Дело № 2-1795/2011 год РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 22 ноября 2011 года Московский районный суд г. Калининграда обл. в составе: Председательствующего судьи Вартач-Вартецкой И. З. При секретаре Евлаховой Н. В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П.. в интересах неопределенного круга лиц к Г.. о признании незаконным деятельности, связанной с эксплуатацией здания, без специального приспособлении для беспрепятственного доступа инвалидов, понуждении к выполнению определенных действий У С Т А Н О В И Л: П… в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к Г… с вышеуказанным иском. Мотивирует свои требования тем, что П… в порядке надзора проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, в ходе которой установлено следующее. В соответствии со ст. 7 Конституции РФ, ст. 15 ФЗ от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно- правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Санитарные нормы и правила 35-01-2001 «Доступность здания и сооружения для маломобильных групп населения», утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 года № 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Настоящей проверкой установлено, что вход в здание Г…, расположенный по ул. Л… Х в городе К… не оборудован специальными приспособлениями (настилами, рельсами, пандусами), что препятствует свободному доступу в здание Г.. инвалидов колясочников и затрудняет реализацию их гражданских прав. Согласно договору № 182 от 20.03.2000 г. а…, а также дополнительным соглашением «№2 от 05.01.2004г. нежилое здание № Х по Л… проспекту передано Г.. на праве оперативного управления для использования. Указанное здание отнесено к объектам культурного наследия регионального значения - «З..» 1873 г., и подлежит государственной охране как памятник архитектуры конца 19 века. Правоотношения, регулируемые ФЗ от 25.06.202г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны данного объекта культурного наследия закреплены в заключенном между уполномоченным органом, в лице Службы государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области) и пользователем объектом культурного наследия Г…. Таким образом, Г.. использует нежилое здание, расположенное по адресу г.К.., Л.. пр., д. Х в качестве объекта социального использования в сфере культуры с нарушениями требований, установленных ФЗ №181 «О культуры с нарушениями требований, установленных ФЗ №181 «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» и правил 35-01-2001, утвержденных постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 мюля 2001 №73. Просит признать противоречащим действующему законодательству Помощник п.. Близнякова М. В. в судебном заседании требования поддержала по изложенным в иске основаниям, указав, что полагает возможным предоставление времени для установления пандуса до 30 апреля 2012 года. Представитель ответчика Г… Ткачева О. П. по доверенности в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражала, указав, что сами обращались к первому заместителю министра культуры и в центр материально-технического обеспечения по поводу необходимости переоборудования здания для исполнения государственной программы «доступная среда», поскольку исполнение требует больших материальных затрат, однако был получен ответ с предложением рассчитывать на свои силы. Ответчиком проведен большой объем работ, получено разрешение на переоборудование объекта культурного наследия, в настоящее время заключен договор на оказание услуг технического надзора, изготовлено техническое задание на установку пандуса, получили смету на разработку проектной документации. Работы по установке пандуса может произвести только специализированная организация, обладающая лицензией. Поскольку для проведения аукциона необходимо соблюдение предусмотренного законом регламента, и денежные затраты для производства работ, до 30 апреля 2012 года гарантируют установку пандуса. Представители ответчика Долматова Е. В., Мусияченко А. А. поясняли, что не оспаривают отсутствие оборудованного входа для инвалидов в здание, однако для установки пандуса ими уже произведен ряд работ, будут устанавливать пандус и готовы к этому. 3-е лицо К… в судебное заседание не явились, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом, в связи с чем суд рассматривает дело в их отсутствие. Судом в качестве 3-го лица по делу привлечена С…, которые в судебное заседание не явились, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом. Просят дело рассматривать в их отсутствие, о чем в материалах дела имеется письменное ходатайство, в связи с чем суд рассматривает дело в их отсутствие. Судом в качестве 3-го лица по делу привлечено Т…. Представитель 3-го лица по доверенности Данилов Г. П. не возражал против заявленных требований. Заслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. В соответствии с ч. 1 п. ж ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся социальная защита, включая социальное обеспечение. На основании ч. 1 ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 06.11.2011) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации") правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям. Одним из средств конкретизации положения ч. 1 ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (например, СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"), вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. В связи с этим должны быть созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа людей с недостатками физического и психического развития в зданиях и помещениях учреждений культуры, включая пандусы, специальные лифты. Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности. В соответствии с данными нормативными актами Госстроем РФ совместно с Минтрудом России разработана нормативная и методическая документация, предназначенная для обеспечения организации и проведения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации мероприятий по реализации положения Федерального закона "О социальной защите инвалидов Российской Федерации" в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. Как пояснили в судебном заседании представители ответчика, техническая документация разработана, разрешения получены, в связи с чем в первом квартале 2012 года гарантируют установку пандуса, не отрицая его отсутствие в настоящее время и необходимости его изготовления. Согласно ст. 39 ГПК РФ суд вправе принять признание иска ответчиком, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. В соответствии с положениями пунктов 1.4., 3.9., 3.1.3 "СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (утв. Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 N 73)) 1.4. проектные решения объектов, доступных для маломобильных групп населения (МГН), должны обеспечивать досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема; в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием. Как следует из материалов дела и в соответствии с уставом (л.д. 5) Г… расположен по адресу: г. К…, Л.. пр-т, Х. Двухэтажное нежилое здание литер А общей площадью Х м2 по адресу: г. К…, Л… проспект, Х находится в оперативном управлении Г… на основании договора № 182 о закреплении государственного имущества на праве оперативного управления от 20.03.2000, акта приема-передачи от 20.03.2000, дополнительного соглашения № 2 от 05.01.2004 к договору от 20.03.2000 № 182 о закреплении государственного имущества на праве оперативного управления (л.д. 33). В судебном заседании установлено, что в нарушение вышеназванных требований закона условия инвалидам для удовлетворения минимальных потребностей, в частности, беспрепятственного доступа в здание, не созданы. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов по согласованию с общественными объединениями инвалидов должны осуществляться меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. В соответствии с ч. 1 ст. 40 ФЗ от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации") сохранение объекта культурного наследия в целях настоящего Федерального закона - направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор. Согласно ст. 44 указанного Федерального закона приспособление объекта культурного наследия для современного использования - научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны, в том числе реставрация представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия. По сообщению С… (л.д. 26-27) здание по адресу г. К…, Л… проспект, Х, отнесено к объектам культурного наследия регионального значения - «З…» (архитектор Г. Мюллер), 1873 года постройки, подлежит государственной охране как памятник архитектуры конца XIX века. Правоотношения, регулируемые ФЗ от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в области охранения, использования, популяризации и государственной охраны данного объекта культурного наследия, закреплены в заключенном между уполномоченным органом (С…) и пользователем объектом культурного наследия (Г..) Охранном обязательстве на объект культурного наследия от 17.03.2000 г. № 1. В соответствии со ст. 40 ФЗ проведение работ по оборудованию данного общественно-значимого здания устройствами и приспособлениями для беспрепятственного доступа граждан с ограниченными возможностями возможно и относится к работам по сохранению объекта культурного наследия (приспособление для современного использования). Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия регламентирован ст. 45 ФЗ и ст. 27 Закона Калининградской области от 17.11.2003 г. № 344 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Калининградской области» и п. 2 Охранного обязательства. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ФЗ от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 18.07.2011, с изм. от 06.11.2011) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ. При этом тот факт, что спорное здание относится к объектам культурного наследия, не влечет отказа в иске. Так, как указала служба государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области проведение работ по оборудованию данного общественно-значимого здания устройствами и приспособлениями для беспрепятственного доступа граждан с ограниченными возможностями возможно и относится к работам по сохранению объекта культурного наследия (приспособление для современного использования). При этом Г… является надлежащим субъектом ответственности, поскольку согласно ч. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Собственник имущества не возражает против проведения мер по обеспечению здания приспособлением для беспрепятственного доступа инвалидов. При этом срок - до 30 апреля 2012 года, учитывая необходимость проведения комплекса необходимых мероприятий для обеспечения здания по адресу город К… Л… проспект, дом Х, специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов, является разумным и справедливым. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать осуществление деятельности Г…, связанной с эксплуатацией здания …, расположенного по адресу город К… Л… проспект, дом Х, без специального приспособления для беспрепятственного доступа инвалидов противоречащим действующему законодательству. Обязать Г… в срок до 30 апреля 2012 года реализовать комплекс мер по оборудованию объекта социальной инфраструктуры …., расположенного по адресу город К… Л… проспект, дом Х, специальными приспособления для беспрепятственного доступа инвалидов. Решение вступило в законную силу 08.12.2011, в суд кассационной инстанции ответчиком не обжаловалось. Судья Вартач-Вартецкая И. З. Согласовано: Председатель Московского районного суда г. Калининграда Толмачева Н.Н.
осуществление деятельности Г…, связанной с эксплуатацией здания …, расположенного по адресу г.К.., Л… Х без специального приспособления для беспрепятственного доступа инвалидов, обязать администрацию Г… реализовать комплекс мер по оборудованию объекта социальной инфраструктуры …, расположенный по адресу: г.К…, Л.. проспект, д.Х специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов.