Приговор от 11.05.2011 о признании гражданина виновным по ст.111 ч.4 УК РФ - умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего



Дело № 1-94/2011 г.

ПРИГОВОР

Именем Российской Федерации

г. Калининград 11 мая 2011 года

Московский районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Андроновой Л.Н.,

с участием государственного обвинителя Гусевой А.В.,

подсудимого Лебедева В.А.,

<данные изъяты>

защитника Лобаса М.М., представившего ордер № 977 от 11.04.2011 г.,

потерпевшей ФИО1

при секретаре Булгаковой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении Лебедева В.А., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 111 ч. 4 УК РФ,

УСТАНОВИЛ:

Лебедев В.А. совершил особо тяжкое преступление против жизни и здоровья при следующих обстоятельствах.

ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, между проживающими в указанной квартире Лебедевым В.А. и ФИО2 произошла ссора, в ходе которой у Лебедева В.А. на почве длительной личной неприязни к ФИО2 возник умысел на причинение тяжкого вреда здоровью последнему. Реализуя свой преступный умысел, находясь в указанное время и в указанном месте, Лебедев В.А., действуя умышленно, осознавая, что своими действиями причиняет тяжкий вред здоровью ФИО2, но, не желая его смерти, нанес последнему кулаками не менее 9 ударов в область головы, не менее 2 ударов в область передней поверхности шеи, не менее 4 ударов в область передней поверхности груди и живота, не менее 2 ударов в область верхних конечностей, не менее 3 ударов в область нижних конечностей, причинив тем самым ФИО2 следующие телесные повреждения:

- закрытую тупую травму живота - разрывы тонкой (подвздошной) кишки и ее брыжейки, хвоста поджелудочной железы и селезенки; кровоизлияния в подкожно-жировой клетчатке передней брюшной стенки справа в среднем ее отделе, правой боковой поверхности живота, нижнего отдела заднебоковой поверхности грудной клетки слева, которые квалифицируются как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни и состоят в прямой причинной связи с наступившей смертью;

- закрытую тупую травму шеи - множественные переломы подъязычной кости и щитовидного хряща гортани с кровоизлияниями в мягких тканях шеи, которые квалифицируются как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни; ушибленную рану на волосистой части лобной области головы, кровоизлияние в мягких покровах в теменной и лобной областях, кровоподтеки на лице, на передней поверхности грудной клетки, верхних и нижних конечностях, которые причинили легкий вред здоровью, в причинной связи с наступившей смертью ФИО2 не состоят.

Смерть ФИО2 наступила ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> больнице <данные изъяты> от закрытой тупой травмы живота с разрывами органов брюшной полости, сопровождавшихся кровотечением в брюшную полость, осложнившейся кровопотерей, разлитым фибринозно-гнойным перитонитом и интоксикацией.

Подсудимый Лебедев В.А. вину в содеянном признал полностью и показал, что ДД.ММ.ГГГГ он вернулся домой с работы, увидел, что сожитель его матери ФИО2 тащит ее за шею и волосы на кухню, пытаясь избить. Поскольку ФИО2 избивал его мать регулярно, он решил его успокоить. Сначала он пытался убедить ФИО2 не трогать мать, но тот не реагировал, продолжая тащить ее за волосы и наносить удары, а на его предупреждение ответил оскорблением в нецензурной форме. Будучи возмущенным действиями ФИО2 и переживая за мать, а также для того, чтобы пресечь противоправные действия ФИО2 по отношению к матери, он нанес несколько ударов кулаками в область лица ФИО2, отчего тот упал на газовую плиту, а затем на пол, продолжая при этом выкрикивать угрозы в его адрес. После чего ФИО2 встал и начал замахиваться на него руками. Тогда он нанес ФИО2 еще несколько сильных ударов в область туловища, от которых тот упал на пол и больше не вставал. Сожалея о случившемся, он сам пытался всячески помочь ФИО2, а также сразу же вызывал «скорую помощь» для ФИО2, однако тот от госпитализации отказался. Весь следующий день ФИО2 продолжал употреблять спиртные напитки, а к вечеру ему стало хуже, в связи с чем он вновь вызвал для ФИО2 «скорую помощь», которая и госпитализировала его.

Кроме полного признания вины подсудимым, его виновность в содеянном полностью подтверждается совокупностью добытых в судебном заседании доказательств: показаниями потерпевшей, свидетелей, эксперта, исследованными и оглашенными в судебном заседании письменными доказательствами.

Потерпевшая ФИО1 показала, что ФИО2 являлся ее сыном. Последние 10 лет он сожительствовал с ФИО3 в <адрес>. Вместе с ними проживал и сын ФИО3 - Лебедев В.А. Ей известно, что последние годы ее сын вместе с ФИО3 злоупотребляли спиртными напитками, вели аморальный образ жизни. ДД.ММ.ГГГГ от представителя агентства ритуальных услуг ей стало известно, что ее сын ФИО2 умер в больнице. Приехав к ФИО3 домой она узнала, что ФИО2 избил сын ФИО3

Свидетель ФИО3 показала, что в ночь с ДД.ММ.ГГГГ они в своей квартире совместно с сожителем ФИО2, а также со знакомыми ФИО4 и ФИО5 распивали спиртные напитки. Примерно в ДД.ММ.ГГГГ она легла спать, проснулась от того, что ФИО2, будучи сильно пьяным, схватил ее за одежду и волосы, стал тащить на кухню, требуя дать денег на спиртное. В это время она увидела своего сына Лебедева В.А., который вернулся с работы и стал кричать на ФИО2, чтобы тот не трогал ее, а затем Лебедев В.А. нанес ФИО2 несколько ударов в лицо, отчего ФИО2 завалился на газовую плиту, а потом встал и пошел на Лебедева В.А., но Лебедев В.А. снова нанес ему удары кулаками по телу и тот упал на пол, из его головы потекла кровь. Лебедев В.А. сразу же стал оказывать ФИО2 помощь, а затем вызвал «скорую помощь», но когда приехали медицинские работники, ФИО2 ехать с ними отказался. Перевязав ФИО2, «скорая помощь» уехала, а ФИО2 лег спать. Проснувшись на следующий день ФИО2 снова употребил спиртное, которое она ему принесла из магазина, а затем стал жаловаться на боли в животе. Тогда Лебедев В.А. снова вызвал для ФИО2 «скорую помощь», которая отвезла его в больницу, где он ДД.ММ.ГГГГ умер. Кроме Лебедева В.А. никто ФИО2 не избивал, никаких телесных повреждений у него до избиения Лебедевым В.А. не было.

Свидетель ФИО5 показал, что с ДД.ММ.ГГГГ с разрешения ФИО3 он проживал в ее квартире <адрес>, куда ДД.ММ.ГГГГ к нему в гости пришла и его знакомая ФИО4 В тот вечер они с ФИО3, ее сожителем ФИО2 и ФИО4 распивали спиртные напитки, общались, все были пьяные, так как выпили около 2 литров водки. Примерно около ДД.ММ.ГГГГ между ФИО3 и ФИО2 произошла ссора и потасовка, в ходе которой ФИО2 ударил ФИО3 по лицу, она плакала, кричала. В это время домой с работы вернулся сын ФИО3 - Лебедев В.А., который, увидев мать в таком состоянии, стал защищать ее, сказав ФИО2 чтобы не трогал его мать и оттолкнул его, отчего ФИО2 упал на плиту, после чего Лебедев В.А. нанес ФИО2 сильные удары кулаками по телу, не менее пяти ударов, говоря при этом, что «пьянки» и скандалы ему надоели, и что он уже предупреждал ФИО2, чтобы больше такого не было. Избив ФИО2, Лебедев В.А. вызвал «скорую помощь». Когда приехали медицинские работники, ФИО2 ехать в больницу отказался, а на следующий день сам попросил вызвать «скорую помощь», сказав, что ему плохо. Когда приехали медицинские работники, они с Лебедевым В.А. спустили ФИО2 вниз и помогли поместить в машину «скорой помощи». Кроме Лебедева В.А. ФИО2 никто в ту ночь не избивал.

Показания, аналогичные показаниям свидетеля ФИО5 дала в судебном заседании свидетель ФИО4, пояснив, что после распития большого количества спиртных напитков ФИО3 и ФИО2 стали ругаться, ФИО2 хватал и тащил ФИО3 за одежду. В этот момент вернулся с работы Лебедев В.А. Увидев происходящее, он нанес несколько ударов ФИО2 по лицу, отчего тот упал на пол, а когда поднялся, Лебедев В.А. вновь нанес ему еще удары по телу в область груди и живота, крича при этом, что предупреждал ФИО2 о том, чтобы он не бил и не оскорблял его мать, и что больше он терпеть не будет. После избиения ФИО2 Лебедев В.А. вызвал «скорую помощь», но ФИО2 ехать в больницу отказался. Вечером на следующий день ФИО2 сказал, что ему плохо, держался за живот, попросил сам вызвать «скорую помощь». Когда приехали медицинские работники, Лебедев В.А. и ФИО5 помогли спустить ФИО2 в машину, после чего его увезли в больницу, где он умер.

Свидетель ФИО6 показал, что он работает фельдшером «скорой помощи». Примерно в ДД.ММ.ГГГГ он выезжал в составе бригады «скорой медицинской помощи» в <адрес> откуда госпитализировали ФИО2, который жаловался на сильные боли в животе, имел телесные повреждения. При первоначальном осмотре у пострадавшего был выявлен симптом «твердого живота», что означает повреждения внутренних органов. Больной был доставлен в <данные изъяты> больницу.

Свидетель ФИО7 показала, что подсудимый Лебедев В.А. является ее племянником, охарактеризовала его исключительно с положительной стороны пояснив, что воспитывался и проживал он в тяжелых условиях, его воспитанием мать ФИО3 и ее сожитель ФИО2 не занимались, вели аморальный образ жизни, злоупотребляли спиртными напитками, сожитель постоянно избивал ФИО3, ломал ей ребра, что видел и ребенок. Отслужив в армии, Лебедев В.А. пытался решить с матерью жилищный вопрос, но разменять квартиру она отказалась, в связи с чем он вынужден был жить в невыносимых условиях, при этом постоянно работал.

Также вина подсудимого в содеянном подтверждается исследованными в судебном заседании письменными доказательствами:

- протоколом осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого была осмотрена <адрес> (т. 1 л.д. 54-57);

- справкой <данные изъяты> больницы от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которой ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 был госпитализирован в хирургическое отделение по поводу тупой травмы живота (т. 1 л.д. 20);

- заключением эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ по акту судебно-медицинского исследования трупа ФИО2, <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого у ФИО2 при поступлении в медицинский стационар ДД.ММ.ГГГГ, во время операций и при исследовании его трупа были обнаружены следующие повреждения: закрытая тупая травма живота - разрывы тонкой (подвздошной) кишки и ее брыжейки, хвоста поджелудочной железы и селезенки; кровоизлияние в подкожно-жировой клетчатке передней брюшной стенки справа в среднем ее отделе, правой боковой поверхности живота, нижнего отдела заднебоковой поверхности грудной клетки слева, которые квалифицируются как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни и состоят в прямой причинной связи с наступившей смертью; закрытая тупая травма шеи - множественные переломы подъязычной кости (шесть) и щитовидного хряща гортани (три) с кровоизлияниями в мягких тканях шеи, которая квалифицируется как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни; ушибленная рана на волосистой части лобной области головы справа, кровоизлияние в мягких покровах в теменной области справа и лобной области слева, небольшая ушибленная рана в области надбровной дуги с кровоподтеком на веках правого глаза, кровоподтеки на веках левого глаза, в левой скуловой области, в левой околоушной области, на верхней губе, в области подбородка, на передней поверхности грудной клетки, на тыле левой кисти, лучезапястном суставе, правом и левом бедре, левом коленном суставе, которые причинили легкий вред здоровью, в причинной связи с наступившей смертью ФИО2 не состоят. Смерть ФИО2 наступила ДД.ММ.ГГГГ от закрытой тупой травмы живота с разрывами органов брюшной полости (селезенки, хвоста поджелудочной железы, тонкой кишки и ее брыжейки), сопровождавшихся кровотечением в брюшную полость, осложнившейся кровопотерей, разлитым фибринозно-гнойным перитонитом и интоксикацией. Все вышеуказанные повреждения были причинены воздействиями каких-либо твердых тупых предметов, в том числе в результате ударов кулаками и ногами человека примерно за 2-3 суток до наступления смерти. После причинения вышеуказанных повреждений совершать какие-либо самостоятельные целенаправленные действия пострадавший мог (т. 1 л.д. 140-151). Допрошенный в судебном заседании эксперт ФИО8 вышеуказанные выводы по заключению экспертизы подтвердил полностью, а также дополнительно пояснил, что при своевременном оказании квалифицированной медицинской помощи при вышеуказанных телесных повреждениях последствий в виде смерти ФИО2 могло не наступить, так как гнойный перитонит, явившийся причиной наступления смерти, начал развиваться через 9 часов после получения травмы, а кровотечение продолжалось с момента травмы до окончания операции; принятие алкоголя пострадавшим уменьшило свертываемость крови и тем самым способствовало усилению кровотечения;

- протоколом проверки показаний на месте от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которой обвиняемый Лебедев В.А. на месте показал и рассказал об обстоятельствах причинения им ФИО2 телесных повреждений ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 129-132);

- копией карты вызова № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой бригада «скорой медицинской помощи» выезжала ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, где ФИО2 была оказана медицинская помощь, имеется запись об отказе в госпитализации (т. 1 л.д. 190);

- копия карты вызова №, согласно которой бригада «скорой медицинской помощи» выезжала ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> по поводу кровотечения у ФИО2, который был доставлен в приемный покой ЦГБ с диагнозом травмы внутрибрюшного органа (т. 1 л.д. 191).

Суд находит вину подсудимого Лебедева В.А. в содеянном полностью доказанной и квалифицирует его действия по ст. 111 ч. 4 УК РФ (в редакции ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ) как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего.

При назначении наказания суд учитывает характер, степень общественной опасности совершенного преступления, личность подсудимого, обстоятельства дела, влияние наказания на исправление осужденного.

Обстоятельствами, смягчающими наказание Лебедеву В.А., суд признает явку с повинной, полное признание вины, искреннее раскаяние в содеянном, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, <данные изъяты>, совершение преступления впервые, молодой возраст подсудимого, положительные характеристики по месту жительства, месту работы и месту службы, противоправность и аморальность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления, мнение потерпевшей, просившей о смягчении наказания.

Обстоятельств, отягчающих наказание Лебедеву В.А., судом не установлено.

С учетом всех обстоятельств дела и личности подсудимого, суд считает необходимым и целесообразным назначить ему наказание в виде лишения свободы без применения дополнительного наказания, предусмотренного санкцией статьи.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 307, 308, 309 УПК РФ, суд,

ПРИГОВОРИЛ:

Признать Лебедева В.А. виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 111 ч. 4 УК РФ (в редакции ФЗ РФ от 07.03.2011 года), и назначить ему наказание в 2 (два) года 6 (шесть) месяцев лишения свободы без ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Меру пресечения Лебедеву В.А. до вступления приговора в законную силу изменить: с подписки о невыезде и надлежащем поведении на заключение под стражу, взяв под стражу в зале суда.

Срок отбытия наказания Лебедевым В.А. исчислять с момента взятия под стражу.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Калининградский областной суд через Московский районный суд в течение 10 суток со дня его провозглашения, а осужденным - в тот же срок со дня вручения ему копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

Судья: