о взыскании налога



Дело № 2-1049/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

2 августа 2010 года г. Чебоксары

Московский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Шумилова А.А.,

при секретаре Дергуновой Н.Н.,

при участии представителя истца ИФНС по г. Чебоксары Лоцмановой Е.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Чебоксары к Гурьевой Галине Александровне о взыскании налога,

У С Т А Н О В И Л:

Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Чебоксары обратилась в суд с иском к Гурьевой Г.А. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за ДАТА по сроку уплаты ДАТА в размере 18848 руб. 14 коп., в том числе 18620 руб. 35 коп. - налог, 227 руб. 79 коп. - пени.

В обоснование иска Инспекция указала, что Гурьева Г.А. является собственником имущества по адресам:

- АДРЕС,

- АДРЕС,

- АДРЕС.

В связи с этим применительно к положениям ст. ст. 1, 2 Федерального закона от 9 декабря 1991 года № 2003-I «О налогах на имущество физических лиц» (далее Закон) она является плательщиком налога на имущество физических лиц.

В соответствии с п. 9 ст. 5 Закона уплата налога производится владельцами равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября текущего года.

В установленный законодательством срок сумма налога за ДАТА в бюджет не перечислена. По истечении установленного срока уплаты налога инспекцией налогоплательщику направлено требование, которое было оставлено без исполнения. Документы, являющиеся основанием для предоставления льготы, ответчиком также не представлены.

На дату состояния расчетов ДАТА переплата по налогу на имущество физических лиц составляет 768,89 руб. Сумма налога к уплате за ДАТА составляет 38009 руб. 58 коп. (38778,48-768,89), в том числе по сроку уплаты ДАТА - 18620 руб. 35 коп.

В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Всего пени на неуплаченную сумму налога составляют 227 руб. 79 коп.

В связи с этим Инспекция просила взыскать с Гурьевой Г.А. задолженность по налогу на имущество физических лиц за ДАТА по сроку уплаты ДАТА в размере 18848 руб. 14 коп., в том числе: 18620 руб. 35 коп. - налог, 227 руб. 79 коп. - пени.

В судебном заседании представитель истца ИФНС России по г.Чебоксары Лоцманова Е.Б. поддержала исковые требования.

Ответчик Гурьева Г.А., извещенная о дне, времени и месте рассмотрении дела, в суд не явилась.

В адресованном суду письменном отзыве представитель ответчика Логинова С.Л. иск не признавала, указывая на следующие обстоятельства.

1. Согласно ч. 8 ст. 5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц», ст. 52, ч. 4 ст. 57 и ч. 6 ст. 58 НК РФ Инспекция ФНС обязана была уведомить налогоплательщика о необходимости оплаты налогов за ДАТА не позднее ДАТА.

В соответствии с ч. 4 ст. 57 и ч. 6 ст. 48 НК РФ обязанность по уплате налога возникает не раньше, чем через месяц после даты получения налогового уведомления. При этом из содержания статьи 52 НК РФ следует, что такие уведомления должны быть вручены лично и только если личное вручение осуществить невозможно, можно отправить уведомление почтой. В свою очередь требование об оплате налога можно выставлять лишь после того, как такое уведомление отправлено, но налог не оплачен в срок.

2. Налог на имущество должен иметь самостоятельный объект налогообложения (а не в целом - строения и сооружения).

Пунктом 1 ст. 2 Закона «О налогах на имущество физических лиц» установлены объекты налогообложения (квартиры, жилые дома, дачи, гаражи и иные строения), а в ст. 17 НК РФ перечислены все элементы налога, при одновременном наличии которых налог считается установленным.

В главе 8 «Налог на имущество физических лиц» решения Чебоксарского городского собрания депутатов от 10.06.2004 № 1287 объекты налогообложения в понятии, данном в ст. 2 Закона о налогах на имущество физических лиц, не указаны и дифференциация налоговых ставок не поставлена в зависимость от типа (конкретного объекта) имущества.

Между тем конкретный объект налогообложения должен быть определен исходя из типа использования имущества: квартира, дача, гараж, т.д.

Согласно п. 1 ст. 2 Закона «О налогах на имущество физических лиц» объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

Часть 1 статьи 3 Закона указывает на то, что ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям.

Более того, в решении ЧГСД (раздел 8) в нарушение ч. 6 ст. 3 и ч. 4 ст. 11 НК РФ отсутствует указание на сроки уплаты налогов, тогда как часть 9 ст. 5 Закона о налогах на имущество физических лиц указывает лишь календарную дату и месяц.

3. В судебном порядке можно взыскать только тот налог, который не оплачен в установленный срок.

Налоговым периодом для налога на имущество физических лиц является 1 год (ч. 2 и ч. 8 ст. 5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» и ч. 1 ст. 55 НК РФ)

В ст. 5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» нет указаний на то, что уплата налога производится в текущем году.

Так, в соответствии с ч. 9 ст. 5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» уплата налога производится равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября. В данной норме нет указания на текущий год и нет указания на авансовые, т.е. предварительные платежи.

Между тем в силу ч. 3 ст. 58 НК РФ обязанность авансовой оплаты налога возникает только в случаях, прямо установленных НК РФ.

Поскольку в силу ст. 5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» исчисление налогов производится налоговыми органами, а в ч. 3 ст. 53 НК РФ прямо указано, что налоговые органы исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода, налог за ДАТА должен быть оплачен в два срока: до ДАТА и до ДАТА.

Эти сроки для оплаты налога за ДАТА еще не наступили.

Таким образом, по мнению ответчицы, в силу ч. 1 и ч. 7 ст. 3 НК РФ и ч. 1 ст. 3 Закона о налогах на имущество физических лиц она должна уплатить минимальную установленную законом ставку в размере 0,3 % от инвентаризационной стоимости объекта до ДАТА и до ДАТА соответственно, только после получения налогового уведомления и не раньше, чем через месяц после его получения.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Как следует из материалов дела, Гурьева Г.А. является собственником имущества по адресам:

- АДРЕС, стоимость квартиры составляет 3597643,77 руб.,

- АДРЕС, стоимость квартиры составляет 219964,76 руб.,

- АДРЕС, стоимость жилого дома составляет 142725,62 руб.

Согласно ст.ст. 1, 2 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» плательщиками налогов на имущество являются физические лица - собственники имущества: жилых домов, квартир, дач, гаражей и иных строений, помещений и сооружений, обязаны уплачивать налоги согласно ставок, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости.

Ставка налога на имущество установлена Положением о вопросах налогового регулирования в г. Чебоксары, утвержденных Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 10 июня 2004 года № 1287, в размере 0,1 % при стоимости имущества до 300 000 руб., в размере 0,2 % при стоимости имущества от 300 000 руб. до 500 000 руб., в размере 1,0 % при стоимости имущества свыше 500 000 руб.

На дату состояния расчетов ДАТА переплата по налогу на имущество физических лиц составляет 768,89 руб. Сумма налога к уплате за ДАТА составляет 38009 руб. 58 коп. (38778,48-768,89), в том числе по сроку уплаты ДАТА - 18620 руб. 35 коп.

Инспекцией в соответствии с требованиями закона ответчице направлялось требование НОМЕР об уплате налога (сбора) по состоянию на ДАТА со сроком исполнения до ДАТА.

Однако требование ИФНС об уплате налога ответчицей не исполнено. На момент рассмотрения дела в суде ею не представлены документы, подтверждающие уплату налога.

Следовательно, требование ИФНС о взыскании суммы налога в размере 18620 руб. 35 коп. подлежит удовлетворению.

Согласно п. 4 ст. 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора; процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Исходя из размера налоговой задолженности в размере 18620 руб. 35 коп., пени на неуплаченную сумму налога составляют 227 руб. 79 коп.

При таких обстоятельствах исковые требования ИФНС России по г. Чебоксары о взыскании с Гурьевой Г.А. задолженности по налогу на имущество физических лиц за ДАТА по сроку уплаты ДАТА в размере 18848 руб. 14 коп., в том числе: налог 18620 руб. 35 коп., пени 227 руб. 79 коп., подлежат удовлетворению.

Возражения ответчицы против уплаты налога суд считает несостоятельными.

В обоснование своих возражений представитель ответчицы Логинова С.Л. указывала, что Инспекция ФНС обязана была уведомить налогоплательщика о необходимости оплаты налогов за ДАТА не позднее ДАТА. При этом в силу ст. 57 и ст. 48 НК РФ обязанность по уплате налога возникает не раньше, чем через месяц после даты получения налогового уведомления.

Между тем согласно ст. 52 и ст. 69 п. 6 НК РФ налоговое уведомление, как и требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В материалах дела имеются доказательствами вручения налогового уведомления и требования Гурьевой Г.А. - список и реестр отправки заказных писем. Так, требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа НОМЕР от ДАТА Гурьевой Г.А. со сроком исполнения до ДАТА налоговым органом направлено по почте заказным письмом ДАТА по адресу ее проживания: АДРЕС, о чем свидетельствует реестр почтовых отправлений и квитанция об отправке.

Налоговое законодательство не содержит обязательного требования к налоговым органам доказать невозможность личного вручения уведомления или требования об уплате налога налогоплательщику.

Поэтому ссылки представителя ответчицы на отсутствие таких доказательств являются необоснованными.

Далее в обоснование своих возражений представитель Гурьевой Г.А. Логинова С.Л. ссылалась на то, что объект налогообложения инспекцией по сути не определен.

Согласно п. 1 ст. 2 Закона «О налогах на имущество физических лиц» объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

В главе 8 «Налог на имущество физических лиц» решения Чебоксарского городского собрания депутатов от 10.06.2004 № 1287 объекты налогообложения в понятии, данном в ст. 2 Закона о налогах на имущество физических лиц, не указаны и дифференциация налоговых ставок не поставлена в зависимость от типа (конкретного объекта) имущества. Конкретный объект налогообложения должен быть определен исходя из типа использования имущества: квартира, дача, гараж, т.д.

Часть 1 статьи 3 Закона указывает на то, что ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям.

Однако указанные доводы основаны не неправильном толковании норм права.

Согласно ст. ст. 1, 2, 3 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» № 2003-1 от 09.12.1991 года (с последними изменениями от 29.11.2009) плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Объектами налогообложения являются жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, помещение и сооружение.

В соответствии ст. 15 НК РФ налог на имущество физических лиц относится к местным налогам.

В силу п. 4 ст. 12 НК РФ местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если инее не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Согласно п. 1 ст. 3 Закона РФ от 9 декабря 1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения.

Ставки налога устанавливаются в следующих пределах:

Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения

Ставка налога

До 300 000 рублей (включительно)

До 0,1 процента (включительно)

Свыше 300 000 рублей до 500 000 рублей (включительно)

Свыше 0,1 до 0,3

процента (включительно)

Свыше 500 000 рублей

Свыше 0,3 до 2,0 процента

Федеральным законодательством определены только верхние и нижние границы налоговых ставок.

Представительные (законодательные) органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления имеют право в определенных пределах устанавливать и дифференцировать размеры ставок, устанавливать дополнительные налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

В этих рамках Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 27 ноября 2003 г. № 1094 "Об установлении ставок налогов на имущество физических лиц" установлены следующие ставки налога:

- до 300000 рублей - 0,1%;

- от 300000 рублей до 500000 - 0,2%;

- свыше 500000 рублей - 1 %.

В соответствии с п.1 ст. 5 Закона РФ от 9 декабря 1991 №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» исчисление налогов производится налоговыми органами.

Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года (п.2 ст.5 Закона). Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года (п. 4 ст. 5 Закона).

Поскольку у Гурьевой Г.Л. в собственности имелись несколько объектов недвижимости, и все они находятся на территории одного представительного органа местного самоуправления, налог исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости всех этих объектов.

Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения составляет 3960334,15 рублей (3597643,77 - 219964,76 + 142725,62).

В связи с тем, что указанная суммарная стоимость превышает установленный законом предел - 500000,00 рублей, ставка налога принимается в размере 1 %.

Еще одно возражение ответчицы основано на том, что срок оплаты налога еще не наступил.

Между тем указанные доводы также не основаны на положениях налогового законодательства.

В соответствии с п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

Согласно п. 9 ст. 5 Закона РФ от 9 декабря 1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» уплата налога производится налогоплательщиками равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября.

В свете положений ст. 5 п.п. 1,2 указанного закона исчисление налогов производится налоговыми органами. Налог на строения, сооружения и помещения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

В силу пунктов 8 и 9 данной статьи платежные извещения об уплате налога вручаются налоговыми органами налогоплательщику ежегодно не позднее 1 августа.

Исходя из положений пункта 24 Инструкции МНС РФ от ДАТА НОМЕР (в редакции от ДАТА) суммы, начисленные на текущий год по истечении всех сроков уплаты и за предшествующие годы, уплачиваются равными долями в два срока: через месяц после начисления сумм и через месяц после первого срока уплаты.

Из приведенных законоположений следует, что налог на имущество физических лиц, исчисленный налоговым органом за текущий налоговый период, должен быть уплачен налогоплательщиком равными долями в текущем же году, что подтверждено, в частности, Решением Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2009 г. № ГКПИ09-1404.

При таких обстоятельствах доводы Гурьевой Г.А. о том, что обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за ДАТА должна наступить соответственно только ДАТА и ДАТА, являются несостоятельными.

Ссылки представителя ответчицы на то, что в решении Чебоксарского городского собрания депутатов от 10.06.04 г. отсутствует указание на сроки уплаты налогов, суд не может принять во внимание, поскольку сроки уплаты предусмотрены законом.

Ранее заявленные представителем ответчицы в судебном заседании доводы о том, что объекты недвижимого имущества проданы налогоплательщиком, судом тщательно проверены и признаны несостоятельными.

Из представленных по запросу суда документов следует, что Гурьева Г.А. продала квартиру АДРЕС пол договору купли-продажи от ДАТА., а жилой дом АДРЕС - по договору купли-продажи от ДАТА.

В то же время из расчета сумм налога, имеющегося в исковом заявлении, следует, что дата отчуждения собственности учтена Инспекцией ФНС при исчислении суммы налога.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в местный бюджет в пределах удовлетворенной цены иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Гурьевой Галины Александровны в доход государства задолженность по налогу на имущество физических лиц за ДАТА по сроку уплаты ДАТА в размере 18848 руб. 14 коп., в том числе: налог 18620 руб. 35 коп., пени 227 руб. 79 коп.

Взыскать с Гурьевой Галины Александровны в местный бюджет госпошлину в размере 665 руб. 44 коп.

Взысканные суммы перечислить на счёт получателя платежа РЕКВИЗИТЫ.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в кассационном порядке в течение десяти дней со дня вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение составляется в течение 5 дней.

Судья А.А.Шумилов

Мотивированное решение составлено 6 августа 2010 года