Дело № 2-4819/10 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Дата года г. Чебоксары Московский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Филимоновой И.В., при секретаре судебного заседания Ульянове А.Н., с участием: заявителя Степанова Андрея Артемьевича, представителя заинтересованного лица управления социальной защиты населения г.Чебоксары Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики - Константинова Леонида Борисовича, действующего на основании доверенности №01/14-243 от 11 января 2010 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Степанова Андрея Артемьевича к управлению социальной защиты населения г.Чебоксары Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики «о признании незаконным отказ управления социальной защиты населения г.Чебоксары Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в предоставлении Степанову Андрею Артемьевичу субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг от 03 сентября 2010 года, обязании начислить Степанову Андрею Артемьевичу управлением социальной защиты населения г.Чебоксары Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг на период с августа 2010 года до февраля 2011 года», установил: Степанов Андрей Артемьевич обратился в суд с заявлением, в котором просил отменить решение отдела социальной защиты администрации Московского района города Чебоксары Чувашской Республики от 03 сентября 2010 года и обязать указанный орган назначить ему субсидию на коммунальные услуги в установленном порядке. В ходе судебного заседания 23 сентября 2010 года Степанов А.А. уточнил требования и просил признать незаконным отказ управления социальной защиты населения г.Чебоксары Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в предоставлении Степанову Андрею Артемьевичу субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг от 03 сентября 2010 года, обязании начислить Степанову Андрею Артемьевичу управлением социальной защиты населения г.Чебоксары Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг на период с августа 2010 года до февраля 2011 года. В судебном заседании заявитель требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель управления социальной защиты населения г.Чебоксары Чувашской Республики Минздравсоцразвития Чувашии - Константинов Л.Б. требования не признал по доводам, изложенным в отзыве от 01.10.2010 № 01/14-185. Рассмотрев представленные доказательства, выслушав доводы и объяснения сторон, суд приходит к следующему. Степанов А.А. 10 августа 2010 года обратился с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг в отдел социальной защиты населения Московского района города Чебоксары Чувашской Республики. Согласно перечня представленных документов, указанных на обороте заявления о предоставлении субсидии, заявитель предоставил специалисту Казаковой А.А. следующие документы: - об основании пользования жилым помещением; - о доходах членов семьи; - о начисленных платежах за жилое помещение и коммунальные услуги и наличии (отсутствии) задолженности по платежам; - о льготах, мерах социальной поддержки и компенсациях по оплате жилого помещения и коммунальных услуг; - о регистрации по месту жительства (выписка из лицевого счета); - о гражданстве (копии паспортов); - о принадлежности к членам семьи. Указанный перечень документов, предоставленный заявителем в отдел социальной защиты населения Московского района города Чебоксары Чувашской Республики полностью соответствует перечню документов, указанных в постановлении Правительства РФ от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг». Документы, предоставляемые с заявлением о предоставлении субсидии установлены пунктом 8 раздела II Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных данным постановлением. В соответствии с пунктом 10 указанных Правил требовать от граждан документы, не предусмотренные пунктами 8 и 9 настоящих Правил, не допускается. При получении заявления о предоставлении субсидии специалист поставила соответствующий входящий регистрационный номер на заявлении Степанова А.А., подпись в получении документов и дату. Таким образом, суд считает необоснованным отказ отдела социальной защиты населения Московского района города Чебоксары управления соцзащиты населения г.Чебоксары Чувашской Республики Минздравсоцразвития Чувашии от 03.09.2010 года № 03-20/398 в начислении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг направленный заявителю в ответ на его заявление о предоставлении субсидии. Как установлено судом и не оспаривается представителем Константиновым Б.Л. были предоставлены документы, указанные на обороте поданного им заявления. Согласно ответу управления соцзащиты населения г.Чебоксары Чувашской Республики Минздравсоцразвития Чувашии от 03 сентября 2010 года Степановым А.А. был представлен не полный пакет документов. Вместе с тем, в ходе рассмотрения данного заявления судом установлено, что заявителем представлены документы, установленные постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 года № 761, в том числе сведения о доходах. Так Степанов А.А. представил в уполномоченный орган по месту постоянного жительства: - копии документов, подтверждающие правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, - договор передачи жилого помещения от Дата № Номер - документы, содержащие сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем, - документы выписка (справка) из лицевого счета по спорному жилому помещению; - документы, подтверждающие доходы заявителя; - документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги - сальдовые ведомости по спорному жилому помещению и справка по лицевому счету; - копии документов, подтверждающих право заявителя на льготы; - копии документов, удостоверяющих принадлежность заявителя к гражданству РФ. Однако уполномоченный орган в обжалуемом отказе не конкретизировал, какие именно документы не представил Степанов А.А. В отказе указано: «Для назначения субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг необходимо представить полный пакет документов, в том числе сведения о доходах». Данную формулировку суд признает незаконной и необоснованной, так как согласно ее буквальному толкованию ответ уполномоченного органа направлен на отказ гражданину в получении субсидии при наличии заявления и представленных документов, установленных постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761. Пунктом 36 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг законодатель предусмотрел случаи, если граждане не имеют возможности подтвердить документально какие-либо виды доходов, за исключением доходов от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности, они могут самостоятельно их декларировать в заявлении. Степанов А.А. в заявлении на субсидии доход не декларировал, следовательно такие сведения могут быть проверены уполномоченным органом в установленном законодательством РФ порядке. Также согласно пункту 7 Приказа Минрегиона РФ № 58, Минздравсоцразвития РФ № 403 от 26.05.2006 года «Об утверждении рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» субсидия предоставляется гражданину (заявителю) при одновременном его соответствии следующим условиям: - наличие гражданства РФ; - наличие основания пользования заявителем жилым помещением; - наличие регистрационного учета по месту жительства; - отсутствие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг; - превышение расходов семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Согласно представленных доказательств Степанов А.А. представил полный пакет документов. В соответствии пункту 20 Постановлению Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 г. № 2 по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). В настоящем случае доказательства обратного, то есть в том, что Степанов не представил какие-то документы и ответ уполномоченного органа является законным и обоснованным лежит на управлении соцзащиты населения г.Чебоксары Чувашской Республики Минздравсоцразвития Чувашии, однако последним не представлены соответствующие доказательства. В соответствии со ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности равноправия сторон. Статьёй 60 ГПК РФ предусмотрено, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами. Также судом установлено, что заявление Степанова А.А. одновременно соответствует условиям перечисленным в пункте 7 Приказа Минрегиона РФ и Минздравсоцразвития РФ от 26.05.2006 года № 403, а следовательно обжалуемый ответ не может быть признан законным и обоснованным. Условия, перечисленные в указанном пункте, согласуются с действующим законодательством. Что касается заявления Степанова А.А. об обязании В части требований - обязать управление социальной защиты населения г.Чебоксары Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики начислить заявителю субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг на период с августа 2010 года до февраля 2011 года суд отказывает в их удовлетворении по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 42 Правил утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 уполномоченный орган принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, рассчитывает размер субсидии и направляет (вручает) соответствующее решение заявителю в течение 10 рабочих дней с даты получения всех документов, предусмотренных пунктами 8 и 9 настоящих Правил. Действие (бездействие) уполномоченного органа при принятии решения о предоставлении субсидии, а также его решение об отказе в предоставлении субсидии либо неправильное определение ее размера могут быть обжалованы в суд (п.43 Правил). При проверке сведений и документов представленных для получения субсидии уполномоченный орган вправе проводить проверку в установленном законодательством Российской Федерации порядке (п.36 Правил). В случае предоставления субсидии в завышенном или заниженном размере вследствие ошибки, допущенной уполномоченным органом при расчете размера субсидии, излишне выплаченные средства подлежат возврату в порядке, установленном пунктом 49 настоящих Правил, а недоплаченные средства выплачиваются получателю субсидии в месяце, следующем за месяцем, в котором была обнаружена ошибка. Выплата недоплаченных средств осуществляется и в том случае, когда месяц, в течение которого они должны быть перечислены, приходится на период, когда гражданин утратил право на получение субсидии. Таким образом, принятие решения о предоставлении субсидий в соответствии с действующим законодательством РФ на оплату жилого помещения и коммунальных услуг возложено на уполномоченный орган, который при принятии данного решения использует документы полученные от гражданина и сведения полученные при проведении проверок. Следовательно, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований в данной части и считает, что заявление Степанова А.А. от 10 августа 2010 года о предоставлении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг должно быть рассмотрено по существу и принято соответствующее конкретное решение. На основании вышеизложенного и руководствуясь 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление Степанова Андрея Артемьевича к управлению социальной защиты населения г.Чебоксары Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики удовлетворить частично. Признать незаконным отказ управления социальной защиты населения г.Чебоксары Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в предоставлении Степанову Андрею Артемьевичу субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг от 03 сентября 2010 года. В части обязания начислить Степанову Андрею Артемьевичу управлением социальной защиты населения г.Чебоксары Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг на период с августа 2010 года до февраля 2011 года отказать. Взыскать с управления социальной защиты населения г.Чебоксары Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в доход государства государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 суток со дня составления мотивированного решения в Верховный Суд Чувашской Республики. Судья И.В.Филимонова Мотивированное решение составлено Дата года.