решение от 10.02.2011 г. о частичном удовлетворении заявления Ханшояна И.А. о признании недействительным решения Калининград-Московской избирательной комиссии от 27.01.2011 г.



Дело № 2-411/2011

Решение

Именем Российской Федерации

«10» февраля 2011 года

Московский районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Уосис И.А.

с участием пом. прокурора Близняковой М.В.

при секретаре Антипенко А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Ханшояна И.А. о защите избирательных прав,

УСТАНОВИЛ:

Ханшоян И.А. обратился в суд с заявлением, указав, что решением избирательной комиссии по одномандатным избирательным округам № 1-9 по выборам депутатов окружного Совета депутатов г. Калининграда пятого созыва от 27.01.2011 года № 8/79-3 ему было отказано в регистрации как кандидата в депутаты окружного Совета депутатов г. Калининграда пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 1. В качестве основания такого отказа в регистрации в качестве кандидата в депутаты указано на недостаточное количество достоверных подписей избирателей. Полагает, что в соответствии с действующим законодательством выявление десяти и более процентов недостоверных или недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации как кандидата в депутаты, так как для регистрации ему требуется представить менее двухсот подписей. В соответствии со ст. 27 Закона Калининградской области «О муниципальных выборах в Калининградской области» количество заявленных им подписей избирателей - 127. Количество подписей, необходимых для регистрации, составляет 116. Количество подписей, признанных избирательной комиссией достоверными, - 94. Данное процентное соотношение не может являться основанием для снятия его с регистрации в качестве кандидата в депутаты окружного Совета депутатов г. Калининграда. Избирательной комиссией в своем решении указано на наличие четырех подписей избирателей, не обладающих активным избирательным правом в избирательном округе. Он с данным выводом не согласен, поскольку указанные избиратели фактически постоянно проживают в данном избирательном округе, от которого он выдвинут кандидатом в депутаты, и поэтому обладают активным избирательным правом в избирательном округе. При заседании территориальной избирательной комиссии им были переданы дополнительные материалы о законности и правомерности документов, поданных избирателями избирательного округа № 1. Просит признать решение территориальной избирательной комиссии Калининград - Московской от 27 января 2011 года № 8/79-3 незаконным и обязать избирательную комиссию восстановить его избирательные права как кандидата в депутаты окружного Совета депутатов г. Калининграда пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 1.

Ханшоян И.А. и его представитель в судебном заседании поддержали заявление, дали пояснения, аналогичные изложенным в заявлении. Заявитель уточнил, что его требования заключаются в признании недействительным указанного решения избирательной комиссии и обязании избирательной комиссии зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты окружного Совета депутатов г. Калининграда. Полагает, что в подписных листах отсутствуют неоговоренные в протоколе об итогах сбора подписей избирателей исправления на подписных листах 3, 4 при указании данных сборщика подписей ФИО1, в связи с чем, у избирательной комиссии отсутствовали основания для исключения подписей 21 избирателя в его поддержку, которые имелись в подписных листах. Такое написание является не исправлением, а особенностью почерка сборщика. Считает, что несмотря на такое написание года рождения сборщика, это не препятствуют однозначному восприятию информации о сборщике. Кроме того, незаконно исключены из числа достоверных подписи 4 избирателей, как не обладающих активным избирательным правом, поскольку все указанные избиратели зарегистрированы и проживают на территории избирательного округа. Кроме того, он не присутствовал при проверке подписных листов, что нарушило его права, как кандидата в депутаты.

В судебном заседании председатель Калининград - Московской территориальной избирательной комиссии Пигулевская А.И. с заявлением не согласна, полагает, что отсутствуют основания для удовлетворения заявления Ханшояна И.А. Поскольку на подписных листах в поддержку кандидата в депутаты окружного Совета депутатов Калининграда Ханшояна И.А. имеются неоговоренные в итоговом протоколе исправления относительно указания года рождения сборщика подписей, 21 подпись избирателей, которые имелись на указанных подписных листах, признаны недостоверными, поскольку имеются нарушения закона при оформлении подписных листов, указанные в решении.

Вместе тем, поскольку ОУФМС РФ по Калининградской области в Московском районе г. Калининграда представлены данные о том, что 4 избирателя, которые указаны в решении как не обладающие активным избирательным правом, зарегистрированы на территории избирательного округа № 1, согласна, что их подписи должны быть включены в число достоверных.

Заслушав участников процесса, показания свидетелей, исследовав материалы дела, подлинники подписных листов кандидата в депутаты окружного Совета депутатов города Калининграда пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 Ханшояна И.А., заключение прокурора, полагавшего заявление подлежащим удовлетворению в части, суд приходит к следующему.

Ст. 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регулирует порядок сбора подписей избирателей в поддержку кандидатов. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается законом. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат.

Согласно ст. 38 указанного закона регистрация кандидата, осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в законе, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.

Согласно п.24 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основаниями отказа в регистрации кандидата является, в том числе, недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.

Согласно ст. 25 Закона Калининградской области «О муниципальных выборах в Калининградской области» в поддержку кандидата могут собираться подписи избирателей в порядке, предусмотренном ст. 77 и 93 закона. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, муниципальных списков кандидатов, определяется избирательной комиссией, организующей выборы.

Как видно из решения избирательной комиссии городского округа г. Калининграда от 15.12.2010 г. № 5/15 определено количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов в депутаты окружного Совета депутатов города Калининграда по одномандатному избирательному округу № 1 – 116.

Согласно п. 10 ст. 25 указанного выше закона подписной лист удостоверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, адрес места жительства, ставит свою подпись и дату ее внесения.

Согласно ст. 27 Закона соответствующая избирательная комиссия в течение 10 дней со дня представления документов, необходимых для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов, проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата, соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, собранных в поддержку каждого кандидата, муниципального списка кандидатов. По результатам проверки достоверности подписей и данных, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной или недействительной.

Исходя из положений п.12 указанной статьи закона специально оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи недействительной, если не установлена ее недостоверность и (или) недействительность в соответствии с настоящей статьей.

В соответствии со ст. 79 указанного закона основаниями отказа в регистрации кандидата является, в том числе, недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.

Как установлено по делу, установленный законом порядок сбора подписей в данном случае был нарушен.

По изложенному в решении избирательной комиссии основанию правильно признаны недействительными 21 представленная подпись избирателей в поддержку своего кандидата, в связи с имеющимися неоговоренными исправлениями в данных сборщика подписей избирателей.

Выводы избирательной комиссии о недействительности указанных 21 подписи избирателей из общего количества подписей подтверждены представленными суду доказательствами.

В судебном заседании факт наличия в подписных листах на листах 3 (оборот) и 4 (оборот) неоговоренных исправлений в дате рождения сборщика подписей нашел подтверждение.

Так, на подписном листе 3 (оборот) в графе об удостоверении подписного листа при написании второй цифры года рождения сборщика подписей имеется исправление, в результате которого установить, какая цифра написана в действительности, не представляется возможным. Указанное исправление не оговорено в установленном порядке.

Из подписного листа № 4 (оборот) видно, что в графе об удостоверении подписного листа при написании первой цифры года рождения сборщика подписей «1983» имеется исправление – наложение цифры «1» на цифру «2».

Доводы заявителя и его представителя о том, что на листе 4 (оборот) и 3 (оборот) не имеется исправлений при написании года рождения сборщика подписей, что таким является почерк сборщика ФИО1, суд находит необоснованными и противоречащими фактическим установленным судом обстоятельствам, поскольку, как видно из самого подписного листа 4 (оборот) – л.д.43 (оборот), имеется явно выраженное при написании наложение цифры «1» на цифру «2», что является исправлением, на подписном листе 3 – установить, какая цифра написана второй в годе рождения сборщика, не представляется возможным. При этом, данные исправления не оговорены специально в протоколе об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата Ханшояна И.А. в депутаты окружного Совета депутатов г. Калининграда по указанному избирательному округу (л.д.25).

Доводы заявителя о том, что по делу не была проведена почерковедческая экспертиза, не являются основанием для признания подписей, имеющихся на указанных подписных листах, действительными, поскольку данные нарушения очевидны, подтверждаются иным написанием указанных цифр самой ФИО1, и для их установления не требуется специальных познаний.

Кроме того, указанные доводы, как и пояснения ФИО1 о том, что такое написание – это особенность ее почерка, суд не может признать обоснованным, поскольку при удостоверении других подписных листов этим же сборщиком подписей имеется четкое написание указанных выше цифр, а также имеется вычеркнутая запись 8 на подписном листе № 4, где имеется аналогичное исправление в написании месяца рождения избирателя.

При этом доводы заявителя и его представителя о том, что несмотря на такое написание года рождения сборщика, это не препятствует однозначному восприятию информации о сборщике, не основаны на законе и противоречат принципу равенства всех участников избирательного процесса.

Исправления в подписных листах должны быть специально оговорены, о чем имеется соответствующее указание в законодательных актах, в том числе – ст.12 Закона Калининградской области «О муниципальных выборах».

Кроме того, согласно ст. 27 Закона Калининградской области «О муниципальных выборах в Калининградской области» недействительными подписями, то есть подписями, собранными с нарушением порядка сбора подписей избирателей и (или) оформления подписного листа, считаются все подписи в подписном листе в случае, если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, имеются исправления, специально не отмеченные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, кандидате, уполномоченном представителе избирательного объединения указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно.

Решение избирательной комиссии о том, что наличие указанных выше исправлений в сведениях о лице, собиравшем подписи, является основанием для признания всех подписей в подписных листах № 3,4 недействительными, соответствует требованиям п. 44 ст. 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", поскольку под нарушением порядка оформления подписного листа по смыслу закона понимается не только нарушение установленной законом формы подписного листа, но и нарушения, связанные с оформлением данных, содержащихся в подписном листе, в том числе о сборщике подписей.

Данный Федеральный закон (в том числе его пункт 44 ст. 2) имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации, в том числе и при проведении выборов депутатов окружного Совета депутатов г. Калининграда.

Доводы Ханшояна И.А. о том, что он не присутствовал при проверке подписных листов, что нарушило его права как кандидата в депутаты, суд не может признать обоснованными.

Как установлено судом Ханшоян И.А. был надлежаще извещен избирательной комиссией о дате проведения проверки подписных листов – 20.01.2011 года, что подтверждается его подписью о получении извещения (л.д.21 оборот), показаниями свидетелей ФИО2, ФИО3 Сам заявитель не отрицал, что при подаче им документов 19.01.2011 года, он получил извещение о назначении даты такой проверки на 20.01.2011 г., расписался в его получении, но невнимательно отнесся к нему и не прочитал дату.

Таким образом, установленное Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" право кандидата присутствовать при проведении проверки подписей избирателей, было предоставлено Ханшояну И.А.

Доводы об отсутствии Ханшояна И.А. 20.01.2011 г. при проверке подписных листов опровергаются показаниями свидетеля ФИО3, который пояснил, что Ханшоян И.А. присутствовал при проверке подписных листов 20.01.2011 г., кроме того, при том, что Ханшоян И.А. был извещен о дате проведения проверки надлежаще, чего не оспаривал заявитель в судебном заседании, законом установлено его право, но не обязанность, присутствовать при такой проверке, оснований считать, что проверка подписных листов проведена с нарушением закона, суд не усматривает.

В соответствии с частью 2 статьи 261 Гражданского процессуального кодекса РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.

При изложенных обстоятельствах в указанной части решение избирательной комиссии является законным и оснований для признания его незаконным суд не усматривает.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что по данным УФМС по Калининградской области четыре избирателя - ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 зарегистрированы на территории одномандатного избирательного округа № 1, по указанным Ханшояном И.А. адресам.

В связи с изложенным, решение избирательной комиссии в данной части является незаконным и имеются основания для обязания избирательной комиссии включить подписи названных избирателей в количество голосов, признанных достоверными. Итого с учетом данных подписей избирателей число подписей, являющихся достоверными составляет – 98.

Поскольку указанное число подписей недостаточно для регистрации Ханшояна И.А. в качестве кандидата в депутаты окружного Совета депутатов Калининграда по одномандатному избирательному округу № 1, оснований для обязания избирательной комиссии зарегистрировать заявителя в качестве кандидата суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 259-261 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Ханшояна И.А. – удовлетворить в части.

Признать решение Калининград - Московской территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружных избирательных комиссий по одномандатным избирательным округам № 1-9 по выборам депутатов окружного Совета депутатов г. Калининграда пятого созыва от 27.01.2011 года № 8/79-3 недействительным в части включения в число недействительных подписей четырех избирателей - ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, и обязать указанную избирательную комиссию включить подписи названных избирателей в количество голосов, признанных достоверными.

В остальной части в удовлетворении заявления Ханшояна И.А. отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через суд Московского района г. Калининграда в течение пяти дней со дня принятия решения.

Мотивированное решение составлено 11.02.2011 года на компьютере.

Судья И. А. Уосис