Решение от 14.02.2011 об отказе в заявлении об отмене решения Калининград-Московской территориальной избирательной комиссии от 31.01.2011



Дело № 2-445/2011

Решение

Именем Российской Федерации

14 февраля 2011 года

Московский районный суд г. Калининграда в составе

председательствующего судьи Невмержицкой Т.В.,

с участием помощника прокурора Московского района г. Калининграда Назарук Д.А.,

при секретаре Ненашевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гана Е.В. об отмене решения Калининград-Московской территориальной избирательной комиссии,

установил:

Ган Е.В. обратился в суд с заявлением, в котором просит отменить решение Калининград-Московской территориальной избирательной комиссии от 31 января 2011 г. № 10/112-3, указав, что избирательная комиссия без оснований признала недостоверными и (или) недействительными 149 подписей избирателей, собранных в поддержку его выдвижения, из-за несоблюдения формы подписного листа, так как, по мнению комиссии, не указано полное наименование общественного объединения, указанного кандидатом в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц. Комиссия делает ссылки на п.п. 11 п. 10 ст. 27, устанавливающий, что все подписи в подписном листе, изготовленном с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 3 статьи 77, либо пунктом 3 статьи 99 закона и оформленном не в соответствии с приложением 1-3 к настоящему Закону, признаются недействительными. В то же время пунктом 3 статьи 77 установлено, что в подписном листе указываются также сведения о принадлежности кандидата к общественному объединению и о его статусе в этом общественном объединении, если о членстве в нем он указал в заявлении о согласии баллотироваться в соответствии с пунктом 2 статьи 24 настоящего закона.

Заявитель Ган Е.В. указал полное наименование общественного объединения «Общественная организация ветеранов войны, труда, военной службы и правоохранительных органов Московского района г. Калининграда» в заявлении о согласии баллотироваться и представил в избирательную комиссию справку, подтверждающую его статус в данной общественной организации. Выписка из ЕГРЮЛ Ганом Е.В. в избирательную комиссию официально не представлялась, а требования избирательной комиссии о дополнительном предоставлении такой выписки не предъявлялись. Общественная организация зарегистрирована в ЕГРЮЛ под названием, указанным Ганом Е.В. в его заявлении. Поэтому заявитель считает, что им была полностью соблюдена форма подписного листа. Исправления в датах, внесенных избирателями в подписные листы, по мнению заявителя, отсутствуют.

Считает, что на основании п. 5 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не могут быть признаны недействительными подписи избирателей, если в сведениях об избирателях имеют место сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений. В подписном листе №7 сборщик подписей допустила пропуск буквы в названии улицы, но это сокращение слова не препятствует однозначному восприятию, что Аброськина И.П. проживает на ул. <адрес> в д. №. Комиссия в данном случае указала основания, не имеющие отношения к неверному наименованию улицы, так как в соответствии с п. 3 статьи 25, п.п. 8 п. 10 статьи 27 Закона Калининградской области подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата. По мнению заявителя, отсутствие нумерации в листе № 13 не повлияло на достоверность подписей избирателей, поддержавших его выдвижение. Ган Е.В. считает необоснованным признание этих семи подписей недостоверными, а также считает, что исправления в данных о годе рождения избирателей в подписных листах отсутствуют.

Все сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, во всех листах указаны в полном объеме. Комиссия неверно оценила запись в подписном листе № 4 после слова «кв.» у Меньшуткиной К.П., которая указала номер квартиры 1 с разрывом, что подтверждается и другими подписными листами № 1, 2, 3, 10, 22.

Проверки на достоверность подписей не проводилось, но в решении количество подписей, признанных достоверными, определено - ноль. В соответствии с пунктом 9 статьи 27 Закона Калининградской области, недостоверными считаются подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом. Таких подписей в сданных подписных листах нет. Все подписавшиеся избиратели дату и подпись в подписные листы вносили лично.

Таким образом, по мнению заявителя, комиссией было обоснованно признано недействительными лишь две подписи избирателей, что не может быть основанием для отказа в регистрации, в связи с чем заявитель утверждает о нарушении оспариваемым решением его избирательных прав. Просит отменить решение Калининград-Московской территориальной избирательной комиссии от 31 января 2011 г. № 10/112-3, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов окружного Совета депутатов города Калининграда по одномандатному избирательному округу № 5, обязать зарегистрировать его кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов города Калининграда пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 5.

В судебном заседании заявитель требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении, просил суд их удовлетворить.

Представители избирательной комиссии - председатель комиссии Пигулевская А.И. и адвокат Галиев С.Ф., действующий на основании ордера, требования не признали, просили суд отказать в удовлетворении заявления по основаниям, изложенным в письменных возражениях избирательной комиссии. Пояснили, что 149 подписей являются действительными, в связи с тем, что заявителем представлен документ, подтвердивший отсутствие слова «местный» в наименовании общественного объединения, указанного кандидатом. Но с учетом того, что 18 подписей признаны недействительными, количество подписей является недостаточным для регистрации кандидата.

Выслушав заявителя и его представителя, представителей избирательной комиссии, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявление Гана Е.В. подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Как следует из оспариваемого решения избирательной комиссии, основанием для отказа Гану Е.В. в регистрации кандидатом в депутаты явилось наличие недостаточного количества достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, что предусмотрено подпунктом 7 пункта 2 статьи 79 Закона Калининградской области «О муниципальных выборах в Калининградской области».

Пунктом 2 статьи 25 Закона Калининградской области «О муниципальных выборах в Калининградской области» установлено, что количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, определяется избирательной комиссией, организующей выборы, в соответствии с пунктом 1 статьи 77 и пунктом 1 статьи 93 настоящего Закона.

Избирательная комиссия городского округа «Город Калининград» как комиссия, организующая выборы депутатов окружного Совета депутатов города Калининграда пятого созыва, своим решением от 15 декабря 2010 г. № 5/15 определила, что в соответствии с пунктом 1 статьи 77 Закона Калининградской области «О муниципальных выборах в Калининградской области» количество подписей, необходимое для регистрации кандидатов в депутаты окружного Совета депутатов города Калининграда пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 5, составляет 136 подписей (л.д. 65).

Согласно положениям пункта 2 статьи 77 Закона Калининградской области «О муниципальных выборах в Калининградской области», количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на 10 процентов. Таким образом, по одномандатному избирательному округу № 5 на выборах депутатов окружного Совета депутатов города Калининграда пятого созыва, дополнительное количество подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, которое кандидат вправе представить в избирательную комиссию, составляет 13 подписей.

Исходя из вышеизложенного, максимально допустимое количество подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата по одномандатному избирательному округу № 5, представляемых кандидатами в избирательную комиссию, не может превышать 149 подписей.

В соответствии с пунктом 4 статьи 27 Закона Калининградской области «О муниципальных выборах в Калининградской области» для проверки отбирается одинаковое количество подписей, собранных в поддержку выдвижения каждого кандидата, муниципального списка кандидатов. Проверке могут подлежать все представленные подписи (в случае если количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, составляет менее 500).

Кандидат Ган Е.В. представил в избирательную комиссию 149 (т.е. - менее 500) подписей избирателей, в связи с чем избирательная комиссия осуществила проверку 100% подписей, представленных кандидатом.

В силу пункта 1 статьи 27 Закона Калининградской области «О муниципальных выборах в Калининградской области»,соответствующая избирательная комиссия в течение 10 дней со дня представления документов, необходимых для регистрации кандидата, проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям Закона, а также проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, собранных в поддержку каждого кандидата.

Положениями абзаца второго пункта 4 статьи 27 Закона Калининградской области «О муниципальных выборах в Калининградской области» установлено, что внесение каких-либо исправлений в подписные листы, принятые избирательной комиссией, не допускается. Избирательная комиссия не вправе восполнять и (или) устранять нарушения, допущенные кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений, иными лицами при оформлении подписных листов и иных документов, представляемых при выдвижении и регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов.

В силу пункта 5 статьи 27 Закона Калининградской области «О муниципальных выборах в Калининградской области», по результатам проверки достоверности подписей и данных, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной или недействительной.

Пунктом 44 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что недействительной подписью является подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа. Аналогичные положения содержатся в пункте 10 статьи 27 Закона Калининградской области «О муниципальных выборах в Калининградской области».

Из материалов дела видно, что согласно итоговому протоколу о результатах проверки подписных листов и ведомостей проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты окружного Совета депутатов города Калининграда по одномандатному избирательному округу № 5 Гана Е.В., из 149 подписей избирателей, представленных на проверку указанным кандидатом, избирательная комиссия признала 149 подписей недействительными (л.д. 58) по следующим основаниям:

Несоблюдение формы подписного листа (не указано полное наименование общественного объединения указанного кандидатом - в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ) - 149 подписей;

Не оговорены исправления в дате избирателя - 1;

Неверное наименование улицы - 1;

Нарушение порядка оформления подписного листа, отсутствует нумерация - 7;

Не оговорены исправления в сведениях об избирателе (год рождения избирателя) - 1;

Не соответствующие действительности сведения об избирателе (на основании справки отделения УФМС России по Калининградской области в Московском районе г. Калининграда) - 1;

Не в полном объеме указаны сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей (в адресе отсутствует номер квартиры) - 7.

В судебном заседании исследовались подлинные подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения Гана Е.В. кандидатом в депутаты.

Проверив обоснованность признания недействительными подписей, указанных в итоговом протоколе, суд приходит к следующим выводам.

Исследовав в судебном заседании подписной лист № 15, суд установил, что в строке 2 указанного подписного листа в графе «Фамилия, имя, отчество избирателя» указано отчество «Игорович», в то время как из справки, представленной ОУФМС по Московскому району города Калининграда, видно, что у данного избирателя, зарегистрированного по адресу, указанному в подписном листе, имеющему паспорт с реквизитами, указанными в подписном листе, другое отчество - «Игоревич».

Таким образом, избирательная комиссия, руководствуясь подпунктом 2 пункта 10 статьи 27 Закона Калининградской области «О муниципальных выборах в Калининградской области», правомерно признала вышеуказанную подпись недействительной в связи с тем, что сведения об избирателе, указанные в подписном листе, не соответствуют действительности.

Судом установлено, что в строке 4 подписного листа № 16 в графе, предназначенной для указания года рождения избирателя, имеется исправление третьей цифры в четырехзначном числе, соответствующем году рождения избирателя, с цифры «9» на цифру «4». Надписей в указанном подписном листе, свидетельствующих о том, что кандидат, избиратель или лицо, осуществлявшее сбор подписей, специально оговорили данное исправление, судом не обнаружено.

Таким образом, признание избирательной комиссией вышеуказанной подписи недействительной на основании подпункта 6 пункта 10 статьи 27 Закона Калининградской области «О муниципальных выборах в Калининградской области» законно и обоснованно.

Также у суда не возникает сомнений в законности признания избирательной комиссией недействительными семи подписей избирателей, содержащихся в подписном листе № 4, который также исследовался судом в судебном заседании.

Так, обозревая подлинник вышеуказанного подписного листа, суд установил, что в графе, предназначенной для внесения сведений о лице, осуществлявшем сбор подписей, адрес места жительства Меньшуткиной К.П. не содержит номера квартиры сборщика подписей, тогда как в других подписных листах, в которых Меньшуткиной К.П. также указана в качестве лица, осуществлявшего сбор подписей, содержится указание на номер квартиры - «1».

Избирательная комиссия правильно применила подпункт 7 пункта 10 статьи 27 Закона Калининградской области «О муниципальных выборах в Калининградской области» в качестве основания для признания недействительными всех семи подписей, содержащихся в подписном листе № 4, так как сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны не в полном объеме.

По смыслу пункта 9 статьи 25 Закона Калининградской области «О муниципальных выборах в Калининградской области», при оформлении подписного листа предусмотрена нумерация подписей, содержащихся в подписном листе. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные подписи ставятся на оборотной стороне подписного листа.

Приложением № 1 к Закону Калининградской области «О муниципальных выборах в Калининградской области» утверждена форма подписного листа для кандидатов, выдвигающихся в порядке самовыдвижения.

Как усматривается из вышеуказанного Приложения № 1 к Закону Калининградской области, крайний левый столбец формы подписного листа предназначен для указания нумерации строк, в которые вносятся данные об избирателях, их подписи, а также даты внесения таких подписей.

Подпунктом 15 пункта 10 статьи 27 Закона Калининградской области «О муниципальных выборах в Калининградской области установлено, что подписи избирателей, собранные с иными нарушениями порядка сбора подписей и требований к оформлению подписного листа, установленных настоящим Законом, признаются недействительными.

Как видно из содержания подписного листа № 13, в котором содержится семь строк с семью подписями избирателей, нумерация подписей в данном подписном листе отсутствует.

По мнению суда, избирательная комиссия правильно признала недействительными все семь подписей избирателей, содержащиеся в подписном листе № 13, на основании подпункта 15 пункта 10 статьи 27 Закона Калининградской области, поскольку требования к оформлению подписного листа, указанные в пункте 9 статьи 25 указанного закона, касающиеся нумерации строк в подписных листах, кандидатом в депутаты Ганом Е.В. не соблюдены.

Суд также не может поставить под сомнение признание избирательной комиссии одной подписи избирателя, содержащейся в строке 1 подписного листа № 7.

Как видно из исследованного в судебном заседании подписного листа № 7, в строке 1 в графе, предназначенной для указания адреса места жительства избирателя, указано наименование улицы «Измаилькая».

Представители избирательной комиссии пояснили в судебном заседании, что поскольку улицы с таким названием в городе Калининграде не имеется и конкретно в границах одномандатного избирательного округа № 5 не существует, избирательная комиссия посчитала неуказанным наименование улицы в сведениях об адресе места жительства избирателя, внесшего свою подпись в указанную строку.

Поскольку в описании границ одномандатного избирательного округа № 5, представленном избирательной комиссией, отсутствует улица «Измаилькая», суд делает вывод о том, что сведения об избирателе, содержащиеся в строке 1 подписного листа № 7, не соответствуют действительности.

Суд не может принять во внимание довод заявителя о том, что указание улицы «Измаилькая» является сокращением и поэтому не препятствует однозначному восприятию этих сведений, поскольку слово «Измаилькая» написано в подписном листе слитно, без точек, тире и иных знаков препинания, указывающих на то, что в названии улицы допущено сокращение.

Утверждение заявителя о том, что все неточности, допущенные при указании сведений об избирателях, могут быть устранены путем их допроса в судебном заседании, противоречат положениям закона о запрете установления достоверности подписей избирателей методом их опроса в судебном заседании.

Таким образом, ссылка заявителя на пункт 5 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», является несостоятельной.

Суд также считает, что избирательная комиссия необоснованно признала недостоверными 149 подписей избирателей на основании подпункта 11 пункта 10 статьи 27 Закона Калининградской области «О муниципальных выборах в Калининградской области».

Пунктом 8 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом.

В силу пункта 3 статьи 27 Закона Калининградской области «О муниципальных выборах в Калининградской области», подписные листы изготавливаются по форме, установленной в приложениях 1, 2, 5 и 6 к настоящему Закону. Помимо прочих сведений, обязательных для указания в подписном листе в соответствии с пунктом 3 указанной статьи Закона Калининградской области, в подписном листе указываются также сведения о принадлежности кандидата к общественному объединению и о его статусе в этом общественном объединении, если о членстве в нем он указал в заявлении о согласии баллотироваться в соответствии с пунктом 2 статьи 24 настоящего Закона.

Заявлением о согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу №5 на выборах депутатов окружного Совета депутатов города Калининграда пятого созыва Ган Е.В. указал принадлежность к общественному объединению «Общественная организация ветеранов войны, труда, военной службы и правоохранительной органов Московского района г.Калининграда». Такие же сведения содержатся во всех подписных листах, представленных кандидатом Ганом Е.В. в избирательную комиссию.

Как следует из объяснений представителей избирательной комиссии, в целях подтверждения факта регистрации вышеуказанного общественного объединения в установленном Законом порядке, избирательная комиссия попросила дополнительно представить сведения о том, что регистрация общественного объединения осуществлена не позднее, чем за год до дня голосования (ст. 24 Закона Калининградской области «О муниципальных выборах в Калининградской области»). Кандидатом была предоставлена выписка из ЕГРЮЛ и свидетельство о регистрации объединения. Из вышеперечисленных документов следовало, что полное наименование организации «Общественная организация ветеранов войны, труда, военной службы и правоохранительной органов Московского района г.Калининграда, местное». Исходя из отличий истинного названия организации по документу и названия указанного в подписных листах, комиссия пришла к выводу, что все 149 подписей, на основании п.п. 11 п.10 ст.27 Закона Калининградской области, являются недействительными, т.к. нарушена форма подписного листа.

Подпунктом 11 пункта 10 статьи 27 Закона Калининградской области установлено, что следует считать недействительными все подписи в подписном листе, изготовленном с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 3 статьи 77 либо пунктом 3 статьи 93 настоящего Закона, и (или) оформленном не в соответствии с приложениями 1-3 к настоящему Закону.

Учитывая, что из представленных в суд материалов - выписки из ЕГРЮЛ (л.д. 100) в наименовании общественной организации отсутствует слово «местный», суд приходит к выводу, что довод избирательной комиссии о нарушении формы подписного листа в связи с неполным указанием наименования общественного объединения, о принадлежности к которому указал кандидат Ган Е.В., основан на неправильном толковании норм материального закона и судом во внимание не принимается, поэтому не может быть положен в основу решения, и признание комиссией недостоверными 149 подписей на основании подпункта 11 п. 10 ст. 27, п. 3 ст. 77 Закона Калининградской области «О муниципальных выборах в Калининградской области» является незаконным.

Вместе с тем судом установлено, что среди представленных кандидатом Ганом Е.В. подписей избирателей, собранных в поддержку его выдвижения, имеется 18 недействительных подписей, законно и обоснованно признанных таковыми избирательной комиссией.

Ввиду того, что количество необходимых для регистрации кандидата в депутаты окружного Совета депутатов города Калининграда пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 5 составляет 136 подписей, а кандидатом Ганом Е.В. представлено 149 подписей, 18 из которых являются недействительными, оставшегося количества - 131 - действительных подписей недостаточно для регистрации Гана Е.В. кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов города Калининграда пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 5.

При таких обстоятельствах, решение Калининград-Московской территориальной избирательной комиссии, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов окружного Совета депутатов города Калининграда по одномандатному избирательному округу № 5, от 31 января 2011 г. № 10/112-3, является законным и обоснованным.

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 261 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления по делам о защите избирательных прав граждан Российской Федерации, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.

На основании изложенного, суд руководствуясь ст.ст. 194-199, 261 ГПК РФ,

р е ш и л:

В удовлетворении заявления Гана Е.В. об отмене решения Калининград-Московской территориальной избирательной комиссии от 31 января 2011 г. № 10/112-3, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов окружного Совета депутатов города Калининграда по одномандатному избирательному округу № 5, обязании зарегистрировать Гана Е.В. кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов города Калининграда пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 5 отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Московский районный суд г. Калининграда в течение 5 дней.

Мотивированное решение изготовлено 15 февраля 2011 года.

Судья: Т.В. Невмержицкая

СПРАВКА:

Кассационным определением Калининградского областного суда от 22.02.2011 решение оставлено без изменений, вступило в законную силу.