№ 2-4720-2010 Именем Российской Федерации 01 декабря 2010 года город Чебоксары Московский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Димитриевой Л.В., при секретаре судебного заседания Яковлевой А.В., с участием истца Филипенко Г.И., представителя ответчика Юркина А.П., представителя третьего лица Гавриловой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Филипенко Геннадия Иосифовича к Муниципальному учреждению «Управление жилищным фондом города Чебоксары» о возложении обязанности по замене счетчика электрической энергии. УСТАНОВИЛ: Филипенко Г.И. обратился в суд с иском к Муниципальному учреждению «Управление жилищным фондом города Чебоксары» о возложении обязанности произвести замену счетчика электрической энергии СО - И446М, 1992 г. выпуска, класс точности - 2,5, заводской номер - 2013431, установленного на межквартирной лестничной площадке второго этажа в подъезде <адрес> на новый соответствующий установленным требованиям счетчик электрической энергии, модель ЕС2726, ТУ 4228-001-27457029-99. Требования основаны на том, что он является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> соответствии с ордером, выданным исполнительным комитетом Московского районного Совета народных депутатов ДД.ММ.ГГГГ №, на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ №. В качестве членов семьи в квартиру были вселены супруга Филипенко М.А., сын Филипенко Е.Г. дочь Филипенко А.Г. С указанного времени семья зарегистрирована и проживает по указанному адресу. Для определения объема потребленной электроэнергии потребителями, проживающими в <адрес>, и расчетов за её потребления используется счетчик электрической энергии СО-И 446М, 1992 года выпуска, класс точности 2,5, заводской номер 2013431, установленный в металлическом шкафу, находящимся на межквартирной лестничной площадке второго этажа указанного дома. Все начисления за потребленную электроэнергию производились по указанному счетчику, однако с 01.06.2010 года УК ООО «Атал», на которое возложена обязанность по управлению и техническому обслуживанию дома, прекратил учитывать показания счетчика и стал рассчитывать размер платы за электроснабжение, исходя из нормативов потребления электроэнергии, ссылаясь на то, что показания счетчика с истекшим сроком поверки не принимаются. По тем основаниям, что он собственником указанного жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, не является, квартира муниципальная, а введение учета муниципального жилищного фонда, заключение договоров социального найма жилых помещений, контроль за техническим состоянием и эксплуатацией жилищного фонда, за начислением и сбором платежей с населения за жилищно-коммунальные услуги осуществляет МУ «Управление жилищным фондом г.Чебоксары», электросчетчик установлен вне квартиры, полагает, что обязанность по замене электросчетчика возложена на ответчика. С ссылкой на ст. 210 ГК РФ, ст.30 ч. 3 ЖК РФ, ст. 157 ч.1 ЖК РФ, ч. 7 ст. 13 ФЗ от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», п. 13 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергии и других нормативных документов, просит требования удовлетворить. В судебном заседании истец Филипенко Г.И. исковые требования поддержал по мотивам, указанным в иске. Дополнительно суду пояснил, что суд самостоятельно должен определить период времени, в течение которого должен быть заменен счетчик электрической энергии, он же со своей стороны полагает, что требования должны быть исполнены ответчиком в течение 2 недель со дня вступления решения в законную силу. Указанного времени полагает достаточным, тем более, что со слов электрика, замена счетчика может быть произведена в течение 30 минут. Пояснения истца в указанной части, суд принимает как уточнение исковых требований, поскольку только истец определяет основания и предмет иска, а суд в силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ принимает решение по заявленным требованиям. Представитель ответчика Юркин А.В. иск не признал, и не оспаривая предоставление истцу Филипенко Г.И. и членам его семьи изолированного жилого помещения по адресу :<адрес> по договору найма, суду пояснил, что действующим жилищным законодательством гражданам потребителям коммунальная услуга предоставляется по приборам учета либор на основании нормативов потребления коммунальных услуг. В настоящее время федеральным законодательством не определены уровни финансирования затрат по внедрению приборов индивидуального учета, поскольку они не относятся к общедомовому инженерному оборудованию и к местам общего пользования. По изложенным основаниям полагает, что нарушений прав истца ответчиком не допущено. Представитель третьего лица ООО УК «Атал» Гаврилова А.А. просила в иске Филипенко Г.И. отказать, поскольку для учета электроэнергии, потребляемой в <адрес> установлен индивидуальный прибор учета СО-И446М, 1992 года выпуска, 2,5 класс точности, с межповерочным интервалом 16 лет с момента поверки заводом изготовителем при его выпуске, который подлежал поверке с 2008 году. Поскольку срок поверки индивидуального счетчика истек, в соответствии с ГОСТ 6570-96, выпуск таких счетчиков запрещен с 01 июля 1997 года, указанные приборы поверке не подлежат и должны быть заменены счетчиками класса точности 2 или 1, указанная информация была доведена до потребителя, о чем имеется указание в квитанциях, то с 01.07.2010 года показания установленного счетчика УК ООО «Атал» не принимаются. Третье лицо администрация города Чебоксары в лице представителя Матвеевой М.Д. просила о рассмотрении дела без её участия, суду пояснила, что истец Филипенко Г.И. пользуется предоставленным ему жилым помещением на основании ордера, однако договор социального найма заключен не был. Квартира, предоставленная истцу, соответствовала на момент её предоставления, всем требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Администрация города не возражает в реализации нанимателем своего намерения по улучшению жилого помещения. Выслушав пояснение истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно постановлению администрации города Чебоксары от 21.01.2009 года № 14 Муниципальное учреждение «Управление жилищным фондом города Чебоксары» было наделено полномочиями по заключению от имени собственника муниципального жилищного фонда договоров социального найма и договоров найма жилых помещений муниципального жилищного фонда города Чебоксары. В соответствии с договором от 01 января 2009 года, заключенным на срок по 31 декабря 2012 года между МУ «Управление жилищным фондом города Чебоксары» и ООО «Атал», управляющей организации были предоставлены права на управление жилищным и нежилым фондом, в интересах муниципального образования города Чебоксары. Согласно приложению к договору была передана, в том числе <адрес>. В соответствии с ордером, выданным исполнительным комитетом Московского районного Совета народных депутатов ДД.ММ.ГГГГ №, на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ №, истцу Филипенко Г.И. было предоставлено право занятия трехкомнатной квартиры, жилой площадью РАЗМЕР кв.м, находящейся по адресу <адрес>. В качестве членов семьи в квартиру были вселены супруга Филипенко М.А., сын Филипенко Е.Г. дочь Филипенко А.Г, всего 4 человека. Указанные обстоятельства не оспаривались в судебном заседании и в силу ч. 2 ст. 68 ГПК РФ освобождаются от дальнейшего доказывания. В последующем указанное жилое помещение в собственность истца не передавалось, находится в собственности муниципального образования - администрации города Чебоксары. В соответствии со ст. 60 ЖК РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиям, установленных ЖК РФ. Как установлено в судебном заседании, договор социального найма жилого помещения, находящегося в <адрес> истцом Филипенко Г.И. не заключался. Указанное обстоятельство само по себе не свидетельствует об отсутствии между сторонами договорных отношений, при тех условиях, что между сторонами фактически сложился порядок пользования жилым помещением на условиях социального найма. При таких условиях, Филипенко Г.И. несет обязанность нанимателя жилого помещения, предусмотренные ст. 67 ФК РФ, в том числе и обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из размера потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, а по электроснабжению и газоснабжению - органами государственной власти субъектов РФ. Истцом Филипенко Г.И. заявлено требование о возложении на ответчика МУ «Управления жилищным фоном города Чебоксары» обязанности по замене счетчика электрической энергии СО-И 446М, 1992 года выпуска, класс точности 2,5, заводской номер 2013431, установленного в металлическом шкафу, находящимся на межквартирной лестничной площадке второго этажа № подъезда <адрес>. При разрешении требования истца, суд принимает во внимание следующее. Согласно ч. 2 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его введении энергетических сетей и исправность используемых ими приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. В соответствии с ч. 2 ст. 543 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иным правовым актом. В настоящее время действуют Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергии, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 года № 530. В правилах имеется раздел 12 «Основные положения организации коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках», положения которого согласно п. 136 Правил применяются в отношении граждан - потребителей, если иное не оговорено жилищным законодательством РФ. Поскольку вопрос об обязанности замены приборов учета потребления электроэнергии, не урегулирован жилищным законодательством, следует руководствоваться п. 140 Правил, касающимся данного вопроса. В силу п. 140 Правил энергосбытовая организация на основании соответствующих договоров с гражданами потребителями обеспечивает за их счет установку, замену в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации, приборов учета потребления электроэнергии. Вместе с тем, в соответствии с п. 13 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг» гражданам обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых систем, внутриквартирного оборудования, возлагается на собственников помещений. Согласно п.5.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года № 170, сохранность приборов учета электроэнергии осуществляет собственник приборов учета. Согласно п. 2.11.16 Правил технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Минэнерго РФ от 13.01.2003 года № 6, замену, проверку расчетных счетчиков осуществляет собственник приборов учета по согласованию с энергоснабжающей организацией. Из анализа приведенных положений следует, что обязанность по замене счетчика несет собственник жилого помещения. Применительно к настоящему спору - муниципальное образование города Чебоксары - администрация города Чебоксары. В соответствии с ФЗ от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» предусмотрено обязательное обеспечение учета используемых энергетических ресурсов. В силу ст. 13 указанного закона, данные требования распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Вместе с тем, п.3 ст. 13 указанного закона, установлено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления в срок до 01 января 2011 года, обеспечивают завершение проведения мероприятий по оснащению зданий, находящихся в государственной или муниципальной собственности и введенных в эксплуатацию на день вступления в силу указанного ФЗ, приборами учета, а также ввод их в эксплуатацию. Далее, п. 12 ст. 13 закона, установлено, что все действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов должны быть завершены в срок до 01 января 2012 года. Поскольку указанный срок не наступил, то требования истца о замене ему в течение 14 дней со дня вступления решения в законную силу замену счетчика электрической энергии СО - И446М, 1992 г. выпуска, класс точности - 2,5, заводской номер - 2013431, установленного на межквартирной лестничной площадке второго этажа в подъезде № <адрес>, на новый соответствующий установленным требованиям счетчик электрической энергии, модель ЕС2726, ТУ 4228-001-27457029-99, удовлетворению не подлежит. Судом выяснялось, предоставлены ли субъектом РФ, муниципальным образованием за счет средств бюджета субъекта РФ, местного бюджета поддержка отдельным категориям потребителей путем выделения им средств на установку3 приборов учета используемых энергетических ресурсов. Как следует из пояснений представителя ответчика, такие средства в бюджете 2010 года заложены не были. В силу п. 2 ФЗ от 23.11.2009 года № 261-ФЗ до установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также по истечении срока их эксплуатации расчета за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При таких обстоятельствах, нарушений прав истца в судебном заседании установлено не было. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Отказать Филипенко Геннадию Иосифовичу в удовлетворении иска к Муниципальному учреждению «Управление жилищным фондом города Чебоксары» о возложении обязанности произвести в течение 14 дней со дня вступления решения в законную силу замену счетчика электрической энергии СО - И446М, 1992 г. выпуска, класс точности - 2,5, заводской номер - 2013431, установленного на межквартирной лестничной площадке второго этажа в подъезде № <адрес>, на новый соответствующий установленным требованиям счетчик электрической энергии, модель ЕС2726, ТУ 4228-001-27457029-99. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготавливается в срок до 5 дней. Судья Л.В. Димитриева Мотивированное решение изготовлено 06 декабря 2010 года. .