определяются новое время и дата оценки качества предоставления коммунальных услуг, на которую приглашается представитель государственной жилищной инспекции и представитель общественного объединения потребителей. По результатам повторной оценки качества предоставления коммунальных услуг составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем). Наряду с указанными лицами акт может быть подписан представителем государственной жилищной инспекции и представителем общественного объединения потребителей.

69. В акте о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества указываются нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

70. Датой начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается:

а) время подачи потребителем в аварийно-диспетчерскую службу заявки о факте непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества;

б) время, указанное в акте, составленном исполнителем в порядке, определенном пунктами 67 - 69 настоящих Правил, - в случае выявления исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества;

73. Акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества или акт о причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу потребителя или совместно проживающих с ним лиц, общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме составляется в 2 экземплярах, один из которых передается потребителю (или его представителю), второй - остается у исполнителя.

74. Период предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается оконченным:

а) со дня подписания потребителем (или его представителем) акта об устранении недостатков предоставления коммунальных услуг, оформляемого в порядке, определенном пунктами 67 - 69 настоящих Правил;

б) с момента возобновления предоставления коммунальных услуг надлежащего качества, зафиксированного соответствующим прибором учета.

В судебном заседании установлено, что истица является собственником жилого помещения – кв. ** дома ** по ул. Б* г. Н. Новгорода. Она в установленном порядке производит оплату за коммунальные услуги, в том числе за горячую воду (л.д. 5-7). Оплата истицей предоставляемых ей коммунальных услуг по выставленным ей счетам свидетельствует о наличии договорных отношений между сторонами. При этом ответчиком предоставляются истице платные услуги для ее личных, бытовых нужд, в связи с чем отношения сторон регулируются также Законом РФ «О защите прав потребителей».

Согласно пояснениям истицы с 20.07.2010 г. по 30.09.2010 года в доме 16 по ул. Б*, в том числе в ее квартире, отсутствовала горячая вода: вода поступала холодная или чуть теплая, горячая вода поступала только в ночные часы. По ее неоднократным обращениям в диспетчерскую службу недостаток предоставления коммунальной услуги не устранен, к ней работники обслуживающей организации не выходили, каких-либо актов не составляли. После ее обращения на телевидение в программу «Г*» телеканала «С*» 13.10.2010 года недостаток был устранен на следующий день. 27.09.2010 года истица в числе других жильцов дома обратилась с письменным заявлением в ОАО «Д*» о производстве перерасчета с июля по сентябрь за горячую воду (л.д. 12). Ответа на заявление она не получила.

Суд полагает установленным, что услуга «горячая вода» истице не предоставлялась, горячая вода поступала с недопустимыми перерывами.

Как следует из журнала заявок ОАО «Д*» по заявлениям С*, проживающего: ул. Б* **-**, неоднократно поступали обращения в колцентр подрядной организации в связи со слабым напором горячей воды, вода течет чуть теплая. Температура воды не соответствует норме (л.д. 24). Обращения были 24.08.2010 г., 6.09.2010 г. и 23.09.2010 года. В журнале указано на устранение недостатков, однако акты выполненных работ с подписью потребителя, свидетельствующие об устранении недостатков работниками ОАО «Д*» либо подрядной организации в нарушение п. 74 Правил предоставления коммунальных услуг не составлялись. Доказательств обратного представитель ответчика не представил. Не представлено таких актов и третьим лицом – ООО «Д*». В данном случае обязанность предоставления доказательств, подтверждающих надлежащее оказание услуги, лежит на ответчике.

При этом по сообщению ОАО «Т*» по технологическим причинам в связи с проводимыми работами отключения ГВС по дому ** по ул. Б* имели место лишь 24.08. и 25.08.2010 года (л.д. 38).

Что касается доводов представителя ответчика об отсутствии оснований для перерасчета ввиду того, что не составлялся акт о непредоставлении или ненадлежащем предоставлении коммунальных услуг, то суд не может с ними согласиться. В соответствии с указанными Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, сообщение о непредставлении коммунальных услуг может быть сделано устно, в том числе по телефону и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе.

В силу п. 67 Правил на сотрудника аварийно-диспетчерской службы возложена обязанность при неизвестности причин, по которым не предоставляются коммунальные услуги согласовать с потребителем время проверки и составить соответствующий акт, копия которого вручается потребителю. Данная обязанность ответчиком не исполнена. Между тем истица неоднократно в указанный период обращалась по телефону с сообщениями в диспетчерскую службу об отсутствии горячей воды, что подтверждается и расшифровкой данных по телефонным соединениям (л.д.20-23). При этом зарегистрированы были не все ее обращения, в установленном порядке акты не составлялись. Только после обращения истицы на телевидение в программу с участием мэра г. Н. Новгорода недостаток коммунальной услуги был устранен.

При таких обстоятельствах акты не были составлены по вине работников диспетчерской службы, не выполнивших свои обязанности, предусмотренные законом, и это обстоятельство не может служить основанием к отказу для перерасчета коммунальных услуг истице.

В соответствии с Условиями изменения размера паты за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 установлены требования к горячему водоснабжению: бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года. Допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали 24 часа.

В соответствии с п. 61 постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (ред. от 29.07.2010) "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» при перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, плата за коммунальные услуги при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета снижается на размер стоимости непредоставленных коммунальных услуг.

Таким образом, суд полагает, что в соответствии с указанными нормативными актами ответчик обязан произвести истице Синицыной перерасчет за непредоставление коммунальной услуги «горячая вода» в соответствии с п. 61 постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (ред. от 29.07.2010) "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», то есть снизить на размер стоимости непредоставленной коммунальной услуги.

Вместе с тем, поскольку перерасчет производится с даты начала непредоставления коммунальных услуг, которой считается время подачи потребителем в аварийно-диспетчерскую службу заявки о факте непредоставления коммунальных услуг (п. 70 Правил), перерасчет может быть произведен с даты обращения истицы в диспетчерскую службу. Впервые Синицына Г.Е. обратилась в диспетчерскую службу по телефону 20.08.2010 года (л.д. 20). Указанное обращение должно быть зарегистрировано и составлен соответствующий акт. С учетом изложенного суд обязывает ответчика произвести Синицыной Г.Е. перерасчет по коммунальной услуге «горячая вода» с 20.08.2010 года по 30.09.2010 года. Требование истца в части перерасчета с 20.07.2010 г. по 20.08.2010 г. не может быть признано обоснованным.

Исковые требования Синицыной Г.Е. подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить частично: обязать ОАО «Д*» произвести Синицыной Г. Е. перерасчет за коммунальную услугу «горячая вода» за период с 20.08.2010 г. по 30.09.2010 г. включительно. В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней через районный суд.