Дело № 2-1983/10 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ г. Чебоксары Московский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Хрисановой Л.В. с участием истца Журиной Д.А., представителей ответчиков администрации города Чебоксары Павловой А.Н., Журиной О.А., администрации Московского района г. Чебоксары Чернышевой Е.Д., представителя ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике Баженовой И.В., при секретаре Яковлевой М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Журиной Дины Александровны, Журина Александра Викторовича, Журиной Аллы Викторовны к администрации города Чебоксары, администрации Московского района г. Чебоксары, Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства в Чувашской Республики Министерства финансов Российской Федерации, Чувашской Республике в лице Министерства финансов Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить жилое помещение - квартиру по договору социального найма в пределах г. Чебоксары по установленным нормам из расчета 18,0 кв м на каждого члена семьи, не менее 54 кв м, У С Т А Н О В И Л : Исковые требования мотивированы тем, что Журина Д.А. в составе семьи из трех человек, включая сына Журина А.В., дочь Журину А.В. состоит в очереди на улучшение жилищных условий в администрации Московского района г. Чебоксары с ДД.ММ.ГГГГ, свыше 20 лет. С декабря 2005 года состоит в очереди «малоимущие» под № также ДД.ММ.ГГГГ обращалась с заявлением о предоставлении субсидии на приобретение (строительство) жилья. До настоящего времени жилищные условия истцов не улучшены. Решениями Московского районного суда г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ признано нарушение администрацией Московского района г. Чебоксары прав очередника Журиной Д.А. при получении жилья по очереди. Так, решением Московского районного суда г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным требование начальника отдела учета и распределения жилья администрации Московского района г. Чебоксары о возложении обязанности на Журину Д.А. по предоставлению обязательства об освобождении жилого помещения бывшим членом семьи. Решением Московского районного суда г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ признано нарушение администрацией Московского района г. Чебоксары очередности при распределении безвозмездной субсидии в 2002 году; за Журиной Д.А. признано право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья на момент 2002 года и 2004 года и незаконным непредоставление безвозмездной субсидии Журиной на указанный период. Согласно статистики и имеющейся информации максимальное время ожидания получения квартиры по очереди по договору социального найма составляет около 20 лет. Со своей семьей Журина Д.А. простояла в очереди 23 года, но еще неизвестно когда она получит жилье по договору социального найма. Ссылаясь на положения ст. 40 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый гражданин РФ имеет право на жилище, органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления прав на жилище, статьи 11 Международного пакта от 16 декабря 1996 года об экономических и культурных правах, согласно которой декларировано право каждого на достаточный жизненный уровень, включающий достаточное питание, одежду и жилище и на непрерывное улучшение условий жизни, общих начал и смысла гражданского законодательства, в силу которых возникают гражданские права и обязанности, положений добросовестности и разумности и справедливости (статьи 8,9,10,12 ГК РФ), положений Жилищного кодекса РФ, в том числе статьи 7 ЖК РФ, согласно которой при невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогии права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости. С учетом того, Журина Д.А. со своей семьей в течении 23 лет состояла в очереди на улучшение жилищных условий, при этом в судебном порядке установлены неоднократные нарушения жилищных прав очередника Журиной Д.А., что привело к тому, что до настоящего времени жилищные условия истцов не улучшены, с учетом требований добросовестности, разумности и справедливости считает, что имеет право на получение квартиры по договору социального найма. Просили возложить обязанность на ответчиков предоставить Журиной Д.А. на состав семьи из трех человек квартиру по договору социального найма в пределах г. Чебоксары по установленным нормам из расчета 18 кв м на каждого члена семьи (общей площадью не менее 54 кв м). В судебном заседании Журина Д.А. поддержала свои исковые требования, изложила обстоятельства указанные в исковом заявлении. Истцы Журин А.В., Журина А.В. на судебное заседание не явились, имеется заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. Представители ответчиков администрации Московского района г. Чебоксары Чернышева Е.Д., администрации города Чебоксары Павлова А.Н., Журина О.В. иск не признали. Не оспаривают то обстоятельство, что Журина Д.А. состоит в очереди на улучшение жилищных условий в администрации Московского района г. Чебоксары с ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время она состоит на учете по списку «общий» под №, кроме того, с декабря 2005 года состоит в очереди по списку «малоимущие» под №. Оснований для внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма Журиной Д.А. не имеется. Жилое помещение по договору социального найма будет предоставлено Журиной в порядке очередности. Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике Баженова И.В. иск не признала, считает, что Министерство финансов РФ, представляющее интересы Российской Федерации, а также органы государственной власти не являются надлежащими ответчиками по делу. Учет нуждающихся осуществляется органом местного самоуправления, жилое помещение по договору социального найма предоставляется на основании решения органа местного самоуправления. Представители Чувашской Республики в лице Министерства финансов Чувашской Республики на судебное заседание не явились, надлежаще извещены о рассмотрении дела. Суд счел возможным рассмотрение дела при имеющейся явке и представленным доказательствам. Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статьи 40). Главой 7 (статьи 49 - 59) ЖК Российской Федерации предусмотрен порядок и условия предоставления муниципальных жилых помещений по договорам социального найма. Из указанных положений жилищного законодательства следует, что гражданам предоставляется жилое помещение в установленном порядке, то есть в порядке очередности, состоящим на учете нуждающихся в получении жилья. В ч.1 ст. 57 ЖК РФ указано, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 ст. 57 ЖК РФ случаев. Аналогичные положения предусмотрены Законом Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» (ч.1 ст. 12). В соответствии со ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают: 1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; 2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; 3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; 4) в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом; 5) из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах; 6) вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей. Согласно справке администрации Московского района г. Чебоксары от 20 декабря 2010 года Журина Д.А. с семьей из трех человек (сама, сын и дочь), зарегистрированная по месту жительства в комнате № в <адрес> состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ по списку «общий» под №, на учете для получения жилого помещения по договору социального найма с ДД.ММ.ГГГГ по списку «малоимущие» № Как следует из объяснений сторон, письменных доказательств по делу и не оспаривается сторонами в настоящее время очередность Журиной Д.А. не наступила. То есть впереди ее стоящие на учете для улучшения жилищных условий граждане еще не получили жилье, таким образом, требования истцов о предоставлении жилого помещения по договору социального найма являются преждевременными, жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено истцам только в порядке очередности. Оснований для предоставления жилого помещения по договору социального найма вне очереди не имеется. Истцы не относятся к категории граждан, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения по основаниям, предусмотренным ч.2 статьи 57 ЖК РФ. То обстоятельство, что Журина Д.А. состоит на учете для получения жилого помещения свыше 20 лет само по себе не является достаточным основанием для предоставления ей жилого помещения по договору социального найма вне очереди, так как нормами закона длительность нахождения на учете не предусмотрена в качестве основаниям для предоставления жилого помещения по договору социального найма вне очереди. В части доводов Журиной Д.А. о соблюдении требования разумности и справедливости, суд исходит из следующего. В силу объективных причин, достигнутого уровня экономического развития государство не может обеспечить всех граждан жилыми помещениями по договорам социального найма, бесплатно, одновременно и с момента постановки на учет. Вместе с тем, государство принимает на себя обязательство по обеспечению жилыми помещениями граждан, которые в силу определенных, жизненных обстоятельств, а также в исключительных случаях остались без жилья. Государство с учетом требований разумности и справедливости определяет категории граждан, которые обеспечиваются жилыми помещения вне очереди, также определяет категории граждан имеющих право на социальную поддержку для приобретения жилого помещения. Так, согласно ч.2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: 1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; 2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; 3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых не возможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378. Также законодательно определено предоставление жилого помещения во внеочередном порядке гражданам, лишившимся жилья, например, в результате пожара, других исключительных случаях. Как следует из материалов настоящего гражданского дела, материалов учетного дела Журиной Д.А., фактически Журина Д.А. с членами семьи имеет право пользования муниципальным жилым помещением комнатой №, жилой площадью 18,1 кв м в коммунальной квартире в <адрес>, то есть в данном случае Журина Д.А. имеет жилье по договору социального найма, хотя она и члены ее семьи не обеспечены жилым помещением по установленным нормам. В данном случае исключительные обстоятельства, возлагающие обязанность на государство, органы местного самоуправления внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма Журиной Д.А. не имеются. В части доводов Журиной Д.А. о неоднократном нарушении со стороны администрации <адрес> ее жилищных прав, установленных решением суда, суд исходит из следующего. Решением Московского районного суда г. Чебоксары от 19 декабря 2007 года признано нарушение администрацией Московского района г. Чебоксары очередности при распределении безвозмездной субсидии в 2002 году; за Журиной Д.А. признано право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья на момент 2002 года и 2004 года и незаконным непредоставление безвозмездной субсидии Журиной Д.А. на указанный период. В признании нарушения очередности при распределении безвозмездной субсидии в 2003, 2004, 2005 году, внеочередное предоставление безвозмездной субсидии семье Симаковой Т.Н. в 2005 году, признании незаконным непредоставление безвозмездной субсидии Журиной Д.А. на момент 2003 и 2005 годы, взыскании с администрации города Чебоксары, Министерства финансов Чувашской Республики в пользу Журиной Д.А. убытков в сумме сумма отказано. При рассмотрении вышеуказанного гражданского дела было установлено, что в связи с тем, что граждане, которые состояли в очереди ранее Журиной Д.А. отказались от получения безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения в июне 2004 года администрацией Московского района г. Чебоксары Журиной Д.А. было предложено получить безвозмездную субсидию на приобретение двухкомнатной квартиры. Однако между сторонами возник спор относительно освобождения занимаемой жилой площади в общежитии комнаты № в <адрес>. Данный спор был разрешен судом. Решением Московского районного суда г. Чебоксары от 2 ноября 2004 года признано незаконным требование начальника учета и распределения жилья администрации Московского района г. Чебоксары о возложении обязанности на Журину Д.А. по предоставлению обязательства об освобождении жилого помещения бывшим членом семьи. В последующем, при предоставлении безвозмездной субсидии в 2005 году впереди стоящие граждане не отказались получить безвозмездную субсидию, нарушений очередности при предоставлении субсидии в 2005 году не было установлено. С 2006 года в связи с признанием утратившими силу Постановления Правительства РФ «О предоставлении гражданам РФ безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья» финансирование прекратилось. При рассмотрении вышеуказанного гражданского дела устанавливались правоотношения сторон, связанные с предоставлением безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья. Из вышеуказанного решения суда следует, что нарушения администрацией Московского района г. Чебоксары были допущены в связи с предоставлением безвозмездной субсидии. Правоотношения, связанные с предоставлением жилых помещений по договору социального найма не были предметом рассмотрения вышеуказанного гражданского дела и нарушение жилищных прав Журиной Д.А. в связи с предоставлением администрацией Московского района г. Чебоксары жилых помещений по договору социального найма решением суда не установлено. Таким образом, оснований для возложения обязанности на орган местного самоуправления по предоставлении жилого помещения по договору социального найма до подхода очереди Журиной Д.А. не имеется. С учетом изложенных обстоятельств исковые требования Журиной Д.А., Журина А.В., Журиной А.В. о возложении обязанности предоставить жилое помещение - квартиру по договору социального найма в пределах г. Чебоксары по установленным нормам из расчета 18,0 кв м на каждого члена семьи, не менее 54 кв м удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд Р Е Ш И Л : Отказать в удовлетворении исковых требований Журиной Дины Александровны, Журина Александра Викторовича, Журиной Аллы Викторовны к администрации города Чебоксары, администрации Московского района г. Чебоксары, Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства в Чувашской Республики Министерства финансов Российской Федерации, Чувашской Республике в лице Министерства финансов Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить жилое помещение - квартиру по договору социального найма в пределах г. Чебоксары по установленным нормам из расчета 18,0 кв м на каждого члена семьи, не менее 54 кв м. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Московский районный суд г. Чебоксары. Председательствующий: судья Л.В. Хрисанова Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.